Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 8 (10 марта).

24 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ имеем следующее деление: русских 48, карел 69, финнов 6 . Это об'ясняется тем, что при намечении пунктов школ учитывались национальные особен­ ности карельского края. Ш. К. М. в гор. Ухте, являющемся пограничным уездом, со сплошным финским населением, комплектуется из финских детей. В Угмойльской школе Петрозаводского уезда преобладающее количество учеников тоже—карелы. Такое явление нужно учесть, как несомненную заслугу Соцвоса. В отношении педагогического состава Ш. К. М. дело обстоит значительно лучше, чем в остальных школах Соцвоса. Всего учителей 24 чел. По соци­ альному положению из них: рабочих 7, крестьян 7, прочих 10. По национальности: русских 14, карел 2, финнов 2, других национальностей 6 . По пар­ тийности: членов ВКП (б)—6, членов РЛКСМ—2, беспартийных 16. Переходим к вопросу о производственном обу­ чении. Приобретение технических навыков по сель­ скому хозяйству неразрывно связано с соответ­ ствующей материальной базой. Лучше всего эта работа поставлена в Ухтин­ ской Ш. К М. Совсем плохо обучение поставлено в Угмойльской школе. Обучение должно проходить комплексным ме­ тодом. Вся учебно-производственная установка школы строится на конкретных особенностях кре ­ стьянского хозяйства уезда, в котором находится данная школа. При этом основным стержнем в бучении ставится самый производственный про­ цесс крестьянского хозяйства. Но, конечно, от этого принципа в практике школ есть некоторые отклонения. Вообще этот вопрос для Ш. К. М. являлся боль­ ным и требовавшим немедленного разрешения. Поэтому первое областное совещание уделило главное место разработке программно-методических вопросов. Основательно, семинарским путем были разобраны программы, их установка и основные принципы их построения Не везде одинаково проходит в Ш. К. М. и об­ щественно-политическая работа. Из докладов с мест выяснилось, что первой в этом направлении идет Ухтинская школа, развившая энергичную ра­ боту среди местного крестьянского населения. Слабо идет работа в Пудожской школе и еще слабее в Угмойльской. Такое положение заставляет задуматься. Вез помощи в развертывании этой работы в де­ ревне—Ш. К. М. еще долго не сумеет завоевать нужного авторитета среди крестьянства. Помощь Месткому, кооперативу, кресткому, ВИК‘у и Сель­ совету, избе—читальне и другим общественным организациям должна стать не только книжной, но реальной и конкретной задачей. Эту работу Ш. К. М. в Карелии развернуть можно и нужно, так как опыт в других школах по СССР накопился значительный. В частности, недавно проходившая конференция учащих в Ш. К. М. Ленинградской губернии дает весьма ценные указания. Одним из крупных недочетов является неувязка общест­ венно'политической работы с соответствующими общественными организациями и учреждениями. Такой факт имел место в Пудожской школе при проведении кампании дня урожая. Школа провела его вполне самостоятельно, а через нес­ колько времени эту же кампанию стал проводить Уездно-земельный отдел. Такой паралиелизм ведет к распылению сил, которыми мы и так чрезвы­ чайно бедны. За исключением Ухтинской школы, совсем нет общественно-практической помощи крестьянам— бецнякам. А это завоевало бы Ш. К. М. доверие крестьянства. Слабо участвуют школы и в общест­ венных начинаниях деревни—как-то: починка мо­ стов, прокладка новых дорог и т. д. Особым вопро­ сом стоит политико-просветительная работа. Дере­ вня еще не знает новых форм художественной пропаганды. Вечера вопросов и ответов, инсценировки, жи­ вой и устной газеты, получившие такое широкое распространение в городе, в деревне еще приви­ ваются очень слабо. ТТГ К. М. должна стать проьодником этих форм. Между тем опыта у самих школ очень мало. Такое явление имеет место в силу того, что клубная ра­ бота у Ш. К. М. Карелии находится еще в загоне. Эго серьезный недостаток и Сопвосу Карнарком- проса следует обратить на него особенное вним i- ние. Далее необходимо коснуться вопроса о само­ управлении школы. Разработанное Соцвосом поло­ жение о Щ. К. М., пока еще не вошло в жизнь школы. Между тем для нормальной работы, обеспе­ чивающей выявление всех творческих сил школы, нужно провести самое широкое самоуправление. Строительство Ш. К. М.—дело новое. Собира­ ние опыга результатов учебы не мыслимо без при­ влечения учащихся к руководящей работе. И здесь нужно идти значительно дальше чем в школах семилетках и девятилетках. Взять хотя бы самый основной предмет школы—сельское хо­ зяйство. Агрономов, удовлетворяющих в достаточ­ ной мере требованиям технических знаний и прак­ тических навыков в агро-культуре и способных вести педагогическую работу, у нас нет. Опыт методики преподавания практической агро-куль­ туры слишком незначительный. И здесь очень важно втянуть в составление производственных планов и методов его проведения самих учащихся. В заключение укажем, что совещание помимо учебной и организационной постановки школ де­ тально разобрало ‘ вопрос о взаимоотношениях школы с ячейкой РЛКСМ. Совещание принесло громадную пользу. Оно дало возможность обменяться опытом и получить целый ряд серьезных руководящих ука­ заний. Можно надеяться, что в будущем году дело двинется значительным шагом вперед, так как ьсе предпосылки для развития III. К. М., являющихся единственной формой закопченного образования крестьянской молодежи, имеются на лицо. А. А. Осинник.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz