Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 8 (10 марта).

ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ 23 : п Т ш Е Щ Е Н 2 Е* 1 ♦ ♦ ♦ ♦ - ф —Ф--Ф--ф—ф—ф- <ф - - + + + + + + + + -Ф^фф О школах крестьянской молодежи в Карелии (По материалам 1-го областною совещания педаююв и заведующих Ш. К. М.). В Карелии есть 3 Ш. К. М Они возникли очень недавно и поэтому их работа не вылилась в опре­ деленные, спокойные формы, а представляет путь всевозможных исканий. ■Во многом работа тормозилась отсутствием пред­ ставления о правильной программно методической постановке школ у ее руководителей. Наркомпро- сом для устранения этого недочета впервые было созвано областное совещание педагогов и заведы- вающих школ, руководить которым был приглашен известный Ленинградский методист тов. Смиренно- Мудренский. Совещание отчетливо выявило картину положе­ ния школ К. М. имеет своею задачей подго­ товку из крестьянской молодежи кооперативно- технически грамотных крестьян. Идея созд шия школ принадлежит Комсомолу, который первый забил тревогу о несоответствии системы народною образования с нуждами сельско­ хозяйственного развития деревни. Первые практические мероприятия в Карелии были проведены в 1923 году. За два года сущест­ вования Ш. К. М., наряду с положительными мо­ ментами, мы имеем и ряд существенных недостат­ ков. Из докладов с мест выяснилось, что в Школах Крестьянской Молодежи имеется ненормальный уклон, который, особенно, резко бросается в Пудож­ ской школе. Подготовка крестьянина, обладающего не толь­ ко навыками культурного ведения своего хозяй­ ства, но и навыками кооперирования деревни, в Пудожской школе проводится слабо, между тем только в соединении с этой задачей определяется все содержание работы Ш. К. М. Момент получения навыков кооперирования де­ ревни в школе должен приходить красной нитью во всей производственной учебной жизни Нельзя ограничиваться прохождением элемен­ тарных данных по кооперации, включенных в об­ щий курс политграмоты. При таком положении мы получим очень опас­ ный 'отрыв теории от практики. Сельско-хозяйст- венные знания, применяемые в практике школь­ ного хозяйства вне связи с перспективами сель- ско-х< зяйственного развития данного уезда, нуж­ ного для нас крестьянина не дадут. Вот почему Пудожской школе в первую оче­ редь совместно со всеми хозяйственными коопера­ тивными организациями и с уездным статбюро, важно определить точную картину положения крестьянского хозяйства и тенденции в его раз­ витии. Ято дает возможность выявить его самые неотложные нужды, на основании которых должна строиться целевая установка Ш. К. М. Материальная бага у отдельных школ не оди­ наковая . В самом плачеввом положении находится Уг- мойльская школа в Петрозаводском уезде. В инвен­ тарь учебного хозяйства входит всего одна лошадь. Нет даже своего земельного участка, что мешает возможности использовать свое единственное бо­ гатство—лошадь Рогатого скота школа не имеет. Отсутствуют учебные мастерские. Несомненно, что при таком материальном положении Угмойльская школа да­ леко не выпопняет своих задач Несколько лучше обстоит дело в Пудожской школе. Здесь уже имеется, если не в широких раз­ мерах, но все же развернутое школьное хозяйство. Имеется земельный участок в 2,8 десятин. До ноя­ бря месяца 1925 года имелся еще агро участок в 5 десятин с живым инвентарем, 2 лошади, 5 дой­ ных коров, телята, 2 быков, 2 свиньи. Но в виду дефицитности это хозяйство от школы отобрано и в данное время ведутся переговоры о предостав­ лении школе другого хозяйства. Лучше всех материальная база в Ухтинской школе. Последняя имеет пахотной земли 5,6 дес., сенокосной 18 дес, коров доёных 16, лошадей 5, телят и нетелей 8, быков 2, свиней 2. Продукция учебного хозяйства в 1925 году была следующая: ячменя—466 пудов, овса—162 п., ржи —51,5 п., корнеплодов—353,3 п., сена—4,167 п , вики и овсяной смеси—366 п., соломы яровой—525 п., молочной продукции—17,242 клгр. Несколько слов о составе учащихся и педаго­ гов. Всего охвачено этими шюлами 123 ч., из них 89 мальчиков и 34 девочек. По социальному про­ исхождению: крестьян 10 5 человека, из них детей бедняков 46, средняков 54, кулаков 3, служащих 3, рабочих 6 и прочих 11. Цифры показывают, что социальный состав не выдержан. Часть учащихся явно не соответствует задачам школы. Очень трудно предположить, чтобы дети служащих, рабочих и прочих будут в даль­ нейшем вести свое крестьянское хозяйство. Не менее интересна цифра о детях кулачества, их имеется 3. Несомненно, что школа своим воз­ действием вряд ли сможет воспитать учащихся, здесь влияние семьи будет перевешивать. Следо­ вательно, те знания, которые они получат в школе, будут ими применяться не в целях развития ко­ оперирования, деревни, а для укрепления своего частно-собственнического кулацкого хозяйства. Такие явления буду г происходить и в будущем, если все общественные организации не сумеют провести заранее подготовленной кампании по вер­ бовке учащихся и не уделят должного внимания популяризации Ш. К. М. в массах крестьянского населения. Национальный состав учащихся вполне удовле­ творительный. П9 национальному признаку мы к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz