Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 6-7 (20 фев. - 1 марта).

12 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ № 6—7 предстоит сделать. Жилищная нужда, осо­ бенно на севере, далеко еще не изжита. Необходимо также иметь ввиду, что раз­ витие жилстроительства на Мурманской ж. дороге имеет, кроме решающего своего зна­ чения для самой дороги, не меньшее зна­ чение и в смысле колонизации всего про­ резываемого ею края. Поэтому, казалось бы, что местные, территориальные органы—в первую очередь исполкомы—должны быть не меньше, чем сама дорога, заинтересо­ ваны в скорейшем, интенсивнейшем разви­ тии железнодорожного жилстроительства. Это положение представляется не тре­ бующим никаких доказательств по своей очевидности. А из этой аксиомы должно вытекать, что всякому начинанию дороги в смысле увели­ чения, расширения и постройки новых жи­ лищ для рабочих—местные территориаль­ ные органы должны оказывать всестороннюю, всемерную помощь—включительно до мате­ риальной. Конечно, последний вид помощи — а именно помощи материальной—находится в зависимости от фактических финансовых возможностей, которыми располагает тот или иной местный Исполком. А если местные рессурсы крайне скудны? Что тогда? Тогда—ясно—дорога не вправе претен­ довать на материальную помощь со стороны местных органов и они не вправе таковую оказывать, ибо расходование местных средств должно вестись с максимальной экономией и основные статьи расхода также регламен­ тируются соответствующими законоположе­ ниями. Но можно ли допустить, при какой уго­ дно бедности местных средств, чтобы таковые усиливались за счет рабочего строительства при таких условиях, как существующие на Мурманской дороге, дороге, которая является притом с эксплоатационной стороны сама дефицитной? Разве забота об обеспечении местных рабочих жильем не составляет пря­ мой обязанности каждого Исполкома? И разве эта обязанность менее существенна, чем забота об изыскании местных фин-рес- сурсов? Здесь, по нашему мнению, определенный был бы „перегиб" в местно-бюджетной по­ литике. Именно к такому „перегибу" подходим мы вплотную при рассмотрении по суще­ ству заявленного Мурманским Губисполко- мом требования о том, чтобы необходимый Мурманской жел. дороге земельный отвод в г. Мурманске для постройки рабочего по­ селка был произведен на правах срочного и платного пользования этой землей по договору „застройки" (согл. ст. ст. 71—84 Граждан. Кодекса). Между тем, по справедливому на наш взгляд, мнению Правления дороги, ее жилищное строительство, обезпечивающее рабочих и служащих дороги и Мурманского Порта жильем, в суровых условиях поляр­ ного Севера, имеет все признаки особой и неотложной государственной необходимости, что должно служить вполне достаточным основанием для Мурманского Губисполкома отвести городскую землю под рабочий по­ селок не по договору платной и срочной „застройки1, а на праве бессрочного и без­ возмездного пользования, предусмотренного ст. ст. 2, 4 и 35 „Положения о земельных распоряжениях в городах" (Изв. ВЦИК № 117— 1925 г.): Статья 2 указанного „Положения" го­ ворит текстуально следующее: „Признаются из‘ятыми из непосредственного ведения ор­ ганов Исполкомов, ведающих местным хо­ зяйством, расположенные в пределах город­ ской черты и фактически находящиеся в непосредственном ведении соответствующих Наркоматов: а) земли, занятые железнодорожным путями и станционными сооружениями, а также непосредственно территориально свя­ занными с этими путями складочными по­ мещениями, мастерскими, жилыми поме­ щениями “ (курсив наш) и т. п. Другими словами, это означает, что если бы, к моменту опубликования означенного „Положения" Мурманская ж. д. имела уже возможность удовлетворить необходимейшую государственную нужду в жилищах для транспортных рабочих (обусловливаемую, повторяем, как соображениями укрепления и бесперебойности работы самой дороги, так и соображениями колонизационными), и, вместо вагонов-теплушек и оставшихся со времени английской интервенции земля­ нок, могла бы уже тогда построить рабочий поселок, то этот поселок был бы в силу са­ мого закона из'ят из ведения Исполкома. Стало быть, теперешние требования Ис­ полкома по отношению к земле,* отводимой под рабочий поселок, имеют как бы своим основанием только формальный момент. Но этот шаткий „момент" тоже исчезает, если обратиться к содержанию ст. ст. 4 и 35 того же „Положения о земепьн. распор, в горо­ дах", указывающих, что „по соображениям государственной необходимости “ производится, в определенном порядке и „из‘ятие новых

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz