Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 19-20 (15 сент.).
2 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ № 19— 20 смысле постановление СТО от 25 м а я 1923 г. долж- уы быть дополнено и пересмотрено. По этому же по воду Научно-Исследовательский Институт Земле- лстройства и Переселения отмечает, что представ- няется весьма ненормальным положение, при кото ром все территории, находящиеся в непосредствен ном ведении Карреспублики и прилегающие к жел. дор., продолжают оставаться незаселенными, лежа щими впусте, без осуществления каких-либо коло низационных мероприятий, в отличие от районов, входящих в состав отведенных дороге площадей, ва которых заметно начинает развиваться жизнь. Мно гие из означенных выше территорий отличаются благоприятными условиями для развития в них про мышленности, как добывающей, так и обрабатыва ний , между тем и то и другое тормозится отсут ствием каких бы то ни было колонизационных ме роприятий. То, что земли, лежащие вне железно дорожного отвода, остаются фактически недоступ ными для заселения и эксплоатации, должно быть признано совершенной аномалией. В виду оообого значения Мурманской ж. д и тех условий, в кото рых находится край, экономическая политика Сою за в этом крае должна быть подчинена идее все- нерного укрепления магистрали и заселения райо- з а . С этой точки зрения отвод железной дороге по возможности сплошных массивов, лежащих вдоль ма гистрали , представляется наиболее целесообраз ным. В соответствии с вышесказанным, Госуд. Инсти тут Землеустройства и Переселения приходит к зак лючению, что правление Мурманской ж. д., в виду имеющихся в его распоряжении средств ведет ко лонизационную работу на отведенных ему земель ных площадях вполне целесообразно, в соответствии с теми общими заданиями, которые были возложе ны на дорогу, при представлении в ее пользование земельного отвода. Однако, в виду сравнительной незначительности предоставляемых на колонизацию средств и ограничения деятельности дороги лишь немногими площадями, большая часть которых на ходится за Полярным Кругом—масштаб колониза ционной работы должен быть признан несоответ ствующим задачам укрепления политического и эко номического положения Союза в пограничном райо не, прилегающем к железнодорожной магистрали, соединяющей внутренние части страны с ее един ственным открытым океанским портом. В связи с этим, в целях скорейшего заселения района доро ги, представляется целесообразным .дополнительно отвести дороге, на т е х ж е основаниях, на которых сделан первый о т в о д - н о вы е земельные площади по во зможно с т и сплошной полосой. Таш й отвод дал бы возможность дороге, уже доказавшей свое умение вести колонизационную работу, придать и боль шой размах и в то-же время создал бы прочную базу для заселения отдаленных от магистрали райо нов края. Для ускорения же заселения края и для разви тия в нем промышленности всяких видов, по заклю чению Института, необходимо, чтобы на указанные необходимости были усилены ассигнования из государственных средств и чтобы органы, ведающие промышленностью, включили в свои планы на бли жайший срок, организацию промышленных пред приятий соответствующих видов в Карело-Мурман ском крае. Развертывание промышленности в Карело-Мур манском крае, по мнению Наркомзема РСФСР, идет медленнее, чем это необходимо и возможно по запа с ам природных богатств . Мурманская дорога указывает на ряд промышленных возожностей: организацию Надвоицкого электроплавильного цен тра, устройство чугуноплавильного завода н; озерных рудах, добычу полевого шпата и кварца переработку рыбы и рыбных отбросов, лучшуц организацию рыбного промысла и т. д. Пряд Л 1 полностью используются также и промышленно возможности, связанные с лесом. Поскольку разви тие хозяйства Карело-Мурманского края представ ляется делом не только местным, но и общегосу дарственным, необходимо, чтобы ВСНХ, рассмотрев промышленные возможности края и имеющиес; проекты их использования с точки зрения практи ческой осуществимости и выгодности, в положи тельном случае включило бы некоторые из них план ближайших мероприятий с отпуском ва эт средств кз общегосударственного бюджета. Бе привлечения этих средств промышленное развити- Карело-Мурманского края не получит того развитие какое по ходу дела и по значению района дл. Союза необходимо. Институт Землеустройства и Переселения, соглашаясь с тем, что колонизаци.. Карело Мурманского края но всей совокупности ег природных условий должна быть не сельско-хозяк ственной, а промышленной и промысловой и чт размеры и темп переселения в этом крае опреде ляются возрастающей потребностью в рабочей сил и зависит от развития промышленности и возник новения новых предприятий, находит, что своеврс менный темп заселения едва ли может быть призна. достаточно быстрым. Н этих целях, по мнениь Наркомзема РСФСР, представляется целесообразны выделить на мероприятия по хозяйственном устройству переселенцев часть ссудных кредитов, отпускаемых на общепереселенческие мероприятиз Союза. По мнению того же Наркомзема, Правлени Мурманской ж. д. и другие государственные t хозяйственные органы С. 3. Области подходят г тому моменту, когда территория, непосрецственн' прилегающая к Мурманской ж. д., оказывается уж в значительной части использованной. Необходим' расширить зону эксплоатации и вовлекать в нес более отдаленные районы. Этому, однако, препят ствует слабое оборудование края путями сообщения Мурманская ж д. в пределах заселяемых и подле жащих заселению территорий совершенно не имее подъездных путей, поэтому самые ближайшие район! фактически оказываются от нее отрезанными i недосягаемыми для использования. В особенностг необходимо привязать к Мурманской ж. дор. желез нодорожными и хорошими гужевыми путями район непосредственно прилегающий к западной границ- Союза, т. к. в противном случае, этот район неиз бежно окажется под бол< е сильным экономически воздействием Финляндии. Совершенно необходимо по мнению Наркомзема и Института, поставить н; очередь вопрос о соединении Мурманской дороги Г районом лежащем к востоку, так как без этоп Карело-Мурманекий край вряд ли может получит] широкое хозяйственное развитие Мурманской дороп без увязки с соседними районами неизбежно суж дено остаться лишь в роли транзитной магистрали влияние которой на местное хозяйство будет край не ограничено. Об этом строительстве надо поду мать немедленно,так как строител!ство потребуе' времени. Необходимо сразу же ставить работы п< выполнению наилучшаго направления, для чеп - надо произвести экономические и технически» изыскания. С этой точьи зрения необходимо осве тить и с точки зрения современных экономически: задач старый вопрос о дороге Сорока-Котлас. Между тем эта серьезная потребность в новы:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz