Вестник Мурмана. 1923, N10.
Кампания по ликвидации безграмотности начата! Пока—на первом месте Учкульт I, обучающий уже в открытых четырех ликвид. пунктах 101 чл. нашего союза. Учкульты 2, 3 и 4— равняйтесь по I району! туры, являющихся средством для производства, только не буржуазной, а пролетарской культуры, невозможно. Проводником пролетарской идеологии должен быть, прежде всего, массовик-культработник (учитель и по- литпросветчик). Борьба за идеологию учителя есть борьба за идеологию подростающего поколения, сейчас обу чающегося в наших школах. Учитель массовик в большинстве случаев апатичен, следовательно, не является сознательно проводником пролетарской идеологии из-за отсутствия материалисти ческого мировоззрения. Пассивность учителя к окру жающей общественно-экономической жизни является результатом пассивности масс. С пассивностью масс мы должны бороться. „Угроза существованию проле тарского режима заключается нестолько в активном сопротивлении экспроприированных господствующих классов, что диктуется их правильно понятыми клас совыми итересами, сколько в пассивном сопротивлении широких слоев самого пролетариата, которые не в со стоянии освободиться от чуждой идеологии, навеянной им всею, основанной на угнетении, культурой капита листического государства* (проф. Е . Варга— „Проблемы экономической политики при пролетарской диктатуре". Госиздат, 1922 год). Массовик - культработник—не враг Соввласти. Ему мы должны помочь выработать материалистическое миро воззрение. Можно с уверенностью сказать, что у боль шинства культработников определенно сложившегося мировоззрения нет. Мы должны дать нужную ориенти ровку в общественно-экономических взаимоотношениях сегодняшнего дня. Время агитации прошло. Нужна серьезная пропаганда, основанная на восприятии интел лектом, а не чувством. Пропаганды идей пролетарской культуры работник не слышал. Навыков самостоятель ной проработки общественно-экономических вопросов, пользуясь различного рода книгами, у работников нет. Полит экономия, учение о государстве, конституция—- являются для большинства материалом отвлеченным. Необходимо помочь учителю разобраться в лаби ринте вопросов, дать систему для проработки. Указать, оттенить главное от второстепенного. Нужно внедрить в сознание учителя, что школа является классовой, следовательно, должна отражать интересы господствую* щего класса, в противовес старой школе, являющейся орудием духовного и физического порабощения народ ных масс, исключительно в интересах незыблемости капиталистического государства. „Пролетарская школа— первая школа подлинного просвещения, потому что она родится из недр пролетарской революции и рабочего класса и родится для того, чтобы помочь ему оконча тельно сломить мир насилия и освободить духовно и физически угнетенные массы от цепей векового раб ства. Как огромный агитационный, политический и про светительный фактор, наша новая школа должна стать оплотом революции и ничем иным она сейчас не может быть". (Петроградская Правда, № 27, ст. проф. Дер жавина „Старая правда"). Транспортное Совещание при Карельском Област- коме практически подошло к вопросу о „переподго товке культработника", имея в виду, главным образом, не предметно-методическую переподготовку, а идеоло гическую, вернее, выработку материалистического миро воззрения путем организации курсов по общественно- экономическим вопросам, а также выработку правиль ной и теоретически обоснованной у работников про свещения ориентации в окружающей общественно-эко номической действительности. Президиумом Областкома постановление утверждено. Поручено Агитпроп совместно с Транспортным П/отде лом выработать программу курсов и наметить лекторов. Курсы должны быть организованы для всех работ ников просвещения города (Транспортное Совещание имело в виду культработников дороги). Перед КОНО стоит задача по переподготовке работников просвещения. В организации курсов заинтересован Союз работ ников просвещения в лице Культотдела Союза. Вопрос переподготовки—вопрос дня работы Союза. Посещение курсов работниками просвещения должно быть обяза тельно. Необходимо обратить внимание Союзу рабнроса на усиление' культурно-просветительной работы среди членов Союза. От результата работы Союза в культурно- просветительной области зависит результат выработки нового просвещенца—-носителя пролетарской идеологии. Конкретно, Союзу надо обратить внимание на снаб жение учителя центральной газетой. Газета—лучший пропагандист. Газета может заменить лектора, послать которого Союз на места не в состоянии. Нужно вести кампанию за добровольную подписку на центральные газеты среди членов Соиза и, в крайнем случае, посы лать газеты по месткомам работников просвещения на места в достаточном количестве за счет средств куль турно-просветительного фонда Союза. Итак, практическое разрешение вопросов на идеоло гическом фронте— задача сегодняшнего дня. „Мы должны помнить", говорит профессор Варга, „что трудность переходного периода заключается в том, что переход к коммунистическому хозяйству приходится осуществлять поколению, находящемуся еще почти целиком во власти идеологии капиталистического строя. Все затруднения являются лишь следствием этого важнейшего, истори чески незыблемого факта". Точку зрения профессора Варга можно подкрепить цитатой из книги тов. Ленина .,0 левом ребячестве4*, где он говорит: „Сила привычки у миллионов и десят ков миллионов людей— это самая страшная сила". Г. Панов,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz