Вестник Мурмана. 1923, N10.
№ 1 0 . М У занят на озерах и рочках, и олѳни пускаются без при зора, массами гибнут от волков, теряются. В литературе существуют указания на непрерывное общение лопаря со своими оленями—обычай давать каждому особое имя и т. д. Это во всяком случае возможно только у малоолениых лопарей, да и у них такие обычаи надо отнести к редким исключениям ]). Охота в настоящее время не играет большой роли в хозяйстве лопаря 2). Несмотря на богатство полуострова и пушным зверем и дичыо, уже Розанов отмечает падение охот ничьего промысла. В настоящее время охота так сильно уменьшилась, что в настоящее время на этом промысле останавли ваться не приходится. Даже в б0-х годах прошлого сто летия доход от охотничьего промысла, по данным Ро ланова, составлял меньше 9°/о лопарского бюджета. Если мы отметим, что скотоводство лопарей огра ничивается овцеводством—-обычно по несколько штук овец на хозяйство, при чем продукт в большинстве слу чаев потребляется в собственном хозяйстве, то мы упо мянули о всех источниках дохода лопаря. А. Розанов отмечает еще извоз и пастушество по найму, но роль этих заработков настолько незначи тельна, что мы на них не можем останавливаться. И ж е м ц ы. Вопрос об этнографической принадлеж ности так называемых ижемцев спорен. А. Розанов и С. В. Кѳрцелли относят их к зырянам. На основании моих личных наблюдений и преданий, существующих среди населения, я склонен отнести их к русским, когда-то давно ушедшим из Ярославской губернии на Урал и Обь, сделавшимся там оленеводами и усвоив шими зырянское наречие, которым все это население владеет на ряду с русским. По внешнему виду „ижемцы“ представляют типич ных великороссов, в своем зимнем быту сохранивших уклад жизни средней России. От обитателей средней России так называемые „ижемцы“ отличаются зажи точностью, культурностью, честностью и коммерческими способностями. Появились „нжемцы “ на Лапландском полуострове в Ловозере в восьмидесятых годах прошлого столетия с, Оба, первоначально в количестве 4 семей, пришед ших с 2 .000 оленей. Затем начинается тяготение „ижемцев" на Лапланд ский полуостров и к началу европейской войны ижем цев насчитывается уже более 70 семейств с более 500 человеками обоего пола. С самого прихода „ижемцев" на Лапландский полу остров, жизнь их здесь идет в высшей степени удачно. Мало по малу они сосредоточивают в своих руках значительно больше 2/ 3 всего оленеводства края и вы рывают у кольских купцов инициативу в области тор- ‘) Лопарское проведение отела оленей на прпвязп безусловно хорошо, но оно может иметь нтіменение только у малооленных. С. В. Керцеллп указывал мне, что, по его мнению, охота имеет г, бюджете лопаря почти то же значение, что и оленеводство—охота дает главный продукт для торговли. До 1914 г. это может быть верно. Ио в настоящее время охотничий промысел временно поте рял свое значение, благодаря недостатку оружия и припасов. В бу дущем охота снова будет нмегь для лопаря огромное значение и вероятно он будет главным поставщиком пушшщы па полуострове. М А Н А. говли продуктами оленеводческого хозяйства. В Лово- зере устраивается замшевый завод. Новые пришельцы ведут торговлю с Москвой (замша), Печорой (иолувыделенпая шкура) и даже с Гамбургом (оленьи задки и т. д.). Война и последовавшая затем хозяйственная ра з руха подорвали оленеводство и сильно отразились на имущественном положении пришельцев. Уже с начала войны мобилизация молодых олене водов ослабила охрану стад, п олепи гибли жертвой волков. Затем продовольственная разверстка докончила на чатое войной. Если грубо и преуменшенно принять, что до войны у ижемцев было около 40 .0 0 0 оленей, то на 1 марта 1921 г. у них осталось всего I I — 12 .000 голов. Это обстоятельство угнетающе подействовало на оленеводов, и среди них тогда стали поговаривать о выселении их из Лапландии в Финляндию или Норвегию. За последнее время хозяйство оленеводов начинает медленно поправляться, однако, в настоящее время не имеется об этом точных сведений. Безусловно благотворное влияние окажет на олене водческое хозяйство недавно закончившаяся в Мур манске ярмарка не своими коммерческими результа тами, а именно—возможностью восстановления торго вых сношений, на которых построено благосостояние населения. Размеры статьи не позволяют подробно остановиться, ни на бытовом, ни на промысловом укладе ижемцев. В общем жизнь оленевода складывается так. Со времени зимнего убоя оленей (около 15 октября) боль шинство населения находится в селении и только при большом (дальнем) *) стаде постоянно находится пастух, который и кочует со стадом. Со времени отела (конец апреля, конец мая сего хода) ижемцы проводят со стадом, и в селениях остаются только части семей многосемейных и дети и старики. Кроме оленеводства и торговли продуктами его, у ижемцев некоторую роль играет охота, в настоящее время имеющая весьма малое значение, благодаря не достатку оружия и припасов 2). С а м о е д ы . Пришли в Ловозеро вместе с ижем- цами, без оленей, и начали свою жизнь на новом месте в качестве наемных пастухов, оленями они обзавелись лишь позднее 3). Самоедов в средней русской Лапландии всего 15 се мей— 58 душ обоего пола, исключительно в селении Ловозеро. Ловозорские самоеды постепенно теряют осо бенности племени. Уже в настоящее время они не вла деют родным языком и их разговорный язык— зырян ское наречие. Путем браков с ижемцами происходит О Ижемское стадо разделяется на две части. Первое стадо— ближнее, ездовое (одни ездовые быки), з и м о й эго стадо находится за 12—20 вер. от населения; даіьпее стадо кочует зимою в рас стоянии от 80 до 300 верст. 2) Плата пастуху, который обычно живет на хозяйских харчах, одежде, обуви для себя и для всей своей семыг, десять оленей в год, причем обычно платят важенками (матка). Олени пастуха па сутся вместе с хозяйскими; приплод оленей пастуха идет понятно в его пользу. 3) До войны охота была хорошим подспорьем хозяйства; в бу дущем от пжемцев мы можем также ждать значительного количе ства пушшшы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz