Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 8 (10 марта).

ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ 3 П риходи т ся удивляться большому м а сш т а ­ бу ро с т а жизни на дороге и около нее, ко ­ торый резко бросает ся в глаза всякому, кто видел Мурманскую ж. д. два года тому н а ­ зад и видит ее теперь. Из особо выдающихся до стижений н е ­ обходимо о тм е ти т ь создание двух новых т ехни ч е ских центров на доро г е— это К ан д а ­ л акша и Кемь . Ещ е совсем в недавнем прошлом две ма­ леньких не заметных станции . К ан д а л а кш а и Кемь сей ч а с предс тавляют собою железнодо ­ рожные городки , о свещенные эл ек трич еством и предоставляющие своему населению все необходимое, включительно до клуба и радио. В нескольких пун к т ах дорогою созданы лесопильные заводы на паровом и э л е к три ­ ческом оборудовании , возле к о торы х— боль­ шие лесные биржи, об есп ечи вающие шп ал а ­ ми и пиломатериалами ещ е несколько же­ лезных дорог, кроме самой Мурманской . Если к этому прибавить кирпичные з а ­ воды, бондарное производство , налаженное дорогой, железнодорожные э л е к трич е с ки е станции , снабжающие эн ер ги ей прилегающие к линии поселки, то картина оживления края и дороги с т а н е т вполне очевидной . Свиде тельствуя исключительно быстрое р а з ви ти е и у лучш ен и е дороги , нельзя не о т ­ метить , что, выполненное в таком масштабе , оно н е могло быть произведено на средства , о тпущ енны е доро ге в т еч ени е двух послед­ них лет, и в обычном темпе работ, Необходимо признать , что достижения в э той области должны быть приписаны о со ­ бым заслугам Правления дороги , которое весьма умело и продуманно комбинировало о тпу ска емые средства и доходы своих вспо­ могательных предприятий . Бы с т р о т а же р а з ви ти я доказывает н е ­ обыкновенную энергию , с которой все р а ­ ботники дороги преодолевали тяжелые у сло ­ вия работы , сознавая ее зн а ч ен и е для всей страны. Муоманская ж. д., как пролег ающая по безлюдному краю, с неразвитыми , хотя и богат ейшими , хозяйственными р е с сур с аии , не может сущ е с т вов а ть и работ ать , как про ­ чие дороги, выполняя только одни т р а н ­ спортные функции . Народный Комис сар П у т е й Сообщений тов. Р у д з у т а к после посещения им Мурман ­ ской ж. д., сказал , что „Мурманская дорога, как чисто -железнодорожное хозяйство не мо­ жет существовать . Она может сущ е с т во в а ть тогда, когда своей р аботой оживит тот край , по которому проходит". Ei voi olla ihme tte lema tta r a d a l l a ja sen varsilla t a p a h t u n u t t a e l am an elpymista, joka heti p is taa joka isen silmaan , joka on n ahny t r au ta tien kaksi vuo tta sitten ja nakee sen nykyaan . Suu r imm is ta s a avu tuk s i s t a on ma ittivat kah - den u u d e n tekn illisen keskuksen ja rje s tam in en radalle, to inen K an ta l ah te en ja to inen Kemiin. K an ta lah ti j a Kemi, jo tka v ie la joku aika sitten olivat a i n o a s t a a n kaksi p ienta a ivan h u om a am a t o n ta a s em a a muodo s tav a t nykyaan a s em ak aupung in kumpikin , omine sahkolaii- teksineen ja jo tka t a r j o av a t vaesto lleen kaiken ta rpee llisen a ina klubiin j a rad ioon saakka. Rau ta tie on r a k e n n u t t a n u t m u u t am i a s a h a - laitoksia seka hoy ry lla e tta s ahkovo ima lla kayp ia ja na iden saho jen p u u t a v a r a t a r h a t kykeneva t tyydy ttamaan ei a i no a s t a an M u u rm an n i n r au ta - tien oman v a a n viela monen muunk i n r a d a n s a h a t a r a r a - j a ra tapo lkky ta rpeen . Jos ede llam a in itun lisaksi viela ma in itsemme pe rus te tu is ta tiilitehtaasta, tynno rituo tannosta , jotka rau ta tie on p e ru s tanu t, rau ta tien sahko - voimalaitoksista, jo tka v a r u s t a v a t rau ta tlen ja sen a su tuk s e t sahkovo ima lla , niin kay s e u d u n elpym inen s ilm innah tavaks i. Tod e te s samm e ta lla isen po ikkeuksellisen n o p e an kehityksen ja p a r a n n u k s e n rau ta tie lla , emme voi olla main itsematta, e tta nain nop e a nou su ei ole o llu t mahdo llinen niilla varoilla, jotka rau ta tie lle ku lu n e e n kahden v uod en a ikana on myonnetty. On myonne ttava , e tta s a avu tuk s e t ta lla a la lla ova t la ske ttava t rau ta tien ha llinnon an- sioksi, silla hallin to on hyvin ta itavasti ja ha r- kiten kaytellyt rau ta tie lle myonne tty ja v a r o j a j a apu liikkeistaan s a am i a an tu lo ja. N op e a kehitys ta a s osoittaa tav a ton ta voimaa, jo lla kaikkl rau ta tien tyčlaiset ja toimitsijat ova t vo ittanee t kaikki vaikeat tyoehdot, tietoisina tyonsa me rk ityksen s u u r u u d e s t a koko maalle . M u u rm a n n i n rau ta tie ei voi t u l l a tolmeen, niinkuin m u u t rautatiet, a ino a s taan ku ljetusla i- toksena, suo rittaen sille kuu luv ia teh tav ia , silla se ku lkee halk i a sum a ttom an ja kehittymatto- man s e udun , vaikkak in t am a s eu tu omaa s u u r e t rikkaude t ja ta loud e llis e t mahdo llisuude t. Ku lku a s ia in Kansankom isa ri tov. R u d s u- t a k kayn tinsa ja lkeen M u u rm a n n i n rau ta tie lla sanoi, e tta „M u u rm a n n i n rau ta tie ei voi tu lla toimeen p e l kk an a r au ta tie ta lou tena . Se voi saily ttaa o lem a s s ao lon s a ainoastaansillo in , kun se e lvy ttaa sen s eudun , jonka halk i s e k u l k e e " . Ilman t a t a j a a rau ta tien tyč kuolleeksi ja tyhjaksi.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz