Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 9 (20 марта).

16 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ № 9 П е р вы е исследования внутренних вод Карельско-Мур­ манского края о тноси тся к самому концу XVIII века и на­ ч а л у XIX. Одним из первых исследований, здесь, был ак. Н . Я . Озерецковский. После него изучением озер и рек К а р е л и и занимались р яд других исследователей, однако, р а б о т ы эти не носили систематического и постоянного х а­ р а к т е р а . И зуч ени е велось отрывками и в бо пыпинстве случ ае в в течении неболыппх сроков. Следующий период в дел;; и зуч ения внутренних вод края начинается с 70-х г о д о в прошлого столетия, когда впервые было ор гани зо ­ в а н а значительная экспедиция для гидрографической опи­ с и и гидрологического изучения Онежского озера. Эта эк сп е д и ц и я была осуществлена средствами быв. Мин. Пу­ т е й Сообщений совместо с Морским Ведомством и при у ч а с т и и Русского Географического О-ва. Следующими наи ­ б о л е е значительными гидрологическими исследованиями в н аш ем крае были: Онежская экспедиция под руководством проф . С. А. Советова в 90-х годах пр. века, многолетние р а б о ты экспедиции иьж. Лебедзинского по изучению ру­ д он о сных озер центральной Карелии, экспедиции фин­ л я н д с к и х ученых в Лапландию, возобннвление гидроло­ г и ч е с к и х работ на Онежском озере в 1915 г. и в 1924-26 г.г., з н а ч и т е л ь ны е работы Олонецкой Научной Экспедиции в 1919-24 г.г. и ряд второстепенных исследований отдельны­ ми органи зациями и лицами. Последние касались рек Су­ пы, Олонкн, Ковды и др., а так же озер и рек на про ст­ р а н с т в е между Белым морем и Онежским озером в целях вы я сн е н и я возможности сооружения здесь Беломорско- Он еж ско го канала. Бон росы водного хозяйства края в наше время поль­ зую т с я вниманием как местных, так и центральных учреж­ д е н и и и ведомств; Центральное Управление Коммуналь­ ным Хозяйством Карелии, Карельское Лесное Управление, Мурманская ж. д., Нар. Комис. Путей Сообщения, Главэлек- тро и некоторые другие, будучи заинтересованы в со­ стоянии водного хозяйства, имеют здесь свои водомерные посты и даже гидрометрические отанцип. Особенно боль­ шой интерес к водным силам Карельско-Мурманского края проявляет Г'лавэлектро, создающее водомерные посты на большинстве крупных рек и озер Карелин и Лапландии. Обслуживается водное хозяйство края 59 водомерными постами, по -морским бассейнам они распределяются сл е­ дующим образом: Балтийский—37, Беломорский 22; и в бас­ сейне Ледовитого океана водомерных постов не имеется воВсе. В настоящее время предполагается восстановить из числа прежде существовавших постов 17, в бас. Ледо­ витого океана—3, в Беломорском 11 и Балтийском 3. Т а ­ ким образом сеть водомерных постов, в нашем крае, к кон­ цу 192(3 г. выразит я в количестве 76. До революции на реках и озерах края функционировало 301 водомер­ ных поста. Кроме водомерных постов в Карелии работали и о т ­ части работают и теперь гидрометрические станции. В настоящее время ведут наблюдения 2 гидрометрические станции, одна на р. Суне и другая на р. Ковде, в текущем году предполагается восстановить одну станцию этого ро­ да на р. Кеми (в Подужемье) и одну на р. Вы г(у Падвойц). Восстановление обслуживающих внутренне воды гидро­ метрических станций и постов постепенно приближает наш крап , в этом отношении, к довоенному состоянию. Конечно, этого далеко не достаточно для такого изобилую­ щего водами района, как Карелия и Лапландия, но в те ч е­ ние ближайших лет стараниями заинтересованных ведомств все же удастся сделать в области водного хозяйства у нас,—многое. ~оой$оо- Авиация и наш Север К а к в ряде журналов, так и во многих заинтересован­ ны х научных н правительственных учреждениях, уделяется с е й ч а с не мало внимания вопросу о значении авиации для н аш е г о дальнего севера. Д. Фан-дер-Флит в журнале „Торговый Флот" в статье „ З н а ч е н и е авиации для нашего с е в е р а ', выявляет наибо­ л е е важные п интересные стороны вопроса. Пример Канады, страны во многом сходной с нашим К а р е л о-Мурманским краем, должен быть для нас показа­ т е л е н и поучителен и здесь. Канадский воздушный флот имеет сейчас до 200 аэро ­ планов, удовлетворяющих не только требованиям местного п ассажирско го сообщения, по и запросам лесного, рыбно­ г о и горного промыслов и транспорта. Н а дальние прииски здесь доставляются на самолетах р а б о ч и е и корреспонденция, в экстренных же случ аях— ч а с т и машин для оборудования рудников. Аэрокартографирование, распланировка участков, ин­ с п е к т о р с к и й надзор над неоглядными просторами лесных р азр аб о то к , авиоразнедка лесных пожаров, доставка на место пожарных и дезинфекторских команд, снабжение п а р т и й лесорубов и енлавщпков медицинской помощью, у п л а т а им жалования, стежка за сплавляемым по рекам лесом , задерживающимся иногда на заторах,—всю эту р аз­ нообр а зную и необходимую з чесь работу выполняют аэро­ планы . Рыбопромышленный Департамент Канады пользуется н е менее широко самолетами на рыболовных и морских промыслах. Наблюдения в течение двух последних промыс­ л о вы х сезонов за ходом тунца и макрели позволили свое­ вр еменн о оповещать об этом с воздуха рыбачьи флотилии, ч т о дало самые положительные результаты. В Канаде аэропланы несут также службу по охране ры б н ы х и зверобойных промыслов. В разгар промыслово­ г о се зон а самолеты не только руководят рыбной ловлей, н о и снабжают с центральной аэробазы тысячи рыболов­ ны х судов всем необходимым. В зимний сезон самолеты незаменимы для разведки м е с т залегания промыслового зверя, в весеннюю же пору часто оказываются спасителями многих сотен унесенных на льдинах в море рыбаков. Все перечисленные, часто незаменимые услуги, кото­ рые самолет оказывает в стольких родах человеческой д е­ ятельности, целиком могут быть перенесены к нам на се­ вер. На нашей лесной территории площадью в 583.000.000 гектар, против ‘270.000.000 г. Катады, из коих огромная часть вовсе не исследована, помощь аэроплана могла бы принести огромную пользу. Аналогия между Карело-Мурманским краем и Канадой, между тамошннм ходом макрели и тунца и нашей треской, а в Белом море сельдью, между тамошними лесными и ми­ неральными богатствами и нашими во многих отношениях полная. Изумительно же прозрачная вода Ледовитого оке­ ана особенно благоприятствует успешности наблюдении с воздуха. Но где особенно был бы полезен у нас самолет, это в хромающей на обе ноги гидрографии и географии н а­ шего дальнего севера. Здесь есть целые области, не толь­ ко не заснятые, но и вовге не определенные еще геогра­ фически, великий северный путь в Сибирь также едва-ли будет когда—нибудь осуществлен без помощи самолетов, занятых ледовой разведкой. Наши же Карские радио-стан­ ции не принесут никакой пользы в деле обслуживания пути, если одновременно с прочими работами не займутся также и ледяной авио-разаедкой. На службе у нашей гидрографии самолет уже за р е ­ комендовал себя еще в 1924 г., когда с его помощью был подробно, обследован целый ряд мало изученных районов в восточном направлении пролива Маточкин Шар на Но­ вой Земле. Еще более необходима его помощь в районах Енисей­ ской и особенно Обской губы, а также в устье реки П е ­ чоры, где малообследованный и изменчивый фарватер, множество мелей, и дри всем этом отсутствие правильных карт, создают серьезные затруднения и опасности для па­ роходов, направляющихся в эти порты. Б. Г. Островский.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz