Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 8 (10 марта).
ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ 23 : п Т ш Е Щ Е Н 2 Е* 1 ♦ ♦ ♦ ♦ - ф —Ф--Ф--ф—ф—ф- <ф - - + + + + + + + + -Ф^фф О школах крестьянской молодежи в Карелии (По материалам 1-го областною совещания педаююв и заведующих Ш. К. М.). В Карелии есть 3 Ш. К. М Они возникли очень недавно и поэтому их работа не вылилась в опре деленные, спокойные формы, а представляет путь всевозможных исканий. ■Во многом работа тормозилась отсутствием пред ставления о правильной программно методической постановке школ у ее руководителей. Наркомпро- сом для устранения этого недочета впервые было созвано областное совещание педагогов и заведы- вающих школ, руководить которым был приглашен известный Ленинградский методист тов. Смиренно- Мудренский. Совещание отчетливо выявило картину положе ния школ К. М. имеет своею задачей подго товку из крестьянской молодежи кооперативно- технически грамотных крестьян. Идея созд шия школ принадлежит Комсомолу, который первый забил тревогу о несоответствии системы народною образования с нуждами сельско хозяйственного развития деревни. Первые практические мероприятия в Карелии были проведены в 1923 году. За два года сущест вования Ш. К. М., наряду с положительными мо ментами, мы имеем и ряд существенных недостат ков. Из докладов с мест выяснилось, что в Школах Крестьянской Молодежи имеется ненормальный уклон, который, особенно, резко бросается в Пудож ской школе. Подготовка крестьянина, обладающего не толь ко навыками культурного ведения своего хозяй ства, но и навыками кооперирования деревни, в Пудожской школе проводится слабо, между тем только в соединении с этой задачей определяется все содержание работы Ш. К. М. Момент получения навыков кооперирования де ревни в школе должен приходить красной нитью во всей производственной учебной жизни Нельзя ограничиваться прохождением элемен тарных данных по кооперации, включенных в об щий курс политграмоты. При таком положении мы получим очень опас ный 'отрыв теории от практики. Сельско-хозяйст- венные знания, применяемые в практике школь ного хозяйства вне связи с перспективами сель- ско-х< зяйственного развития данного уезда, нуж ного для нас крестьянина не дадут. Вот почему Пудожской школе в первую оче редь совместно со всеми хозяйственными коопера тивными организациями и с уездным статбюро, важно определить точную картину положения крестьянского хозяйства и тенденции в его раз витии. Ято дает возможность выявить его самые неотложные нужды, на основании которых должна строиться целевая установка Ш. К. М. Материальная бага у отдельных школ не оди наковая . В самом плачеввом положении находится Уг- мойльская школа в Петрозаводском уезде. В инвен тарь учебного хозяйства входит всего одна лошадь. Нет даже своего земельного участка, что мешает возможности использовать свое единственное бо гатство—лошадь Рогатого скота школа не имеет. Отсутствуют учебные мастерские. Несомненно, что при таком материальном положении Угмойльская школа да леко не выпопняет своих задач Несколько лучше обстоит дело в Пудожской школе. Здесь уже имеется, если не в широких раз мерах, но все же развернутое школьное хозяйство. Имеется земельный участок в 2,8 десятин. До ноя бря месяца 1925 года имелся еще агро участок в 5 десятин с живым инвентарем, 2 лошади, 5 дой ных коров, телята, 2 быков, 2 свиньи. Но в виду дефицитности это хозяйство от школы отобрано и в данное время ведутся переговоры о предостав лении школе другого хозяйства. Лучше всех материальная база в Ухтинской школе. Последняя имеет пахотной земли 5,6 дес., сенокосной 18 дес, коров доёных 16, лошадей 5, телят и нетелей 8, быков 2, свиней 2. Продукция учебного хозяйства в 1925 году была следующая: ячменя—466 пудов, овса—162 п., ржи —51,5 п., корнеплодов—353,3 п., сена—4,167 п , вики и овсяной смеси—366 п., соломы яровой—525 п., молочной продукции—17,242 клгр. Несколько слов о составе учащихся и педаго гов. Всего охвачено этими шюлами 123 ч., из них 89 мальчиков и 34 девочек. По социальному про исхождению: крестьян 10 5 человека, из них детей бедняков 46, средняков 54, кулаков 3, служащих 3, рабочих 6 и прочих 11. Цифры показывают, что социальный состав не выдержан. Часть учащихся явно не соответствует задачам школы. Очень трудно предположить, чтобы дети служащих, рабочих и прочих будут в даль нейшем вести свое крестьянское хозяйство. Не менее интересна цифра о детях кулачества, их имеется 3. Несомненно, что школа своим воз действием вряд ли сможет воспитать учащихся, здесь влияние семьи будет перевешивать. Следо вательно, те знания, которые они получат в школе, будут ими применяться не в целях развития ко оперирования, деревни, а для укрепления своего частно-собственнического кулацкого хозяйства. Такие явления буду г происходить и в будущем, если все общественные организации не сумеют провести заранее подготовленной кампании по вер бовке учащихся и не уделят должного внимания популяризации Ш. К. М. в массах крестьянского населения. Национальный состав учащихся вполне удовле творительный. П9 национальному признаку мы к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz