Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 6-7 (20 фев. - 1 марта).
12 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ № 6—7 предстоит сделать. Жилищная нужда, осо бенно на севере, далеко еще не изжита. Необходимо также иметь ввиду, что раз витие жилстроительства на Мурманской ж. дороге имеет, кроме решающего своего зна чения для самой дороги, не меньшее зна чение и в смысле колонизации всего про резываемого ею края. Поэтому, казалось бы, что местные, территориальные органы—в первую очередь исполкомы—должны быть не меньше, чем сама дорога, заинтересо ваны в скорейшем, интенсивнейшем разви тии железнодорожного жилстроительства. Это положение представляется не тре бующим никаких доказательств по своей очевидности. А из этой аксиомы должно вытекать, что всякому начинанию дороги в смысле увели чения, расширения и постройки новых жи лищ для рабочих—местные территориаль ные органы должны оказывать всестороннюю, всемерную помощь—включительно до мате риальной. Конечно, последний вид помощи — а именно помощи материальной—находится в зависимости от фактических финансовых возможностей, которыми располагает тот или иной местный Исполком. А если местные рессурсы крайне скудны? Что тогда? Тогда—ясно—дорога не вправе претен довать на материальную помощь со стороны местных органов и они не вправе таковую оказывать, ибо расходование местных средств должно вестись с максимальной экономией и основные статьи расхода также регламен тируются соответствующими законоположе ниями. Но можно ли допустить, при какой уго дно бедности местных средств, чтобы таковые усиливались за счет рабочего строительства при таких условиях, как существующие на Мурманской дороге, дороге, которая является притом с эксплоатационной стороны сама дефицитной? Разве забота об обеспечении местных рабочих жильем не составляет пря мой обязанности каждого Исполкома? И разве эта обязанность менее существенна, чем забота об изыскании местных фин-рес- сурсов? Здесь, по нашему мнению, определенный был бы „перегиб" в местно-бюджетной по литике. Именно к такому „перегибу" подходим мы вплотную при рассмотрении по суще ству заявленного Мурманским Губисполко- мом требования о том, чтобы необходимый Мурманской жел. дороге земельный отвод в г. Мурманске для постройки рабочего по селка был произведен на правах срочного и платного пользования этой землей по договору „застройки" (согл. ст. ст. 71—84 Граждан. Кодекса). Между тем, по справедливому на наш взгляд, мнению Правления дороги, ее жилищное строительство, обезпечивающее рабочих и служащих дороги и Мурманского Порта жильем, в суровых условиях поляр ного Севера, имеет все признаки особой и неотложной государственной необходимости, что должно служить вполне достаточным основанием для Мурманского Губисполкома отвести городскую землю под рабочий по селок не по договору платной и срочной „застройки1, а на праве бессрочного и без возмездного пользования, предусмотренного ст. ст. 2, 4 и 35 „Положения о земельных распоряжениях в городах" (Изв. ВЦИК № 117— 1925 г.): Статья 2 указанного „Положения" го ворит текстуально следующее: „Признаются из‘ятыми из непосредственного ведения ор ганов Исполкомов, ведающих местным хо зяйством, расположенные в пределах город ской черты и фактически находящиеся в непосредственном ведении соответствующих Наркоматов: а) земли, занятые железнодорожным путями и станционными сооружениями, а также непосредственно территориально свя занными с этими путями складочными по мещениями, мастерскими, жилыми поме щениями “ (курсив наш) и т. п. Другими словами, это означает, что если бы, к моменту опубликования означенного „Положения" Мурманская ж. д. имела уже возможность удовлетворить необходимейшую государственную нужду в жилищах для транспортных рабочих (обусловливаемую, повторяем, как соображениями укрепления и бесперебойности работы самой дороги, так и соображениями колонизационными), и, вместо вагонов-теплушек и оставшихся со времени английской интервенции земля нок, могла бы уже тогда построить рабочий поселок, то этот поселок был бы в силу са мого закона из'ят из ведения Исполкома. Стало быть, теперешние требования Ис полкома по отношению к земле,* отводимой под рабочий поселок, имеют как бы своим основанием только формальный момент. Но этот шаткий „момент" тоже исчезает, если обратиться к содержанию ст. ст. 4 и 35 того же „Положения о земепьн. распор, в горо дах", указывающих, что „по соображениям государственной необходимости “ производится, в определенном порядке и „из‘ятие новых
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz