Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 8 (10 марта).

8 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ_____________ № 8 Начала изучения Нарело-Мурманскнго края Если к этому добавить, что эти инструкции в боль­ шинстве не имеют теоретического введения по во- гц осу самого предмета исследования и т.о. превра­ щают пользующегося ими в простого собирателя фактов, не могущего обобщить исследуемое явле­ ние, что и дает исследованию научное значение, то становится понятною наша бедность литературы по краеведению. Восполнить отчасти этот пробел и дать нашим краеведам ряд руководящих указаний в некоторых отраслях изучения края и ставит себе задачей со­ ставитель ряда очерков, об'единенных общим наз­ ванием „Начала изучения Карело-Мурманского Края". Очерк I „К ар та и ее составление". Одной из первоочередных задач краеведа вообще, а в частности краеведа Карело-Мурманского Края, должно стать—составление карты, без которой, как образно сказано в одной из резолюций 2-ой Все­ союзной Конференции по Краеведению, вся крае­ ведческая работа ве имеет научного значения, а является сплошной „фикцией*. Действительно, резве можно представить себе почвоведа, геолога, ботаника, не имеющего в руках карты, по которой он мог бы предварительно наметить маршруты сво­ их экскурсий, а затем на которую мог бы нанести результаты исследований, как-то: пространственное распространение того или иного почвенного типа или комплекса, того или иного геологического я в ­ ления, той иш иной растительной ассоциации и т. д. Более того, даже этнографическое исследование требует для себя картографического материала, как фона, на котором'стройно и гармонично могут быть располагаемы различные этнографические яв­ ления. Между тем, при нашей бедности картами, можно зачастую встретить краеведа, тщетно старающегося указать словами то, что пои помощи условного знака (одной точки, краски) сразу же дает ясную картину данного явления. При этом, если даже местоположение группы явлений и было бы дейст­ вительно ясно обозначено словами, то общей кар­ тины, а следовательно и господствующей здесь за­ кономерности легко можно было-бы вовсе не заме­ Большинство любителей—краеведов, пристусая к непосредственному изучению края, на первых-же шагах сталкиваются с вопросом: кок это следует делать, что и каким порядком изучать, на что об­ ратить свое внимание и как разрабатывать собран­ ные сведения, т. е., как повести работу, чтобы она не была „работой ради самой работы", а имела определенную научную ценность? Если на вопрос, что научать, ответ дать легко, то труднее дать ука­ зания, как изучать. Действительно, ведь все то, что относится к природе, истории, быту, экономике и пр. данного края может стать предметом изучения краеведа, нужно выбрать лишь именно то, что более для него интересно и что может увлечь его, как интересую­ щегося данным краем. По отношению к Карело- Мурманскому Краю, во всех отношениях почти не ­ изученному, найти тему для разработки, конечно, просто. Несколько иначе обстоит дело с тем, как изу­ чать. Как дать лицу, часто неичеющему элемен­ тарной подготовки в краеведении, хотя-бы и пол­ ному самого горячего желания посвятить свое вре­ мя этой работе, в руки тог метод, при помощи ко­ торого он мог бы произвести научное исследование и изучение интересующего его вопроса? Здесь должыы-бы приходить на помощь специ­ альные „Инструкции" и „Программы", которые в кратких и сжатых словах излагают метод исследо­ вательской работы в той или другой отрасли крае­ ведения. Пользуясь такими инструкциями, каждый любитель мог-бы вносить свою лепту в дело изу­ чения своего края. Хотя в настоящее время мы и имеем значитель­ ное число инструкций такого рода, но, к сожале­ нию, надо сказать, пользоваться ими любителям вельма трудно.- часть из них устарела, часть носит узко-специальный характер и приспособлена только к определенной цели (напр., пособия для школ). К тому же большинство таких инструкций разо­ шлись и достать их не представляется возможным. Но главный их недостаток в том, что характер обычного типа инструкций и программ слишком общий и они дают в руки начинающему только об­ щие указания, независимо от того района, в кото­ ром исследователь собирается работать.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz