Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 2-3 (20 янв.).

16 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. № 2—3 Баснословно дешево совершила самостоятельную экскурсию в К рым от услуг Бюро дальних экскурсий пришлось отказаться из за дороговизны) рабочая железнодорожная молодежь, потратив на двухнедельное пребывание в Крыму всего лишь от 8-10 руб. на человека (при бесплатном продвижении по жел. дорогам). Проведенные экскурсии. К у д а экскурси- ровали. Количество экскурсант. Количество совершен, ими экскур. Пстрокрепость 365 7 Музей Революции 270 6 Зимний Дворец 24о 4 Петергоф. Дворец 199 3 Дотскосельск, Дв. Гатчинский Двор. 410 4 250 2 Эрмитаж 245 2471 4 Волховстрой 154 4 Аино Музей 30 1 Морской музей 60 1 Зоологическ. сад 74 2 Музой Здравоохр. 120 3 54 1 42 Типы экскурсий. Иотор.-революц. Художеств. Нстор. Художественные. Эконом.-Технич, Есгеотв.-Научп. К рым . Всего экскурсии по Учкопрофсожам—42. Участников—247Ь нз них: 1) 6 экскурсий пионеров с числом участников—329, в Музой Революции, Морской Музей, Эрмитаж, Петергоф-дворец, Волховстрой. 2) Школа I ступени 5 экскурсий с числом участи. 174', 2 в Зоологический Сад, Музей Здравоохранения, Музей Ре­ волюции, Потергоф-дворец, К роме того I экскурсия с числом участников—50 чел. па Волховстрой -П одш ефной части, К расн. Арм. и 1 экскурсия у ч а с т .—160 чел,—допризывная часть. Кроме того участниками дорожного культсовещаиия были со­ вершены ряд методических экскурсий по Ленинграду (город): Эрмптазк и Ленинград, как революционный цептр. В ы в о д ы . 1. В целом—размах экскурсиониой работы оказался весьма значптельпым и больше первоначально намеченного илана. 2. Социальный состав экскурсантов был в процентном отно­ шении следующий: 90% рабочих и 10 служащих. 3. Минусом является недостаточность проработки совершен­ ных экскурсий, если не считать отдельных анкетных фиксаций. 4. Слабо провел экскурсионную работу наш самый северный район: | В Ленинград оп не совершил ни одпой экскурсии. 5. Не удалось (за недостатком денежных средств) удовлетво­ рить экскурсионный запрос 200 рабочих ст. . Iод. Поле. 6. Перебои в проведении экскурсий обгонялись запазды ва­ нием поездов. Это обстоятельство но учитывалось ЛГСПС-ом и экскурсанты часто были под угрозой отсутствия руководителя. 7. Если отдельные группы не собирались в достаточной нор­ ме, то за счет неявившихся набирались новые группы для после­ дующего экскурсированпя. 8. У нас наметился, правда еще незначительный, но на пер­ вое время достаточный, интерес к краеведческим экскурсиям (к экскурсиям по своим окрестностям). Например: Петрозаводчане экскурсировалн в окрестностях города, на лесопильный завод, в Типографию, Кандадакшцы на острова Белого Моря, К е м ч а н е— в лес, Надвойцы, Сорочане —в Мурманске Мурманцы —на радио­ станцию и биологичечскую станцию в г. Александровск. В сравнении с 1924 г. экскурсионная работа у пас выросла н количественно и качественно. В теплое время, время отпусков 1926 года мы будем безу­ словно стоять перед огромной экскурсионной волной, подготовку к встрече этой волны необходимо начать теперь-же. ДЭБ на Межсоюзной выставке. Посетителю выставки была предоставлена возможность озна­ комиться с целями, задачами и деятельностью нашего Дорожного Э кскурсионного бюро. Задачами и деятельностью ДЭБ!а оказались заинтересован­ ными многие посетители выставки и вот в связи с этим обстоя­ тельством, а такжо в связи открывшейся на страницах Вестника Карело-Мурманского края дискуссии о работе ДЭБ‘а я и хотел бы вы сказать несколько соображений. Посколько деят льпость ДЭ Б 'а вызвала к себе интерес со стороны посетителей вы ставки—постолько было-бы крайне ненор­ мальным обнаружение безразличного отношения к ДЭБ‘у со сто­ роны самих Мурманцев. вне згр гай ою ^ а от род.^ их занятий на Мурманской ж. д. Одно, конечно, дело экскурсионная работа нашего союза но обслуживанию своих членов. Совсем другое—работа ДЭБ!а, кото­ рая имеет в виду приток экскурсантов .из вне>. Значит-ди это, однако, что и в той и другой нз перечислен­ ных работ не должно быть ничего общего? А как-же быть тогда с вопросом колонизационным? Или, в самом деле, говоря о колонизации края, мы имеем в виду лишь одно: приток все новых и новых поселенцев. К а к же быть с теми железнодорожниками, которые живут по видоизмененной пословице: „как Мурманца не корми, а он все в бега смотрит11?... И но обозначает-ли все ото, что наряду с привлечением но­ вых поселенцев, мы должны, как-то закрепить интерес к Карело- Мурманскому краю тех, кто в нем находится в настоящее время? Да должны. К а к я;е это сделать? —Ответ казалось-бы простой:—обеспечить вполне сносно су­ ществование всех тружепинков—Мурманцев. —Но водь Дорожное Экскурсионное бюро, не Колонизацион­ ный Отдел, не Желрыба, не Желстрой, Желлес, не хозорган, веду­ щий пионерно-промышленные насаждения,—его ролЪ иная. Роль эта может быть разделена на две части: на организацию экскурсионного хозяйства, как об этом уже говорилось в статьях тов. Звепева н на чпсто агитационную и пропагандистскую рабо­ ту, без которой немыслимо существование ДЭБ‘а. В самом деле—думать, что бюро сможет успешно создать т у ­ ристическое и экскурсионное паломничество, руководствуясь лишь меркантильными соображениями (хотя-бы и с предварительной на это дело убыточной затратой)—не приходится. —Турист, несущий материальную выгоду, еще долго не по­ явится в Карело-Мурманском крае, так как такому туристу не­ обходим комфорт, а его-то н нельзя найти в пашем крае.—Строй­ ка г о с т и н п и ц — павильонов ощо не начата (если но считать гостипннцы в Мурманске). Некоторым выходом нз создавшегося положения могло бы быть сооружение специального экскурсионного вагона, в котором бы помимо удобных спальных мест, была-бы своя кухня, дей­ ствующая в течение всего времени совершаемой экскурсии. - П р и отцепках вагона в глухих пунктах дороги—это незаменимая вещь. Об оборудовании такого вагона ДЭБ‘у следует подумать подробнее так как пользование вагоном общей эксплоатации (как это было минувшим летом) влечет за собою массу неудобств. —Вот пока и все, что может обеспечить .удобное экскурсиро- вание по нашей дороге. Но что может теперь-же проделать экскурсионное быро. И разве выпущенный им „Спутник экскурсанта" не является пока­ зателем н иного вида работы бюро, работы чисто пропагандист- кого характера?—Является безусловно. А раз это так—то необхо­ димо эту часть работы расширить. ДЭБ находится в этом отношении в очень выгодных условиях так как может опереться на Вестник Карело-Мурманско­ го края. Не даром же посетители выставки особое внимание уде­ ляли ,,Вестнику" и в особенности его Краеведческим главам. Этим главам ДЭБ'у следует уделить максимум внимания. Их надо популяризировать, сделать доступными самому широкому чи­ тателю и наиболее важные распространять отдельными оттисками. В первую очередь, конечно, придется подумать о пропаганде интереса к Карело-Мурманскому краю среди самих Мурманских железнодорожников. Надо сделать так, чтобы текучести рабочего состава была противопоставлена оседлость, осмысленная, имеющая те или иные целевые установки.—Вез вдумчивою и толкового р аз‘яснения рабочему цели существования Мурманской ж. д., без ознакомления его с природными богатствами к р ая—ожидать со­ знательного труда не приходится В этом отношении ДЭБ должен рука об руку работать с Кулмотделом союза и всеми мерами помогать ему в этой его трудной работе. Очень нелегко организовать при пашнх клубах краведческио кружки, но сделать так, чтобы рабочие были заинтересованы воз­ никновением подобных кружков, необходимо.—Здесь нужна упор­ ная, не дающая сразу нужного аффекта работа и ДЭБ у необхо­ димо принять участие в этой работе. Легче может обстоять дело с краеведческой работой школ К а ­ рело-Мурманского края, в особенности школ железнодорожных. ДЭБ‘у необходимо связаться с этой работой. Необходимо ряд ин­ структивного экскурсионно-краеведческого материала распростра­ нять среди населения края. С музеями местного к рая—ДЭБ должен иметь постояную связь. К а к ни трудны подобные задачи, над решением их следует подумать ДЭБ'у в ближайшео-жо время и тогда только мы будем иметь правильное построение всей работы бюро, в котором благо- полгчио смогут ужиться н вопросы экскурсионного хозяйства и вопросы экскурсионно-краеведческой пропаганды. Последняя может развиваться в различных направлениях. Возникший „уголок Карело-Мурманского к р ая“ один из путей дайной пропаганды. Организуя его, пока что, только при Управ­ лении дороги—ДЭБ должен иметь в виду, что если не такие же

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz