Вестник Мурмана. 1923, N10.
6 ВЕСТНИК № 10. ния— трудность хозяйствования и заработков в отдален ных от линии и бездорожных местностях. Поселяясь близ линии, жители отдаленных местностей улучшают свой хозяйственный быт, усиливая в то же время ра бочий контингент дороги. Правда явление это выра жается пока еще в небольшом масштабе, но по дан ным производившихся обследований с полной опреде ленностью выясняется, что приток к линии заселыци- ков изнутри района дороги несомненно очень усилится, как только будет урегулировано дело обеспечения та ких заесльщиков землей вблизи линии дороги. Конечно, такое внутреннее перемещение не может быть при знано заселением края, ибо оно не увеличивает числен ности всего его населения в целом. Несомненно, однако, что создание этим путем хозяйственных очагов в не посредственном соседстве с дорогой будет основой бо лее широкого процесса заселения района. Совершенно бесспорно, что рассчитывать на приток в край пересе ленцев из центральных районов России не приходится. Суровые условия края будут отпугивать русских пере селенцев обычного типа от Мурманского края. Но не на этот колонизационный контингент рассчитывается дело заселения Мурмана. Его дадут северные же рай оны России, вероятно, отчасти зарубежные страны (кроме Финляндии и Скандинавии, откуда переселение в Мурманский район, конечно, но политическим сообра жениям, не допустимо). Что северные районы Вологод ской, Северо-Двннской, Череповецкой, Вятской, Новго родской и Псковской губерний дадут заселыциков на Мурман,—несомненно. Достаточно начать на Мурмане в сколько нибудь значительном масштабе, напр., лес ные заготовки, чтобы сюда двинулись рабочие руки из этих районов. Затем, так как среди этих рабочих большинство в то же время и сельские хозяева, то, при условии предоставления им земли и обеспечения заработков, значительнейшая часть их осядет в Мурманском районе, В этих целях одновременно и параллельно с органи зацией лесных заготовок,— через что дорога получит и нужный ей лесной материал, и экспортный лес, и груз для перевозок,— будут организованы раскорчевки леса на отводимых заселыцикам участках, которые тем самым будут подготовляемы для хозяйственного использования теми же заселыциками. Известные примеры колониза ции лесных (урманныих) районов в Тобольской губер нии и заселения полосы Амурской железной дороги дают полное обоснование такому колонизационному ме роприятию и в районе Мурманской железной дороги. В целях способствования заселению таким путем рай она дороги будут на предоставленной дороге террито рии изыскиваться пригодные для заселения и хозяй ства участки, вырабатываться тип хозяйства, целесо образный при данных местных природных условиях; затем участки будут подготовляться для ведения на них такого хозяйства, причем постепенно будут вводиться в хозяйственный оборот путем земельных улучшений площади, которые в их естественном состоянии для этого не пригодны. Само собой разумеется, что будет необходимо проложениѳ хотя бы не длинных подъезд ных грунтовых дорог для соединения заселяемых участ ков с линией дороги. История заселения таежных про странств в Сибири показывает, что дорожное дело имеет существенное, а иногда и решающее значение для успешности населения лесных районов. Параллельно будут устроены в соответствующих пунктах склады хо зяйственного и промыслового инвентаря, предметов жи тейского обихода и, по крайней мере, на первое время продовольствия,— для снабжения всем этим пионеров- заселыциков в порядке выдачи этих предметов в виде эквивалента заработной плать~ или путем продажи или, наконец, отпуска в кредит. Далее предполагается орга низовать опытное дело, как сельско-хозяйственное, так и промысловое для ознакомления заселыциков с наибо лее целесообразными приемами и техникой сельского хозяйства и промыслов в местах природных и эконо мических условиях. В связи с этим будут проведены меры для широкого осведомления заселыциков, а с ними и местного населения района дороги с результатами опытного дела путем устройства общедоступных лекций, выставок, подвижных музеев, подвижных показатель ных мастерских и т. п. По части агрикультуры эти меры проводятся в небольшом масштабе уже и теперь Агрослужбой, которая в дальнейшем, включенная в колонизационный аппарат дороги, будет приспособлена к колонизационным целям в большей степени, нежели сейчас. По мере возмояшости и постепенно вдоль ли нии или в удобных местах намечается устройство боль ниц, санаторий, климатических станций, школ, показа тельных хозяйств и участков, а также организация жилищного строительства, рассадников племенного скота и семенных хозяйств. Таким путем, сосредоточивая в в наиболее удобных для этого пунктах перечисленные мероприятия и устройства, дорога образует вдоль линии или в ближайших к пей местностях колонизационные опорные пункты или фактории, которые явятся базами для дальнейшего территориального расширения колони зационного дела, могущего при таких условиях, быть может, стать в будущем задачей уже более широкого колонизационного органа, для которого дорога, таким образом, проложит верный путь и явится оборудован ной колонизационной базой. Таковы задачи дороги по заселению территории, ко торая будет ей предоставлена, и подготовке дела засе ления района дороги вообще, В крае мало культурном,, крайне слабо эксплоати- руемом, хотя и обильном природными богатствами, колонизационная роль пионерной дороги не может ограничиться лишь заселением края и организацией способствующих устройству заселыциков мероприятий. Есть другая сторона задачи, не менее важная, чем за селение,—это развитие промышленной работы, промыш ленная добыча заложенных в крае природных богатств, главным образом, 'леса, полезных ископаемых и рыбы, как во внутренних водоемах (озера и реки), так и в морских водах, и переработка добытого материала в нужные стране и транспортабельные товары. Осуще ствление этих задач сближает пионерно-колонизационную цель дороги с ее эксплоатационной целью— извлечением средств из той территории, которая дороге будет пре доставлена. При данных условиях способы достижения обеих этих целей в значительной мере совпадают, ибо эксплоатация территории в целях извлечения средств одновременно создаст возможность заселения края и развития хозяйств заселыциков. Таким образом, метод
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz