Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 2-3 (20 янв.).
№ 2—3. ВкСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. 29 развертывания. Но на существующих предприятиях карельского пролетариата почти нет. В целях полити ческого укрепления Карелии будут приниматься меры, а частично уже принимаются к созданию рабочих из карел. Это дает возможность урегулировать проблему соотношения между крестьянством и пролетариатом и во многом поможет налаживанию нашего хозяйственно культурного и партийного строительства. Поэтому вс- прос о подготовке рабочего спеца национала, знающего национальные особенности Карельского края, приобре тает особенное значение. Вот почему очень важно в Карпрофобре этот момент учитывать в будущих ком плектованиях производственных техникумов. В школах фабзавуча всего учащихся имеется—154 чел. из них: русских— 149, карел и финнов—-5 чел. По социальному происхождению—рабочих—100 чел., крестьян— 19 чел., прочих—31 чел. Но партийности—членов ВКП(б)—3 чел. РЛКСМ— 82 чел., беспартийных—65 чел. Выводы из приведенных цифр можно сделать сле дующие. Почти во всех учебных заведениях слишком мало учится карел и преобладает большинство русских. В целом ряде учебных заведений не выдержан соц. состав, слишком слабо развернута комсомольская работа, на что карельскому Обкому РЛКСМ нужно обратить внимание. В связи с этим стоит вопрос об общественно-поли тическом воспитании. Его разрешение несомненно сложнее и глубже, чем в школах Соцвоса. Если в учеб ных заведениях и хорошо поставлено внутреннее само управление, то значительно хуже обстоит дело с поли тическим развитием учащихся и организацией самоде ятельной общественной работой. По данным Уездно-Городского Комитета РЛКСМ при проведении полит-проверки большой процент уча щихся, доходящий до 60%, огнесен к 1-й группе, т. е. политически неграмотных и работа школьных ячеек стоит почти на уровне ячеек при Сов. учреждениях. Причинами такого явления служит слабое преподавание общественно политических дисциплин. В вопросе о проф. техническом образовании необ ходимо отметоть также и работу Карельского Кубуча. Всего членов Карельского Студенческого Землячес тва насчитывалось в 1924-25 году до 200 чел. Из них 37 чел. получили Гос. стипендию, и 58 ч, стипендию Каркубуча. Стипендии Каркубуча были двух разрядов— макси мальная исчислялась в 25 руб. (С1ипендия) и мини мальная 18 руб. Согласно постановления Совнаркома АКССР со всех стипендиатов Карелии было взято обязательство отслу жить по окончании ВУЗ‘ов б Карелии год за год по лучения стипендии. К сожалению, цифр о распределении студентов по отдельным ВУЗ'ам мы не имеем, и тем самым лишены возмокности дать анализ, насколько подготовка высших специалистов Карелии совпадает с потребностями даль нейшего культурно-хозяйственного развития. Национальный состав студентов является самым не выдержанным по сравнению с учащимися Спцвоса и Карпрофобра. В Карелии находится только одна фин ская девятилетка, в силу сего задерживав!ся посылка в ВУЗ‘ы карел и финнов. Обеспечение агрономами, лесоводами и другими специалистами пограничных на циональных районов идет за счет финнов из Ленин градской губ , что безусловно ненормально. Заканчивая краткий обзор по проф-техническому образованию, укажем еще на ряд моментов работы, по ложенных в основу текущего 1925-26 г 1. Усиление програмно-методической работы, свя занной с детальным пересмотром учебных планов и программ отдельных школ Профобра в отношении пол ного соответствия их типам школ Карелии. 2. Разработка перспективного плана развития сети Проф-технического образования на ближайшие пять лет на основе хозяйственного развития Карелии. 3. Решительная борьба с лекционно словесным ме тодом преиодавания и перенесение центра тяжести всего производства изучения в кабитеты, лаборатории пред приятия и т. д. 4. Усиление работы над общественно-политическим воспитанием учащихся. 5. Установление более нормальной связи с населе нием, хозяйственными и профессиональными организа циями. А. Осинкин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz