Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 19-20 (15 сент.).

№ 1 9— 20 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМЛНСКОГО КРАЯ 3 путях сообщения не вашла себе места в опера­ ционном плане Колонизационного Отдела. Поэтому необходимо пересмотреть расходную смету Колони­ зационного Отдела и выделить необходимую сумму для постановки в текущем же году экономических изысканий дороги. Колонизация Мурманского побережья и развитие рыбных и звериных промыслов в Баренцевом море должны составить особую задачу, тесно связанную с осуществляемыми в крае колонизационными меро­ приятиями. Производственный план Колонизационного От­ дела в связи с приведенными заключениями был про­ работан в особой комиссии Госплана. На основании этой проработки Президиум Госплана пришел к | важным заключениям. Рассмотрение материалов показало, что заселение Мурманского Края стоит на достаточной высоте. Если по небольшому числу водворившихся пересе­ ленцев такая колонизация несоизмерима, например, с Сибирской, то народно-хозяйственное ее значение бесспорно, а удельвый вес хозяйственных единим, значительно больший в силу промышленного харак­ тера колонизации. На основах последней возник ряд промышленных предприятий и промысловых занятий у населения, тесно связанных с работой Мурманской железной дороги. Возникли впервые в крае уже значительные поселки, развиваются лесо­ промышленность, добыча минеральных богатств, усилилась рыбопромышленность. В этих направле­ ниях 1924 и 1925 г.г. выделяются особенно своими достижениями. Совершенно необходимое в системе колонизационного развития сельское хозяйство имеет прямые завоевания, поскольку опытным путем достигнуты большее успехи в области акклимати­ зации полевых и огородных культур, в области кормодобывания и разведения скота. Кроме того, выводы ныне могут уже строиться на производимых обследованиях хозяйств как пере­ селенцев, так и старожилого населения и на про­ изводственных обследованиях состояния отдельных отраслей хозяйства, например рыболовства. В этом сложном деле обозначились и свои затруднения, в особенности в вопросе о размерах и характере земельного отвода Мурманской железной дореге. Выяснились также и назревшие нужды общегосударственного порядка и из них в первую очередь изыскания по проведению железнодорожной линии кратчайшего соединения Мурманских портов с Сибирью и восточными - районами Европейской части Союза. Такие вопросы и другие менее значи­ тельные, но имеющие длительное значение, должны быть предусмотрены при составлении и обсуждении перспективного плана Мурманской железной дороги. Со времени издания Положения о колонизации Карело-Мурманского Края от 25 мая 1923 года в значительной степени определились и перспективы развития отдельных отраслей краевого хозяйства и использования земельных фондов и в недалеком времени будут необходимы мероприятия, отвечаю­ щие новым условиям развития края и возможны даже некоторые изменения и дополнения Пол< же ния от 25 мая 1923 г. Однако, проектировать теперь же какие-либо большие изменения в системе колонизации Края только на основании отчета за 1924/25 г. было бы очень рискованной операцией по отношению к молодому и совершенно своеобразному опыту засе ления Мурманского края. Рассмотрение сметы Колонизационного Отдела Мурманской ж д. не обнаружило неправильностей, а сокращения и изменения, внесенные Сев. Зап. ЭКОСО, представляются целесообразными. В соответствии с создавшейся обстановкой, Пре­ зидиум Госплана представил на утверждение Эко­ номического Совещания РСФСР следующие три положения: 1. Признать направление рабит Мурманской железной дороги по заселению Карело-Мурманского Края по операционному плану на 1925/26 г.г. пра ­ вильным и производственный план и приходо- расходную' смету Колонизационного Отдела Мур­ манской ж. д. принять к сведению в редакции СеЕеро-Западного Экономического Совещания. 2. Обязать Севзап ЭКОСО представлением опе­ рационного плана на 1926/27 год не позднее 15 сентября сего года, учтя при составлении планов, в частности, результаты обследования хозяйств как уже осевших переселенцев, так и старожилого населения в районе тяготения к железной дороге и на побережье Кольского полуострова. 3. Поручить Севзап ЭКОСО при составлении п ер ­ спективного плана колонизации расмотреть вопрос о целесообразности и возможности дополнительного земельного отвода Мурманской железной дороге, а также соединения жзлезнод рожным пу тем станции Сорока Мурманской железной дороги и станции Котлас Пермской жел. дороги в целях расширения работ по заселению и экономическому оживлению Сзвера. Г. Чиркин. Переселенческий поселок имени Я. Э. Рудзугака в р ай он е ст. К андалакш а-пристан ь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz