Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 19-20 (15 сент.).
m m i ______________________ И l i W И Щ g j j f t K a r j a l a П и и г т а п ш а KflS’NtnKKN:ft jd.Muurmannia rautalieii hdlliormori julKaisu Ш Е Л Е - М У Р М Д Н Ш Ц к м я ЯРРДНС9ВНДР)ча^Д а ш м ш ш п атл № 19— 20 15 сентября 1926 года. № 19— 20 Вопросы колонизации Карело-Мурманского края ’в Госплане РСФСР. Рассмотрение производственного плана Колони зационного отдела правления Мурманской ж. дор. на 1925/26 год в Госплане РСФСР привлекло осо бое внимание и интерес по существу дальнейшего направления колонизационных работ дороги, кото рое должно быть положено в основу пятилетнего перспективного плана работы и других хозяйствен ных органов, работающих в крае. В работе Госплана приняли участие представи тели: Наркомзема РСФСР, НК РКИ, Государствен ного Научного Изследовательского Института Зем леустройства и Переселения, Наркомзема Карель ской АССР, Севзапэкосо, правления Мурманской ж. дор. и др. Разсмотрению плана предшествовали подробные письменные доклады, представленные в Госплан Наркомземом РСФСР и Госуд. Научно- Изследовательским Институтом Землеустройства и Переселения. Оба эти доклада, отмечая правильность поста новки вопроса правлением дороги о промышленном заселении Карело-Мурманского края, центральным пунктом своих заключений выдвигают положение, что всю дорогу в целом следует разсматривать, как колонизационно-пионерное предприятие. Поскольку заселение края вызывается потребностями хозяй ственного оживления и промышленного развития края, план заселенческих мероприятий дороги дол жен быть органически увязан со всей хозяйствен ной деятельностью дороги, как транспортно-про мышленного комбината. В плане должны быть увя заны лесопромышленные операции дороги, операции Желрыбы, Порта, самой дороги, как транспортного предприятия, и работа промышленных предприятий, организуемых в районе дороги. Что касается Мур манской железной дороги, то она по мнению Науч но-Исследовательского Института Землеустройства и Переселения, делает достаточно много для на саждения в крае новых промышленных предприя тий. Однако, при необходимости из 920 тысяч руб лей колонизационного дохода, собираемого в каче стве попенной платы за лес в отведенной дороге территории, затрачивать на ссуды переселенцам 230 тыс. руб., на образование земледельного коло низационного фонда—206 тысяч рублей и на лесо устройство 102 тыс. руб , — не представляется воз можным отпускать на развитие новых производств такие суммы, которые могли-бы заметно подвинуть вперед местную промышленность. Между тем про мышленность и заселение, по состоянию естествен ных рессурсов края, могли-бы при известных усло виях, развиваться значительно энергичнее. Реши тельную помощь в деле развития промышленности могли-бы оказать различные хозяйственные учреж дения и организации, которым следовало-бы уси лить устройство в крае различного рода производ ственные мероприятия. План заселенческих мероприятий должен быть увязан между всеми хозяйственными органами, ра ботающими в крае на всем протяжении Мурманской жел. дор. При иных условиях план заселения не может получить правильной оценки ни со стороны очередности мероприятий, ни со стороны их объема и характера. СТО своим постановлением от 25 мая 1923 г., предоставил Мурманской ж. дор. для эксплоатации и заселения территории! в 3 милл. десятин, распо ложенную четырьмя отдельными массивами вдоль железной дороги в районе от Петрозаводска до Мурманска. Выделение четырех отдельных массивов, а не сплошной территории явилось результатом необхо димости согласовывать интересы различных органи заций, причастных в той или иной форме к экс плоатации районов, тяготеющих к Мурманской ж. д. Интересы государства требуют прочаого хозяйствен ного овладения, а следовательно и заселения Ка рело-Мурманского края. Это признано и директив ными органами и постановлением Пленума Всесоюз ного Переселенческого Комитета от 26 ноябра 1925 года. Исходя из этого, по мнению Наркомзема РСФСР, необходимо развить планомерную работу по заселе нию края во всех тех частях, где это по естественным условиям представляется возможным, экономичес ки выгодным или политически необходимым. С этой точки зрения ограничение заселенческих мероприя тий дороги четырьмя разрозненными массивами яв ляется мерой искусственной, ничем неоправдывае- мой. Расширение района заселения диктуется и эко номическими интересами самой дороги, так как они ни в коем случае не могут уложиться в рамки от веденных ей четырех массивов. Дорога может укре пить свое положение не на транзитных только гру зах, а главным образом, на основе усиленного раз вития местного хозяйства. В виду этого дорога не посредственно заинтересована в оживлении всей территории, экономически к ней тяготеющей. На эту территорию и должны быть расширены мероприя тия по заселению. При эгом, так как Мурманская ж. д. режет эту территорию пополам, то естествен но, что все заселенческие мероприятия должны по прежнему опираться на железную дорогу как на основную ось. Необходимо поэтому, по заключению Наркомзема РСФСР, решительно отказаться от су ществующего ограничения колонизационной рабо ты Мурманской ж. д. четырьмя массивами и в этом /раацсвад ойг
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz