Вестник Мурмана. 1923, N10.

№ 10. М У Р М А Н А . правителям возможно наибольших удобств по принятию, выдаче и хранению грузов. Правление дороги, несомненно, приложит все усилия, чтобы доказать на деле, что передача станции Охта- Навалочная Мурманской ж. д. была актом для района дороги целесообразным и для самой дороги необходимым, и можно быть уверенным, что результаты будут го­ ворить сами за себя. Земдя ддя (Мурманской жед. дор. Необходимость колонизации Мурманского края дик­ туется экономическими и политическими соображениями. Только при условии проведения в жизнь по возмож­ ности широких колонизационных мероприятий обиль­ нейшие природные богатства Мурманского края могут быть реализированы и претвориться в ценности, в ко­ торых так нуждается наше народное хозяйство. И только при условии полного хозяйственного освоения этого, до сей поры пустынного края, его оживления действием труда, интеллекта и техники, направленных извнутри страпы, а пе из рубежа, т. е. именно при условии российской колонизации Мурманского края, край этот будет наилучше и наиверней защищен от иностранных посягательств на его экономическое порабощение и политический захват. Все эти соображения были при­ няты за основания постановления Северо-Западного Экосо о необходимости колонизации Мурманского края. Когда вопрос этот рассматривался в Северо-Запад­ ном Экосо, то на основании материалов и соображений, представленных совместно Правлением Мурманской же­ лезной дороги и Северной Колонизационной Экспеди­ цией Наркомзсма, было принято, что Мурманская же­ лезная дорога является главной осью колонизации и единственным путем продвижения в край колониза­ ционных факторов и предприятий. Отсюда выводилось то заключение, что Мурманская железная дорога должна быть укреплена как технически, так и экономически. Она должна быть „достроена14, т. е. должен быть укре­ плен путь и должно быть заключено оборудование линии гражданскими постройками и техническими соору­ жениями, дабы провозная и пропускная способность дороги была доведена до степени, обеспечивающей вы­ полнение дорогой предстоящей ей серьезнейшей тран­ зитной роли. Ибо нельзя упускать из внимания, что если Мурманская железная дорога имеет первостепенное пионерное значение для прорезываемого ею края, то одновременно велика ее транзитная роль, так как она соединяет внутренние районы страны с единственным незамерзающим портом, необходимым для России в целях непосредственного сообщения с главнейшими торговыми портами Англии, Франции и Америки. Но как только возникает этот вопрос, то вслед за ним непосредственно выдвигается и другой: на какие же средства дорога может быть укреплена и ее работа может быть поставлена прочно. Правда, признано, что па достройку дороги государство сможет отпустить не­ которые средства. Но они будут едва достаточны для технического улучшения пути и его оборудования. Дорога лее, как это вполне признано Северо-Западным Экосо, должна выступить теперь же в роли активного колонизационного агента и на это потребуется, конечно, тоже не малые средства, и на получение этих средств от государственной казны рассчитывать, конечно, не при­ ходится. И то и другое дорогою вполне определенно учитывалось, н еще до рассмотрения вопроса о коло­ низации Мурманского края в высших государственных органах она возбудила ходатайство о предоставлении в се бессрочное распоряжение определенной территории с находящимися на ней лесами и водами, а также за­ ключающимися в ней недрами. Путем использования это* территории и эксшіоатации находящихся в ее пре­ делах природных богатств дорога рассчитывает получить значительный приток необходимых ей для ее работы средств. Вместе с тем, дорога учитывала, что хозяй­ ственное использование поверхности той территории, которая была бы ей предоставлена, п эксплоатация ле­ сов, вод и полезных ископаемых, давая средства до­ роге, в то яге время сами но себе являлись бы уже делом колонизации края, его экономического оживления и развития его производительных сил. Все это также вполне принято п одобрено Северо-Западным Экосо, которое нашло необходимым предоставление Мурманской железной дороге в пределах Олонецко-Мурманского края земельной полосы с находящимися на ней лесами, водами и ископаемыми богатствами для эксплоатации. Вместе с тем, дороге поручается осуществление при по­ мощи средств, получаемых от использования территории, которая будет ей предоставлена, ряда мероприятий колонизационного характера и значения. Таким образом, вопрос о предоставлении Мурманской железной дорого известной территории для использования и эксплоатации в целях получения средств и параллельно для раз­ вития экономической жизни края и колонизационной работы в нем является принципиально решенным в по­ ложительном смысле. Теперь предстоит практическое решение вопроса о размерах и границах той территории, которая должна быть предоставлена дороге и точная формулировка основных прав, которые будут присвоены дороге в отношении этой территории. Чтобы правильно подойти к решению этого вопроса нужно, приняв во внимание две основные цели, которые имеются в виду дорогой (проведение колонизационных мероприятий и извлечение средств), точно уяснить род и значение той работы, которую дорога разовьет на предоставленной ей территории. [ На первом плане стоит дело заселения ближайших к дороге местностей. В качестве колонизационного кон­ тингента рассматриваются прежде всего рабочие и слу­ жащие дороги, от которых за последний период и по­ ступает ряд заявлений о предоставлении им земельных участков для устройства хозяйства и оседлости. Затем имеется в виду пришлое население. За последние годы уже наблюдается перемещение жителей края из отда­ ленных его местностей к линии. Причина этого явле

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz