Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 2-3 (20 янв.).

№ 2—3. ВкСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. 29 развертывания. Но на существующих предприятиях карельского пролетариата почти нет. В целях полити­ ческого укрепления Карелии будут приниматься меры, а частично уже принимаются к созданию рабочих из карел. Это дает возможность урегулировать проблему соотношения между крестьянством и пролетариатом и во многом поможет налаживанию нашего хозяйственно­ культурного и партийного строительства. Поэтому вс- прос о подготовке рабочего спеца национала, знающего национальные особенности Карельского края, приобре­ тает особенное значение. Вот почему очень важно в Карпрофобре этот момент учитывать в будущих ком­ плектованиях производственных техникумов. В школах фабзавуча всего учащихся имеется—154 чел. из них: русских— 149, карел и финнов—-5 чел. По социальному происхождению—рабочих—100 чел., крестьян— 19 чел., прочих—31 чел. Но партийности—членов ВКП(б)—3 чел. РЛКСМ— 82 чел., беспартийных—65 чел. Выводы из приведенных цифр можно сделать сле­ дующие. Почти во всех учебных заведениях слишком мало учится карел и преобладает большинство русских. В целом ряде учебных заведений не выдержан соц. состав, слишком слабо развернута комсомольская работа, на что карельскому Обкому РЛКСМ нужно обратить внимание. В связи с этим стоит вопрос об общественно-поли­ тическом воспитании. Его разрешение несомненно сложнее и глубже, чем в школах Соцвоса. Если в учеб­ ных заведениях и хорошо поставлено внутреннее само­ управление, то значительно хуже обстоит дело с поли­ тическим развитием учащихся и организацией самоде­ ятельной общественной работой. По данным Уездно-Городского Комитета РЛКСМ при проведении полит-проверки большой процент уча­ щихся, доходящий до 60%, огнесен к 1-й группе, т. е. политически неграмотных и работа школьных ячеек стоит почти на уровне ячеек при Сов. учреждениях. Причинами такого явления служит слабое преподавание общественно политических дисциплин. В вопросе о проф. техническом образовании необ­ ходимо отметоть также и работу Карельского Кубуча. Всего членов Карельского Студенческого Землячес­ тва насчитывалось в 1924-25 году до 200 чел. Из них 37 чел. получили Гос. стипендию, и 58 ч, стипендию Каркубуча. Стипендии Каркубуча были двух разрядов— макси­ мальная исчислялась в 25 руб. (С1ипендия) и мини­ мальная 18 руб. Согласно постановления Совнаркома АКССР со всех стипендиатов Карелии было взято обязательство отслу­ жить по окончании ВУЗ‘ов б Карелии год за год по­ лучения стипендии. К сожалению, цифр о распределении студентов по отдельным ВУЗ'ам мы не имеем, и тем самым лишены возмокности дать анализ, насколько подготовка высших специалистов Карелии совпадает с потребностями даль­ нейшего культурно-хозяйственного развития. Национальный состав студентов является самым не­ выдержанным по сравнению с учащимися Спцвоса и Карпрофобра. В Карелии находится только одна фин­ ская девятилетка, в силу сего задерживав!ся посылка в ВУЗ‘ы карел и финнов. Обеспечение агрономами, лесоводами и другими специалистами пограничных на­ циональных районов идет за счет финнов из Ленин­ градской губ , что безусловно ненормально. Заканчивая краткий обзор по проф-техническому образованию, укажем еще на ряд моментов работы, по­ ложенных в основу текущего 1925-26 г 1. Усиление програмно-методической работы, свя­ занной с детальным пересмотром учебных планов и программ отдельных школ Профобра в отношении пол­ ного соответствия их типам школ Карелии. 2. Разработка перспективного плана развития сети Проф-технического образования на ближайшие пять лет на основе хозяйственного развития Карелии. 3. Решительная борьба с лекционно словесным ме­ тодом преиодавания и перенесение центра тяжести всего производства изучения в кабитеты, лаборатории пред­ приятия и т. д. 4. Усиление работы над общественно-политическим воспитанием учащихся. 5. Установление более нормальной связи с населе­ нием, хозяйственными и профессиональными организа­ циями. А. Осинкин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz