Вестник Мурмана. 1923, N10.

6 ВЕСТНИК № 10. ния— трудность хозяйствования и заработков в отдален­ ных от линии и бездорожных местностях. Поселяясь близ линии, жители отдаленных местностей улучшают свой хозяйственный быт, усиливая в то же время ра­ бочий контингент дороги. Правда явление это выра­ жается пока еще в небольшом масштабе, но по дан­ ным производившихся обследований с полной опреде­ ленностью выясняется, что приток к линии заселыци- ков изнутри района дороги несомненно очень усилится, как только будет урегулировано дело обеспечения та­ ких заесльщиков землей вблизи линии дороги. Конечно, такое внутреннее перемещение не может быть при­ знано заселением края, ибо оно не увеличивает числен­ ности всего его населения в целом. Несомненно, однако, что создание этим путем хозяйственных очагов в не­ посредственном соседстве с дорогой будет основой бо­ лее широкого процесса заселения района. Совершенно бесспорно, что рассчитывать на приток в край пересе­ ленцев из центральных районов России не приходится. Суровые условия края будут отпугивать русских пере­ селенцев обычного типа от Мурманского края. Но не на этот колонизационный контингент рассчитывается дело заселения Мурмана. Его дадут северные же рай­ оны России, вероятно, отчасти зарубежные страны (кроме Финляндии и Скандинавии, откуда переселение в Мурманский район, конечно, но политическим сообра­ жениям, не допустимо). Что северные районы Вологод­ ской, Северо-Двннской, Череповецкой, Вятской, Новго­ родской и Псковской губерний дадут заселыциков на Мурман,—несомненно. Достаточно начать на Мурмане в сколько нибудь значительном масштабе, напр., лес­ ные заготовки, чтобы сюда двинулись рабочие руки из этих районов. Затем, так как среди этих рабочих большинство в то же время и сельские хозяева, то, при условии предоставления им земли и обеспечения заработков, значительнейшая часть их осядет в Мурманском районе, В этих целях одновременно и параллельно с органи­ зацией лесных заготовок,— через что дорога получит и нужный ей лесной материал, и экспортный лес, и груз для перевозок,— будут организованы раскорчевки леса на отводимых заселыцикам участках, которые тем самым будут подготовляемы для хозяйственного использования теми же заселыциками. Известные примеры колониза­ ции лесных (урманныих) районов в Тобольской губер­ нии и заселения полосы Амурской железной дороги дают полное обоснование такому колонизационному ме­ роприятию и в районе Мурманской железной дороги. В целях способствования заселению таким путем рай­ она дороги будут на предоставленной дороге террито­ рии изыскиваться пригодные для заселения и хозяй­ ства участки, вырабатываться тип хозяйства, целесо­ образный при данных местных природных условиях; затем участки будут подготовляться для ведения на них такого хозяйства, причем постепенно будут вводиться в хозяйственный оборот путем земельных улучшений площади, которые в их естественном состоянии для этого не пригодны. Само собой разумеется, что будет необходимо проложениѳ хотя бы не длинных подъезд­ ных грунтовых дорог для соединения заселяемых участ­ ков с линией дороги. История заселения таежных про­ странств в Сибири показывает, что дорожное дело имеет существенное, а иногда и решающее значение для успешности населения лесных районов. Параллельно будут устроены в соответствующих пунктах склады хо­ зяйственного и промыслового инвентаря, предметов жи­ тейского обихода и, по крайней мере, на первое время продовольствия,— для снабжения всем этим пионеров- заселыциков в порядке выдачи этих предметов в виде эквивалента заработной плать~ или путем продажи или, наконец, отпуска в кредит. Далее предполагается орга­ низовать опытное дело, как сельско-хозяйственное, так и промысловое для ознакомления заселыциков с наибо­ лее целесообразными приемами и техникой сельского хозяйства и промыслов в местах природных и эконо­ мических условиях. В связи с этим будут проведены меры для широкого осведомления заселыциков, а с ними и местного населения района дороги с результатами опытного дела путем устройства общедоступных лекций, выставок, подвижных музеев, подвижных показатель­ ных мастерских и т. п. По части агрикультуры эти меры проводятся в небольшом масштабе уже и теперь Агрослужбой, которая в дальнейшем, включенная в колонизационный аппарат дороги, будет приспособлена к колонизационным целям в большей степени, нежели сейчас. По мере возмояшости и постепенно вдоль ли­ нии или в удобных местах намечается устройство боль­ ниц, санаторий, климатических станций, школ, показа­ тельных хозяйств и участков, а также организация жилищного строительства, рассадников племенного скота и семенных хозяйств. Таким путем, сосредоточивая в в наиболее удобных для этого пунктах перечисленные мероприятия и устройства, дорога образует вдоль линии или в ближайших к пей местностях колонизационные опорные пункты или фактории, которые явятся базами для дальнейшего территориального расширения колони­ зационного дела, могущего при таких условиях, быть может, стать в будущем задачей уже более широкого колонизационного органа, для которого дорога, таким образом, проложит верный путь и явится оборудован­ ной колонизационной базой. Таковы задачи дороги по заселению территории, ко­ торая будет ей предоставлена, и подготовке дела засе­ ления района дороги вообще, В крае мало культурном,, крайне слабо эксплоати- руемом, хотя и обильном природными богатствами, колонизационная роль пионерной дороги не может ограничиться лишь заселением края и организацией способствующих устройству заселыциков мероприятий. Есть другая сторона задачи, не менее важная, чем за­ селение,—это развитие промышленной работы, промыш­ ленная добыча заложенных в крае природных богатств, главным образом, 'леса, полезных ископаемых и рыбы, как во внутренних водоемах (озера и реки), так и в морских водах, и переработка добытого материала в нужные стране и транспортабельные товары. Осуще­ ствление этих задач сближает пионерно-колонизационную цель дороги с ее эксплоатационной целью— извлечением средств из той территории, которая дороге будет пре­ доставлена. При данных условиях способы достижения обеих этих целей в значительной мере совпадают, ибо эксплоатация территории в целях извлечения средств одновременно создаст возможность заселения края и развития хозяйств заселыциков. Таким образом, метод

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz