Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 4 ()

12 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. Л! 4 Н е в х о д я в о б с уж д е н и е п р огр ам ного м а т е р и а л а по т е о р е т и ч еск им предм етам , п р им ен и т ел ь н о к учебному п ла­ ну, н ужн о ск азать, что у ч еб ный план в этом о тн ош ении я в л я л с я гибким, т. е. в зависимо сти от сезона, а отсюда х а р а к т е р а п р а к т и ч е с к и х работ, о тдавалось п ре дп о ч т ен и е то одним, то др у гим предметам . Поэтому о сн о вн ая т е н ­ д е н ц и я : у в я зк а т е о р и и (особенно по специальным п р е дм е ­ там) с п р а к т и к о й н а х о д и л а о п р ед ел ен н о е место. Ч т о к а с а е т с я п р а к т и ч е с к и х зан ятий , то они с тр о и ли сь сл е д ующ им порядком: еж е н е д е л ь н о из 6 рабочих дней зимой, в е с н о й и осенью дл я п р ак т и к и выделялся одни р а ­ б о ч и й день, а л етом д в а дня. С о д е рж а н и ем п р акти ч е ски х р а б о т в те ч е н и е года были о с н о в н ы е с е зо н ны е р ем о н т ны е работы , проводимые по с т р о г о й п р о гр амм е под руководством дорожного мастера и к вал ифи ц и р о в ан н о го ар т е л ь н о г о старосты . В ч а с т н о с т и , се зо н ны е р аб о ты слагали сь: а) зи м о й: езд а со сн его чисти тел ем , б о р ь б а с снежными зан о сами и пучинами и тек ущи й р емон т пути; б) весной: о чи стки кюветов, русел, сн я т и е н ашп а л ь ни ­ ков и к арточек; в) летом ; смен а шпал, под‘емка пути, рех т о п ка пути, р а з г о н к а зазор ов , п о ст ан о в к а стыков по н ау го л ь­ нику п пр. Всего р е м о н т пути з а н я л в т еч ен и е года 55 рабочих дн ей и п р а к т и ч е с к о е п р о х ож д е н и е геодезии летом рабо- 11 их дней. Кроме у к а з а н ны х основных сезонны х п р а к т и ч е с к и х рабо т, в т е ч е н и е д ан н ого года были введены специально (и м а р т е—а п р ел е ) т е о р е т и ч е с к и е и п р акти чески е з а н я т и я по п о д ры в а н ию л ьда п еред весенним ледоходом. П о ста но в кой да нных зан я т и и прес л е д о вал ась п одго­ т о в к а п помощь сп еци ал и ст ам своих р аб о т ни ко в по под­ ры ванию . Т е о р и и по подрывному делу было п о с вящ ен о под р ук о во д с т вом сн е цп а л н ст а-п о д ры в ни к а (10 уроков и вслед з а т е о р и е й п р а к т и к е на реке Ш у е р е ц к о й 10 р або чи х дней в а п р е л е м еся ц е п е р е д самым ледоходом. Что к а с а е т с я подготовки в общественно-политическом о т н ош е ни и , то в се к у р сан ты являли сь членами рабочего к л у б а и у ч а с тв о в а л и в р а зн ы х к р уж к а х и проводимьце к амп ани ях . С р а в н и в а я работу курсов по п о стро ению учебного п л а н а с т ак ого ж е р о д а „Кур сами " при Сев.-Зап. ж. д., н уж н о с к аза т ь , что в основном „Ку р сами " на ст. П е т р о ­ за в о д с к л и н и я в з я т а п р ав и л ь н ая , т. е. т е о р ет и ч е ск и е з а н я ­ т и я н е я в л яю т с я и склю чи тел ьным видом рабо ты (как на С ев.-Зап. ж. д.), а н а о б о р о т они до зиро ваны с п р актик ой, в т е ч е н и е в се го года, при чем уч т ен а с ущ е ст в енн ая п о ­ т р е б н о с т ь О т д е л а Пути : п одго товк а своих р або тнико в по по д ры в н ом у д е л у в помощь специалистам. Т е п е р ь о с т а е т с я р еш и т ь вопрос, наскол ько п одгото в ­ л е ны к у р сан ты к выпо лнению той задачи, к о т о р а я с т а в и ­ л а с ь н а „К у р сах ". В этом о т н ош е н и и оц ени вающим органом, естественн о, д о лж н о я в и т ь с я х о зя й с т в о в лиц е О тд ел а Пути, дл я к о т о ­ р о г о го т о в и л а с ь продукция. Ч т о бы п р и н я т ь „то вар ", есл и можно т ак грубо в ы р а ­ зи т ь с я , были, по п р и м е р у п р ош л о го выпуска, после п р е д ­ в а р и т е л ь н о го п о ды т ож и в а н и я всей п р оделанной за год рабо ты и школе, у стро ены , в присутствии п р е д с т а в и т е л е й О тд ел ов П р о с вещ ен и я, Пути и Профсоюза, и спы т ан и я по специальным предметам: у с т р о й с т в у и р емон ту пути, си гн ализации, с т р ои тель н ому искусству и геодезии. Ч т о к ас ает ся оц енки вып о лн енны х в теч ен и е года п р а к т и ч е с к и х зан ят и й , то она фактически была п р о в е д е н а в п р о ц е с с е самой работы по ремонту пути в р а зн ы е с е ­ зоны гола и п р и п одрывании льда. Во время же о к о н ч а­ те л ь ны х и спы таний былп лишь рассмо т р ены работы , фиксир ованны е в ч е р т е ж а х и диаграммах и по д в ер гн у ты обсуждению с курсантамн, п р едставившими чер тежи , н а ­ пример, по геодезии: а) о п р ед ел ени е р а с с т о я н и я до н е д о ­ ступного предм ета и проч. и по строител ьно м у и скусству: а) определ ение об'емов земл i для п р о и зв о д с т в а выемок н у с т р о й с т в а насыпи, б) вычисл ение зем л я ных р аб о т по построечному профилю и проч. РГз и спы таний , а рав но о ц е н к и п едагогов п р у к о в о д и ­ тел ей выявилось, что ерэдний у ч е н и к , н есмотря на слабую о бщ еобр азов ател ь ную подготовку в прошлом, а) по мате­ матике -ум еет и звл ек ать к вад ратны е корпи и р еш а т ь з а ­ дачи на п р о ц ен ты п рим ени тел ьно к жел. дор. делу и строи тельному и с к у с с 1 ву; б) по г е о д е зи и—умеет н и в е л и р о ­ вать, вес т и ни в елировочный жу р н ал и н акол оть п родол ь­ ный профиль, в) по родному я з ы к у—сделать дон есени е, п р ед с т ав и т ь о тч ет и пр. Л уч ш и й уч ен и к мож ет вычисли ть земл я ны е рабо ты по всему профилю по специальным таблиц ам МУРЗО , что доступно уж е технику. Комиссией, п ро водивш ей и спы тани е, признаны: а) 11 ч ел о в е к вполне подготовленны ми к зан яти ю д олжности артел ьчого старосты; б) 2 отлично подготовпенны м и т е о р е т и ч е с к и к з а н я ­ тию должности ар тел ьно го с т а р о с т и , но с обязательством п р ед в а р и т ел ьн о п робы ть в должности п о д 'артел ьно го с р о ­ ком от (V-12 м е с я ц ев ,, ввиду недо стато чно сти в прошлом п р а к т и ч е с к о г о стажа; в) 5 вполне подготовленны ми т е о р е т и ­ ч ески к зан ятию до лжно сти а р т ел ь н о г о старосты , но с о б я зател ь ством п р обы ть в должности под'артельного с р о ­ ком от (>—12 м есяц ев, ввиду н едо стато чн ости в прошлом п р ак т и ч е ск о г о с т аж а и г) 2 считать вполне подготовленны ми к зан ят ию д олжности п од'артельного. П редстави тел ем П у т и была отм еч ена громадная р а ­ бота, п р о д е л а н н а я курсантами под руководством Завкур- сами. Конечно, лу чш ей о ц енк ой д о лж н а я ви тьс я и х н е п о ­ ср е д с т в е н н а я п р а к т и ч ес к ая р а б о т а в самом производстве. Отм ечая д о ст иж е ни я в р а б о т е „К у р с о в ”, вместе с тем н е л ь з я не отм ет и т ь т е х недостатков, которые имелись и кото ры е необходимо у ст р а н и т ь в д а л ь н ейш ей р а б о т е с новым набором, а именно: ком ан ди р овани е лиц, не имею ­ щих достаточного п ра к т и ч еск о го с т аж а и о дн ообр азной о бщ еобр азов ател ьной подготовки, н едостаточное п р о в е д е ­ ние х ро н ом ет р аж а в р аб о те, п е р е г р у з к а т е о р ети ческим матери ал ом не имеющим н епосред ственного п р а к т и ч е ­ ского зн ачени я, положим, по математике и родному языку о тс у т с т ви е го то вал ен и ч е р т еж н ы х п р ин а д л еж н о с т е й д л я работы , н еоборудованность и н т е р н а т а и пр. О стровский. 20 -го января в Ленинграде Правлением Мурманской железной дороги открыты Краткосрочные Ф И Н А Н С О В О - С Ч Е Т Н Ы Е К У Р С Ы . щ Б следующем номере „Вестника Карелело-Мурманского Края“ будет напеча- | | тана заметка, рисующая значение и своевременность открытия названных кур- ^ Л сов для подготовки счетных работников. Š

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz