Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 19-20 (15 сент.).

24 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ № 19—20 Здравохранение на Мурманской жел. дор. Специфичность хозяйственно экономического по­ строения Мурманской ж. д., история ее возникно­ вения и развития, климатические и географические особенности—во многом предопределяют и свое­ образную картину постановки дела здравоох­ ранения на дороге.—Нельзя приступить к обрисов­ ке этой картины хотя бы без краткой параллель­ ной характеристики бытовой обстановки, в которой живут железнодорожники—мурманцы: условия быта жел. дор. населения служили и служат предметом специального изучения медицинских работников. Исходя из них только и можно планировать оздо­ ровительную работу на будущее, выявляя слабые стороны гдравоохранения в настоящем. Жилища мурманцев . Судя по опубликованным в печатных органах и освещенным на 3-м Всесоюзном Съезде санврачей транспорта обследовательским материалом, харак­ теризующим состояние жилищного вопроса на путях сообщения—положение жилищного дела на Мур­ манской ж. д. является самым тяжелым.—Свыше 60°/о существующих жилых строений требует ка­ питального ремонта. Типовых зданий на дороге всего 25°/0. Остальная жилая площадь по роду строений распределяется таким образом: Барочных зданий рубленых — 33,5% „ „ досчатых — 23,5% „ фанерных — 7,4% Значительное количество барочных зданий явля ­ ется неотопленными. Сотни семейств железнодо­ рожников живут во временных строениях, сколо­ ченных из шпал, в вагонах-кузовах, землянках.— Ж и л ье в вагонах, несмотря на принимаемые меры, путем новой стройки, в 1925/6 году не только не уменьшилось, но увеличилось по сравнению с прош­ лым годом: 325 вагонов состояло под жильем на 1/XII-24 года, на 1/XII-25 года число это подни­ мается до 485. Увеличение количества жилых вагонов объясняет­ ся усиленным хозяйственный ростом дороги; новое строительство, проводимое в обширных размерах, не в состоянии, однако, обеспечить всех вновь прив­ лекаемых на дорогу работников. Имеется еще один показатель тяжелого жилищного кризиса, установ­ ленный санитарной организацией в результате об­ следования жилищ: жилой площади на 1-го чело­ века в среднем приходится 5,5 кв. метров. Что влечет за собой дурное качество жилиш и скученность в них? Тысячи случаев гриппозных заболеваний, ши­ рокое распространение туберкулеза, ревматизма и т. д. В неприглядных жилищных условиях население должно вырождаться и здоровье его в целом т е р ­ пит большой ущерб. Оскудевает и тощает касса дор. страх комитета. Б е з урегулирования жилищного вопроса хозор- ганам трудно будет наладить свое производство. Кризис с помещениями неизменно препятствует и путям развития лечебного дела на дороге. Как питаются мурманцы Исключительное значение приобретают для Мур­ манской ж. д. вопросы правильной организации пи­ тани я населения. Отсутствие на линии или вблизи вее, особенно в северном районе дороги, важнейших продуктов местного производства, как-то: хлебных, огородных культур и др., накладывает на дорожные организа­ ции, ведающие продовольственным снабжением, обя­ зательство особенно внимательно его проводить, возможно полнее и без перебоев.—Показателями того, что режим питания населения страдает даже в настоящее время значительными дефектами, служат: большой процент желудочно-кишечных за­ болеваний и все еще регистрируемые случаи цынги. Нужно сознать, наконец, необходимость соору­ жения на линии базисных продовольственных скла­ дов—погребов для хранения овощей, нужно поста­ вить правильно организацию рыбной ловли (в усло­ виях богатого рыбой края, трудно почти во все сезоны года достать иную рыбу, кроме соленой трески), нужно переоборудовать хлебопекарни, по­ добрать квалифицированных хлебопеков, на проч­ ные рельсы надо поставить дело общественного питания населения, широко использовать льготы и содействия Нарпита, принявшись за постройку но­ вых столовых и разобщив эти п< следние в хозяй­ ственно-административном отношении от станцион­ ных буфетов. Дефекты снабжения населения продовольствен­ ными продуктами тормозят улучшение постановки питания больных. Здравотделом проделана значи­ тельная работа по выработке рациональных р а ­ складок и меню в лечебных заведениях, но осу­ ществить намеченную программу реформ полностью в этой области удается с большими трудностями. Больницы и амбулатории дороги Больницы и амбулатории в большей своей части размещены в случайных, неприспособленных зда­ ниях. Старожилы отмечают, что на одном из ожив­ ленных пунктов амбулатория находится в .... бывшей конюшне. Часто лечебные учреждения ютятся в зданиях бывших пересыльных пунктов, в лучшем случае—в старых жилых домах.—Почти все здания дорожных лечебных учреждений ветхие, часто с прогнившими венцами, истлевшей конопаткой Несмотря на ежегодно производимый ремонт, трудно добится превращения таких строений хотя бы в относительно благоустроенный вид. Но не только своим печальным санитарно-техническим состоянием отличаются лечебные заведения, они не отвечают потребностям и по своим размерам и вместимости: больницы неизменно загружены сверх нормы; нередко можно наблюдать картину, как боль­ ные железнодорожники иногда простаивают в оче­ редях у здания амбулатории, так как ожидальни- приемные совершенно не вмещают в себя ожидаю­ щих. Если давно эксплоатируемые дороги разрабаты­ вают у себя сейчас вопросы полного охвата жел. дор. населения диспансерной помощью, имеют воз­ можность широко раскинуть сеть учреждений охра­ ны материнства и младенчества, то для Здравотдела Мурманской ж. д. встают задачи совершенно иного порядка, задачи закладки солидного фундамента под всю эту профилактическую деятельность, иными словами, созрела очевидная необходимость срочно­ ного проведения нового строительства, сооружения новых зданий для больниц и амбулаторий.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz