Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 19-20 (15 сент.).

m m i ______________________ И l i W И Щ g j j f t K a r j a l a П и и г т а п ш а KflS’NtnKKN:ft jd.Muurmannia rautalieii hdlliormori julKaisu Ш Е Л Е - М У Р М Д Н Ш Ц к м я ЯРРДНС9ВНДР)ча^Д а ш м ш ш п атл № 19— 20 15 сентября 1926 года. № 19— 20 Вопросы колонизации Карело-Мурманского края ’в Госплане РСФСР. Рассмотрение производственного плана Колони­ зационного отдела правления Мурманской ж. дор. на 1925/26 год в Госплане РСФСР привлекло осо­ бое внимание и интерес по существу дальнейшего направления колонизационных работ дороги, кото­ рое должно быть положено в основу пятилетнего перспективного плана работы и других хозяйствен­ ных органов, работающих в крае. В работе Госплана приняли участие представи­ тели: Наркомзема РСФСР, НК РКИ, Государствен­ ного Научного Изследовательского Института Зем­ леустройства и Переселения, Наркомзема Карель­ ской АССР, Севзапэкосо, правления Мурманской ж. дор. и др. Разсмотрению плана предшествовали подробные письменные доклады, представленные в Госплан Наркомземом РСФСР и Госуд. Научно- Изследовательским Институтом Землеустройства и Переселения. Оба эти доклада, отмечая правильность поста­ новки вопроса правлением дороги о промышленном заселении Карело-Мурманского края, центральным пунктом своих заключений выдвигают положение, что всю дорогу в целом следует разсматривать, как колонизационно-пионерное предприятие. Поскольку заселение края вызывается потребностями хозяй­ ственного оживления и промышленного развития края, план заселенческих мероприятий дороги дол­ жен быть органически увязан со всей хозяйствен­ ной деятельностью дороги, как транспортно-про­ мышленного комбината. В плане должны быть увя­ заны лесопромышленные операции дороги, операции Желрыбы, Порта, самой дороги, как транспортного предприятия, и работа промышленных предприятий, организуемых в районе дороги. Что касается Мур­ манской железной дороги, то она по мнению Науч­ но-Исследовательского Института Землеустройства и Переселения, делает достаточно много для на­ саждения в крае новых промышленных предприя­ тий. Однако, при необходимости из 920 тысяч руб­ лей колонизационного дохода, собираемого в каче­ стве попенной платы за лес в отведенной дороге территории, затрачивать на ссуды переселенцам 230 тыс. руб., на образование земледельного коло­ низационного фонда—206 тысяч рублей и на лесо­ устройство 102 тыс. руб , — не представляется воз­ можным отпускать на развитие новых производств такие суммы, которые могли-бы заметно подвинуть вперед местную промышленность. Между тем про­ мышленность и заселение, по состоянию естествен­ ных рессурсов края, могли-бы при известных усло­ виях, развиваться значительно энергичнее. Реши­ тельную помощь в деле развития промышленности могли-бы оказать различные хозяйственные учреж­ дения и организации, которым следовало-бы уси­ лить устройство в крае различного рода производ­ ственные мероприятия. План заселенческих мероприятий должен быть увязан между всеми хозяйственными органами, ра ­ ботающими в крае на всем протяжении Мурманской жел. дор. При иных условиях план заселения не может получить правильной оценки ни со стороны очередности мероприятий, ни со стороны их объема и характера. СТО своим постановлением от 25 мая 1923 г., предоставил Мурманской ж. дор. для эксплоатации и заселения территории! в 3 милл. десятин, распо­ ложенную четырьмя отдельными массивами вдоль железной дороги в районе от Петрозаводска до Мурманска. Выделение четырех отдельных массивов, а не сплошной территории явилось результатом необхо­ димости согласовывать интересы различных органи­ заций, причастных в той или иной форме к экс­ плоатации районов, тяготеющих к Мурманской ж. д. Интересы государства требуют прочаого хозяйствен ного овладения, а следовательно и заселения Ка­ рело-Мурманского края. Это признано и директив­ ными органами и постановлением Пленума Всесоюз­ ного Переселенческого Комитета от 26 ноябра 1925 года. Исходя из этого, по мнению Наркомзема РСФСР, необходимо развить планомерную работу по заселе­ нию края во всех тех частях, где это по естественным условиям представляется возможным, экономичес­ ки выгодным или политически необходимым. С этой точки зрения ограничение заселенческих мероприя­ тий дороги четырьмя разрозненными массивами яв­ ляется мерой искусственной, ничем неоправдывае- мой. Расширение района заселения диктуется и эко­ номическими интересами самой дороги, так как они ни в коем случае не могут уложиться в рамки от­ веденных ей четырех массивов. Дорога может укре­ пить свое положение не на транзитных только гру­ зах, а главным образом, на основе усиленного раз­ вития местного хозяйства. В виду этого дорога не­ посредственно заинтересована в оживлении всей территории, экономически к ней тяготеющей. На эту территорию и должны быть расширены мероприя­ тия по заселению. При эгом, так как Мурманская ж. д. режет эту территорию пополам, то естествен­ но, что все заселенческие мероприятия должны по прежнему опираться на железную дорогу как на основную ось. Необходимо поэтому, по заключению Наркомзема РСФСР, решительно отказаться от су­ ществующего ограничения колонизационной рабо­ ты Мурманской ж. д. четырьмя массивами и в этом /раацсвад ойг

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz