Вестник Мурмана. 1923, N10.

Кампания по ликвидации безграмотности начата! Пока—на первом месте Учкульт I, обучающий уже в открытых четырех ликвид. пунктах 101 чл. нашего союза. Учкульты 2, 3 и 4— равняйтесь по I району! туры, являющихся средством для производства, только не буржуазной, а пролетарской культуры, невозможно. Проводником пролетарской идеологии должен быть, прежде всего, массовик-культработник (учитель и по- литпросветчик). Борьба за идеологию учителя есть борьба за идеологию подростающего поколения, сейчас обу­ чающегося в наших школах. Учитель массовик в большинстве случаев апатичен, следовательно, не является сознательно проводником пролетарской идеологии из-за отсутствия материалисти­ ческого мировоззрения. Пассивность учителя к окру­ жающей общественно-экономической жизни является результатом пассивности масс. С пассивностью масс мы должны бороться. „Угроза существованию проле­ тарского режима заключается нестолько в активном сопротивлении экспроприированных господствующих классов, что диктуется их правильно понятыми клас­ совыми итересами, сколько в пассивном сопротивлении широких слоев самого пролетариата, которые не в со­ стоянии освободиться от чуждой идеологии, навеянной им всею, основанной на угнетении, культурой капита­ листического государства* (проф. Е . Варга— „Проблемы экономической политики при пролетарской диктатуре". Госиздат, 1922 год). Массовик - культработник—не враг Соввласти. Ему мы должны помочь выработать материалистическое миро­ воззрение. Можно с уверенностью сказать, что у боль­ шинства культработников определенно сложившегося мировоззрения нет. Мы должны дать нужную ориенти­ ровку в общественно-экономических взаимоотношениях сегодняшнего дня. Время агитации прошло. Нужна серьезная пропаганда, основанная на восприятии интел­ лектом, а не чувством. Пропаганды идей пролетарской культуры работник не слышал. Навыков самостоятель­ ной проработки общественно-экономических вопросов, пользуясь различного рода книгами, у работников нет. Полит экономия, учение о государстве, конституция—- являются для большинства материалом отвлеченным. Необходимо помочь учителю разобраться в лаби­ ринте вопросов, дать систему для проработки. Указать, оттенить главное от второстепенного. Нужно внедрить в сознание учителя, что школа является классовой, следовательно, должна отражать интересы господствую* щего класса, в противовес старой школе, являющейся орудием духовного и физического порабощения народ­ ных масс, исключительно в интересах незыблемости капиталистического государства. „Пролетарская школа— первая школа подлинного просвещения, потому что она родится из недр пролетарской революции и рабочего класса и родится для того, чтобы помочь ему оконча­ тельно сломить мир насилия и освободить духовно и физически угнетенные массы от цепей векового раб­ ства. Как огромный агитационный, политический и про­ светительный фактор, наша новая школа должна стать оплотом революции и ничем иным она сейчас не может быть". (Петроградская Правда, № 27, ст. проф. Дер­ жавина „Старая правда"). Транспортное Совещание при Карельском Област- коме практически подошло к вопросу о „переподго­ товке культработника", имея в виду, главным образом, не предметно-методическую переподготовку, а идеоло­ гическую, вернее, выработку материалистического миро­ воззрения путем организации курсов по общественно- экономическим вопросам, а также выработку правиль­ ной и теоретически обоснованной у работников про­ свещения ориентации в окружающей общественно-эко­ номической действительности. Президиумом Областкома постановление утверждено. Поручено Агитпроп совместно с Транспортным П/отде­ лом выработать программу курсов и наметить лекторов. Курсы должны быть организованы для всех работ­ ников просвещения города (Транспортное Совещание имело в виду культработников дороги). Перед КОНО стоит задача по переподготовке работников просвещения. В организации курсов заинтересован Союз работ­ ников просвещения в лице Культотдела Союза. Вопрос переподготовки—вопрос дня работы Союза. Посещение курсов работниками просвещения должно быть обяза­ тельно. Необходимо обратить внимание Союзу рабнроса на усиление' культурно-просветительной работы среди членов Союза. От результата работы Союза в культурно- просветительной области зависит результат выработки нового просвещенца—-носителя пролетарской идеологии. Конкретно, Союзу надо обратить внимание на снаб­ жение учителя центральной газетой. Газета—лучший пропагандист. Газета может заменить лектора, послать которого Союз на места не в состоянии. Нужно вести кампанию за добровольную подписку на центральные газеты среди членов Соиза и, в крайнем случае, посы­ лать газеты по месткомам работников просвещения на места в достаточном количестве за счет средств куль­ турно-просветительного фонда Союза. Итак, практическое разрешение вопросов на идеоло­ гическом фронте— задача сегодняшнего дня. „Мы должны помнить", говорит профессор Варга, „что трудность переходного периода заключается в том, что переход к коммунистическому хозяйству приходится осуществлять поколению, находящемуся еще почти целиком во власти идеологии капиталистического строя. Все затруднения являются лишь следствием этого важнейшего, истори­ чески незыблемого факта". Точку зрения профессора Варга можно подкрепить цитатой из книги тов. Ленина .,0 левом ребячестве4*, где он говорит: „Сила привычки у миллионов и десят­ ков миллионов людей— это самая страшная сила". Г. Панов,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz