Вестник Мурмана. 1923, N10.

№ 10. М У Р М А Н А. 1 3 ’ Как поетроить Мурманскуюкооперацию? В последнее время в печати уделяется много вни­ мания вопросу о построении транспортной кооперации: нужна ли ей система многолавки, или Допросоюза? Попытаюсь и я, как кооперативный работник, вы­ сказать свой взгляд на этот вопрос- Говорить сейчас о чистой многолавке па Мурман­ ской дороге считаю невозможным и преждевременным. Во первых, для того, чтобы ДорТПО могло спра­ виться с задачей снабжения всей линии Мурманской дороги, нужны громадные средства, а с ними вместе— гибкий заготовительный аппарат, чего в данное время, по независящим от ДорТПО обстоятельствам, не имеется. Во-вторых, при недостаточности средств в центре, будет убита и та небольшая, возможная ипициативная деятельность УчТПО, которую они смогут проявить при предоставлении им хотя бы частичной автономии. Без этого их деятельность сведется к чисто распре­ делительным функциям. Вот почему Правление ДорТПО, представляя свой доклад собранию Уполномоченных о дальнейшей струк­ туре кооперации на Мурманской ж. д. высказалось за смешанную форму— взяв в основу ДорТГІО, т. о. неде­ лимость капитала и имущества, по параллельно предо­ ставив УчТПО автономию в заготовительных операциях и административно-хозяйственной работе. Собрание Уполномоченных, нриияв эту компромис­ сную форму, руководилось стремлением как можпо полнее удовлетворять своего пайщика, вместе с тем ясно учи­ тывая, что до тех пор. пока материальная основа нашей кооперации не окрепнет, до момента накопления капи­ тала в пределе, могущем удовлетворить двухмесячную потребность дороги,-—о переходе на многолавку в чистом ее виде говорить не придется. Без финансовой помощи наших хозяйственных орга­ нов, без более близкого подхода их к кооперации— Транспортной Кооперации Мурманской дороги пе окреп­ нуть. Об этом мы должай помнить и этой помощи доби­ ваться. II. Ефимов. — —— — — К третьей годовщине освобождения Мурманского края и железной дороги владычества англо-французов и бедогвардейщаны. 0 ' ( В о с п ом и н а л и , 22 февраля исполнилась третья годовщина осробо* ждения Мурманского края и Мурманской ж. д. от англо-французского и белогвардейского владычества- Мне, как видевшему и пережившему оккупацию Мурманского края и железной дороги, желательно по­ делиться своими воспомииаппяма об обстоятельствах оккупации. В начале марта 1918 г. в районе дороги начи­ нают появляться банды белых финн и делают набеги па отдельные участки Мурманской ж. д. Засевшие в Исполкоме Мурманского Совета кадеты и вс-эры поддотопляют почву для свержения Советской власти на Мурмапе, пытаются спровоцировать, а затем убивают в Мурманске Начальника Морской Обороны, адмирала Кетлинского, одного из тех адмиралов цар­ ского флота, который честно и добросовестно выпол­ нял данные ему Советским правительством приказания. Вскоре после убийства адмирала Кетлинского, союз­ ные суда вошли в Семеновскую бухту. Но, чтобы не разоблачить себя, предатели из Исполкома Мурманского Совета придумывают комбинацию и ставят в извест­ ность Москву, что англо французы изъявили свое со­ гласие оказать содействае Рабоче-Крестьянской армии в борьбе с белофиннами и что при Мурманском Испол­ коме создан Совет і:з представителей иностранных дер­ жав. Как только эта авантюра бтлла проведена в жизнь, сейчас же английские, французские п сербские войска погрузились в эшелопы и разместились по всем боль­ шим станциям от Мурманска до Петрозаводска, иод видом борьб:.і с белофиннами. Многие товарищи рабочие мурманцы сразу же по­ няли вею задуманную Мурманским Исполкомом прово- я мур.чатт). нацию и начали бить тревогу. Товарищ Д. В. Николь­ ский, стоявший тогда во главе Мурманской ж. д. (тогда еще с.-д. интернационалист), телеграфировал т. Троц­ кому, что комбинация Иностранного Совета при Мур­ манском Исполкоме и помощь англо-французов в борьбе с белофиннами— опасный путь. На это т. Троцкий ответил: „Вам виднее на месте, и если возможно на­ деяться па помощь англо-французов, то это нужно использовать". Когда мурманцы учуяли в замыслах „союзников4 уже надвигавшуюся грозу, то в Петроград были коман­ дированы со станций Кандалакша и Энгозеро тт. Па­ сторов п Парахин, чтобы получить оружие для Мур­ манской ж. д. Мы с т. Пасторовым отправились в Воеппый Комиссариат и добились выдачи нескольких сот винтовок и нескольких пулеметов, которые тт. Па­ сторов и Парахин увезли на Мурманскую ж. д. Я затем был назначен эмиссаром Хозяйственного Коми­ тета Рабоче-Крестьянской Армия и уехал па Мурман­ скую ж- д., чтобы привезти со ст. Кандалакша муки для отрядов, отправляющихся из Петрограда на театр военных действий. Прибыв в Кандалакшу, я попросил созвать общее собрание рабочих, где и объяснил цель моего приезда. Товарищи рабочие без всяких дебатов решили помочь Красному Питеру, а товарищи грузчики предложили бесплатно погрузить весь состав. На собрании вы­ ступил председатель Кандалакшского Совета,, правый эс-эр М. М. Кошелев, и заявил, что увозить муку без разрешения Мурманского Совета нельзя, по рабочие категорически приказали муку отправить в Красный Питер.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz