Вестник Мурмана. 1923, N11.
І 2 В Е С Т Н И К № 11. доучиваться. Хотя вообще учиться никогда не поздно, но нельзя не признать, что ученье здесь является не сколько запоздавшим. Правда, на высшую железнодо рожную должность назначаются люди не за выслугу лет, а за исключительные способности. Правда также и то, что, где обыкновенным людям нужны годы для усвоения предмета, там людям с исключительными способностями достаточно придти и увидеть. Однако, как-бы ни было обширно дарование, для полного его расцвета необхо димо, чтобы оно пустило корни глубоко в почву. В этих целях следует стремиться к таким мерам, которые по- зволили-бы поступившему на железнодорожную службу технику сразу овладеть элементами всех сторон жеаезно- дорожного дела, и затем постепенно в приобретенных знаниях и опытности совершенствоваться и изощряться. Таким образом, все говорит за то, чтобы существующее одностороннее прохождение я;елезнодоролшой службы для старших агентов было заменено новой, более ши рокой постановкой дела. В железнодорожной службе знатоки видят большую аналогию с военной службой. Однако, в то время как для получения офицерского звания нужно пробыть, вообще говоря, не менее двух лет в нижних чинах, можно сделаться железнодорожным генералом, никогда не бывши железнодорожным солда том. Чтобы этого не было, необходимо учреждение на железных дорогах кандидатуры на старшие технические должности, подобно тому как существует институт кан дидатов на судебные должности. Для получения права на заведывание отдельными распорядительными частями по трем главным службам (дистанция, депо, отделение движения) должно быть уста новлено обязательное двухлетнее пребывание кандидатом на железнодорожные должности. Два года кандидатства разбиваются между тремя главными службами следу ющим образом. Кандидат должен прослужить восемь ме сяцев в службе тяги на должности сперва помощника машиниста, а потом машиниста. Так как подобный по рядок в службе тяги существует и в настоящее время, то мне нечего доказывать возможность для интеллигент ного молодого человека исполнения физически трудных обязанностей помощника машиниста. По окончании вось мимесячной практики в службе тяги, и при условии получения установленного свидетельства на право само стоятельного управления паровозом, кандидат поступает в службу пути сперва старшим рабочим, а затем до рожным мастером, неся ту и другую должность не фик тивно, а наравне с прочими сослуживцами тех лее ка тегорий, и лшвя наравне с ними в казармах. Я думаю, что и здесь мне нечего доказывать осуществимость мо его предложения. Должность старшего рабочего, ни в отношении физического труда, ни в отношении черной работы, не может внушить больше страхов, чем долж ность помощника машиниста; не может внушить инже неру страх также и перспектива житья в казарме. При изысканиях инженерам приходится жить в деревнях при условиях, по сравнению с которыми житье в линейной казарме должно показаться верхом благоустройства. Так как цикл обязанностей дорожного мастера, меня ющихся в зависимости от сезонов года, замыкается только в точение годового периода, то практика но слул;бе пути должна быть приурочена к сезону м а р т - ноябрь. По окончании восьмимесячной практики и при условии получения диплома на звание дорожного ма стера, кандидат поступает в слул;бу движения на долж ность сперва конторщика, составителя или поддежурного большой станции, затем на должность, с которой соеди нено дежурство по станции. По истечении восьми месяцев и при условии полу чения кандидатом диплома на право заведывать само стоятельно станцией, кандидатский искус кончается. Кандидат получает право на занятие высших должно стей на железной дороге, и, в зависимости от личных вкусов или случайности вакансий, избирает себе род дальнейшего служения. Времени, проведенного кандида том на низших доллшостях разных слуясб, конечно, не достаточно, чтобы сделать его глубоким специалистом по калгдой из них, но этого времени совершенно до вольно, чтобы была усвоена азбука дела. А, раз усвоена азбука, дальнейшее изучение идет само собой. Старшему техническому агенту приходится действо вать в самом фокусе перекрещивающихся интересов всех слулсб. Он может оставаться—или безучастным зри телем, ведя свою одностороннюю линию, может даже быть совсем слепым по отношению к окружающему, раз оно выходит за частокол узких интересов его службы, или же, познав на своей спине всю тяжесть тысячи мелочей, из которых слагается каждая из других служб, станет невольно присматриваться к запросам и потреб ностям окружающего, обогащая свой служебный круго зор и определяя свой образ действий не с точки зре ния интересов одной службы, а имея в виду, как ко нечную цель — успех общего дела. Как часто бывает, что старший технический агент считает служебным по двигом, когда ему удается в вопросе, затрагивающем все службы, одержать верх в смысле каких-либо выгод для его службы в то время, как это решение является отри цательным для общего хода дела! Я не говорю о таких случаях, когда явный ущерб общему делу игнорируется ради выгоды маленькой, непосредственно вверенной агенту, функции. Такие случаи, хотя и бывают, но они не должны обобщаться, так как корни их лежат не в организации дела, а в том обстоятельстве, которое лучше всего характеризуется поговоркой „семья не без урода". Я подразумеваю не эти случаи, являющиеся, к счастью, исключением, а те, весьма многочисленные, когда, при самых благородных побуждениях, старший агент, лишь потому, что он не имеет личного опыта, которого от него никто никогда не требовал, для оценки влияния того или другого распорядка по вверенной ему отрасли, на прочие стороны железнодороленого дела, является по службо бессознательным эгоистом. А поводов к столкновению интересов не оберешься. Чтобы в каждом отдельном вопросе дать решение, наилучшее для конеч ной цели, нужно уметь взвесить все „за и против" для каждой из заинтересованных слул;б, и только один лич ный опыт может привести к правильной оценке тех хлопот, какие для чужой службы создает распоряжение, подсказанное удобством своей слулібы. Статью свою 28 года тому назад я закончил расче том, по которому выходило, что содержание института кандидатов на старшие железнодоролшые должности должно было обходиться ’ дорогам около 5 рублей на версту, в виду необходимости приплаты к основному содержанию низших замещаемых кандидатами доллшо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz