Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 2-3 (20 янв.).

28 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. № 2—3 шем хозяйстве кустарно-ремесленных промыслов и учи­ тывая большую нужду в деревнях в такого рода ре­ месленниках,—Наркомпрос изменил свою точку зрения и мастерская реорганизуется в школу ремесленного ученечества. Такая реорганизация предполагает подве­ дение под мастерскую известной материальной базы и в первую очередь обеспечение школы учебными вспо­ могательными материалами. Большие трудности встре­ чаются и с подбором преподавателей, которые в боль­ шинстве представляют из себя старых ремесленников и совершенно не имеют педагогических навыков. В дальнейшем, для упорядочения постановки учебы, все главнейшие мероприятия будут определяться ука­ занными выше моментами. Помимо школы ремесленного ученичества работает также школа кройки. Этими четырьмя школами ограничивается школьно- производственное образование рабочей молодежи. По­ нятно, что обхват данными школами недостаточен. Н е­ обходимо значительно шире развернуть бригадное и индивидуальное обучение, где Карпрофобру предстоит еще не початый край работы. Производственное обучение в других школах имело главным образом учебные цели,—отнюдь не преследуя производственных возможностей для увеличения мате­ риальных средств. По педагогическим учебным заведениям оно носило следующий характер. Практические работы проходили учащиеся на 3-м и 4-м курсе. Учебным советом был разработан подроб­ ный план педагогического практикума. Помимо обсуж­ дения учащимися программ ГУС‘а, последние были привлечены к преподаванию в опытную школу, нахо­ дящуюся при Пед. Техникуме,—где они проводили значительную часть своего времени. Уроки, проведенные учащимися, подвергались критическому разбору при участии лучших методисгов Карельского Наркомпросз. Помимо практических занятий в Опытной школе—уча­ щиеся привлекались для првбных уроков и в другие школы гор. Петрозаводска. В летние каникулы—весной 25 г .—ряд учеников был послан в ближайшие деревни. Обсуждение результатов командировки обнаружило боль­ шую пользу такого вида практических занятий, что было отмечено, на специально созванной по этому по­ воду, конференции учащихся. Усилены по сравнению с прошлым годом занятия по практическому изучению, политико-просветительных учреждений, и особенно силь­ но шагвула вперед практика по сельскому хозяйству, т. к. техникумы наконец,—получили достаточный уча­ сток земли. В Промышленно-Экономическом Техникуме произ­ водственное обучение велось путем экскурсий в торгово- промышленные предприятия и летней практики. Клас­ сная работа по теоретическим дисциплинам проходится, главным образом, в кабинетах лабораторным методом, учащимися делались самостоятельные рефераты, пись­ менные работы, вычисления, чертежи и т. д. В производственных техникумах имеются специаль­ ные мастерские, имеющие вполне достаточное оборудо­ вание с соответствующими станками и машивами. Ут­ вержденный производственный план работ мастерских в течении учебного года был выполнен полностью. Во время летних каникул была организована выставка из­ делий учащихся, показавшая большие достижения. В школах фабрично-заводского ученичества изуче­ ние специальностей тесно связано с самим производ­ ством завода и проходит в заводских мастерских. По- зтому программы и учебный план был целиком при­ способлен к тому показательному материалу, кото­ рый имелся на ааводах. Производственное обучение по сравнению с прош­ лым годом значительно улучшилось. Помимо обычных занятий в школах Фабзавуча применялась летняя прак­ тика. В ее задачи входило два момеата: практическое обучение процессам производства с технической и эко­ номической стороны, а также приспособление и при­ ближение учащихся в процессе работы к практичес­ ким требованиям тех отраслей промышленности для ко­ торых готовятся специалисты. Этим мы исчерпаем наши замечания по производ­ ственному обучению в школах Карельского Профобра. Переходим к следующему вопросу о комплектовании школ. Прием учащихся в школы производился особой при­ емочной комиссией в составе из представителей: Нар- компроса, Обкомов ВКП(б) и РЛКСМ, Карпрофсовета и К фсовнархоза. В основе работы приемочной комис­ сии лежало два основных принципа. Во-первых, про­ вести пролетаризацию школ и во-вторых, выдержать национальный момент, комплектуя школы главным об­ разом учащимися карелами. Приведенные ниже цифры покажут, насколько эта задача Кар. Наркомаросу удалась. В Педтехникумах по национальному признаку мы имели следующий состав: Всего учащихся 254 чел. из них: русских—124 чел,, карел и финнов—128 чел. По социальному происхождению: детей рабочих—65 чел., крестьян—109 чел., совслужащих—22 чел., учите­ лей—30, ремесленников—2, торговцев— 4, духовенства —23 чел. По партийности: Членов ВКП(б)—4, РЛКСМ—96, беспартийных—153. Таким образом национальный состав будущих крас­ ных учителей более или менее выдержан: их имеется 50—55°/о. В отношении еоцаального состава большую часть учащихся дети крестьян, их мы имеем 109 чел. 40—45°/о.—23 чел. из духовенства остались по преж­ ним приемам и в данное время Наркомпросом прово­ дится жесткая классовая линия. В Промышленно-экономических учебных заведениях всего учащихся: 121 учащихся, из них: русских—97 чел., карел и фин­ нов—13 человек. По социальному происхождению: детей рабочих— 19 чел., крестьян—14 чел., совслужащих—68 чел., ремес­ ленников-4 чел., торговцев—З чел., духовенства 4 ч., прочих—9 чел. По партийности имеем следующий состав: Членов РЛКСМ—31 чел. беспартийных—90 чел. Эти учебные з (ведения в отношении подбора явля­ ются самыми слабыми. Невыдержанность социального и национального состава может вредно отражаться на финансово-хозяйственных предприятиях и учреждениях в пограничных районах, так как нужда в налоговых и фи­ нансовых работниках довольно значительная. В производственных Техникумах состав учащихся следующий: Всего учащихся—121 чел. из них: русских—112 ч. карел и финнов—9 чел. По социальному происхождению: детей рабочих—22 чел., крестьян—32 чел., прочих—67 чел. По партийности: Членов РЛКСМ—39 чел., беспар­ тийных—82 чел. На этом вопросе необходимо остановиться подробнее. В начале статьи мы указывали на слабость Карель­ ской промышленности и на богатые возможности ее

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz