Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 5 (10 фев.).

10 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. № 5 стоит задача приложить все усилия к тому, чтобы по возможности удовлетворить запро­ сы и потребности призывников к учебе. Осо­ бо важное значение приобретает вневойско­ вая работа. Здесь перед нами стоит задача ликвидации технической военной неграмот­ ности и освежение военных знаний, приоб­ ретенных раньше. До скх пор еще наблю­ даются случаи, когда молодежь вливается в ряды Красной армии совершенно неграмот­ ной. Для того, чтобы не увеличивался при­ ток неграмотных в армию, необходимо че­ рез наши ликвидационные пункты в воло­ стях и селах пропускать в первую очередь допризывников; пока что через ликпункты проходит всего только 2()о/0 допризывников. Нужно увеличить сеть ликпунктов, наладить учет н информацию ВИК'ов. Сейчас мы должны будем подготовляться к допризывной подготовке. Уездные и волостные исполкомы должны оказать содействие но представле­ нию помещений военному ведомству. Не­ обходимо принять меры к созданию военных уголков при избах-читальнях и клубах. Та­ ких военных уголков по АКССР насчиты­ вается 17, но работа их еще слаба и не на­ лажена. Интерес населения к военным угол­ кам наблюдается большой. Так как уголки будут обслуживаться исключительно силами гражданских организаций, то с их стороны на эту работу необходимо обратить самое серьезное внимание. О п о д н я т и и к у л ь т у р н о г о у р о в н я н а с е л е н и я А К С С Р . Перед Наркомпросом стоят огромной важ­ ности задачи поднять культурный уровень населения республики. Препятствия, которые мы имеем в этом вопросе, сводятся к сле­ дующему: во-первых, национальные особен­ ности края, недостаточное развитие произво­ дительных сил и нограничность с буржуаз­ ной Финляндией. Если свободно может раз ­ решиться вопрос об обслуживании населения, владеющего русским и финским языками, то гораздо труднее дело обстоит с группой ка­ рел. Наличие многих наречий, отсутствие письменности затрудняет применение карель­ ского языка в области народного просвеще­ ния. Разрешение этой задачи мыслимо лишь путем разговора на родном языке; поэтому в тех местностях, где имеется большой процент карельского населения, необходим полный переход всей работы на родной язык, а обучение грамоте на финскую письмен­ ность, как основную, с оставлением обуче­ ния русской грамоте и наоборот. Необходи­ мо также увеличить сеть школьных учреж­ дений в пограничных волостях; туда на ра­ боту нужно посылать лучших работников, приспосабливая работу так, чтобы она отве­ чала запросам масс и задачам национальной политики советской власти в области куль­ турного строительства. Тормазом для прове­ дения этих мероприятий являются: неувязка плановой работы волостей с уездами и уез­ дов с центрами. Необходимо уездные отде­ лы по народному образованию из‘ять из со­ става общего отдела УИК‘а, усилив его счет­ но-хозяйственным персоналом, инспектурой и методистами. Точно также необходимо усилить инспектуру и количество методистов в са­ мом аппарате Наркомпроса. Ш к о л ь н а я с е т ь . В прошлом году школ первой ступени насчитывалось 359, что составляет 79% до­ военного времени; из них 48 национальных школ. Наиболее распространенный тин шко­ лы I ступени в деревне — однокомн- лектная школа с трехгодичным курсом обу­ чения. В текущем учебном году школьная сеть определяется в 377 школ, из них на ­ циональных 61. Школ-семилеток и девятиле­ ток в прошлом году насчитывалось 12, из них одна национальная. В текущем году предполагается открыть еще одну школу- семилетку в городе Пудоже. Детдомов школьного типа имеется десять, из них национальных—^два. На 1925-1926 год намечен к открытию национальный детдом в Петрозаводском уезде. Количество интер­ натов достигает у нас 11, из них национальных 4. Нынче открыт новый интернат в Угмойле. Сеть детдомов дошкольного типа осталась без изменений. Детсадов работало 7, из них на­ циональных 2. У нас имеются две школы крестьянской молодежи. Открыта еще одна школа крестьянской молодежи в Петрозавод­ ском уезде. В деле развертывания школ крестьянской молодежи мы отстаем. Профтехническое образование оставляет желать много лучшего, тем более, что темп развития нашего народного хозяйства пред‘- являет сейчас большие требования. В первую очередь нам нужны специалисты ио сельскому хозяйству. Школами II ст. семилетками и девятилетками было охвачено 1448 учащихся: из них крестьян—313 человек, рабочих—322, служащих и прочих - 813. До национальности учащиеся школ II ступени делятся: русских— 1170 чел., к а р е л - 232 и финнов—46. В русском иедтехникуме в 1923-1924 году обучалось 139 челов., в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz