Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 19-20 (15 сент.).
24 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ № 19—20 Здравохранение на Мурманской жел. дор. Специфичность хозяйственно экономического по строения Мурманской ж. д., история ее возникно вения и развития, климатические и географические особенности—во многом предопределяют и свое образную картину постановки дела здравоох ранения на дороге.—Нельзя приступить к обрисов ке этой картины хотя бы без краткой параллель ной характеристики бытовой обстановки, в которой живут железнодорожники—мурманцы: условия быта жел. дор. населения служили и служат предметом специального изучения медицинских работников. Исходя из них только и можно планировать оздо ровительную работу на будущее, выявляя слабые стороны гдравоохранения в настоящем. Жилища мурманцев . Судя по опубликованным в печатных органах и освещенным на 3-м Всесоюзном Съезде санврачей транспорта обследовательским материалом, харак теризующим состояние жилищного вопроса на путях сообщения—положение жилищного дела на Мур манской ж. д. является самым тяжелым.—Свыше 60°/о существующих жилых строений требует ка питального ремонта. Типовых зданий на дороге всего 25°/0. Остальная жилая площадь по роду строений распределяется таким образом: Барочных зданий рубленых — 33,5% „ „ досчатых — 23,5% „ фанерных — 7,4% Значительное количество барочных зданий явля ется неотопленными. Сотни семейств железнодо рожников живут во временных строениях, сколо ченных из шпал, в вагонах-кузовах, землянках.— Ж и л ье в вагонах, несмотря на принимаемые меры, путем новой стройки, в 1925/6 году не только не уменьшилось, но увеличилось по сравнению с прош лым годом: 325 вагонов состояло под жильем на 1/XII-24 года, на 1/XII-25 года число это подни мается до 485. Увеличение количества жилых вагонов объясняет ся усиленным хозяйственный ростом дороги; новое строительство, проводимое в обширных размерах, не в состоянии, однако, обеспечить всех вновь прив лекаемых на дорогу работников. Имеется еще один показатель тяжелого жилищного кризиса, установ ленный санитарной организацией в результате об следования жилищ: жилой площади на 1-го чело века в среднем приходится 5,5 кв. метров. Что влечет за собой дурное качество жилиш и скученность в них? Тысячи случаев гриппозных заболеваний, ши рокое распространение туберкулеза, ревматизма и т. д. В неприглядных жилищных условиях население должно вырождаться и здоровье его в целом т е р пит большой ущерб. Оскудевает и тощает касса дор. страх комитета. Б е з урегулирования жилищного вопроса хозор- ганам трудно будет наладить свое производство. Кризис с помещениями неизменно препятствует и путям развития лечебного дела на дороге. Как питаются мурманцы Исключительное значение приобретают для Мур манской ж. д. вопросы правильной организации пи тани я населения. Отсутствие на линии или вблизи вее, особенно в северном районе дороги, важнейших продуктов местного производства, как-то: хлебных, огородных культур и др., накладывает на дорожные организа ции, ведающие продовольственным снабжением, обя зательство особенно внимательно его проводить, возможно полнее и без перебоев.—Показателями того, что режим питания населения страдает даже в настоящее время значительными дефектами, служат: большой процент желудочно-кишечных за болеваний и все еще регистрируемые случаи цынги. Нужно сознать, наконец, необходимость соору жения на линии базисных продовольственных скла дов—погребов для хранения овощей, нужно поста вить правильно организацию рыбной ловли (в усло виях богатого рыбой края, трудно почти во все сезоны года достать иную рыбу, кроме соленой трески), нужно переоборудовать хлебопекарни, по добрать квалифицированных хлебопеков, на проч ные рельсы надо поставить дело общественного питания населения, широко использовать льготы и содействия Нарпита, принявшись за постройку но вых столовых и разобщив эти п< следние в хозяй ственно-административном отношении от станцион ных буфетов. Дефекты снабжения населения продовольствен ными продуктами тормозят улучшение постановки питания больных. Здравотделом проделана значи тельная работа по выработке рациональных р а складок и меню в лечебных заведениях, но осу ществить намеченную программу реформ полностью в этой области удается с большими трудностями. Больницы и амбулатории дороги Больницы и амбулатории в большей своей части размещены в случайных, неприспособленных зда ниях. Старожилы отмечают, что на одном из ожив ленных пунктов амбулатория находится в .... бывшей конюшне. Часто лечебные учреждения ютятся в зданиях бывших пересыльных пунктов, в лучшем случае—в старых жилых домах.—Почти все здания дорожных лечебных учреждений ветхие, часто с прогнившими венцами, истлевшей конопаткой Несмотря на ежегодно производимый ремонт, трудно добится превращения таких строений хотя бы в относительно благоустроенный вид. Но не только своим печальным санитарно-техническим состоянием отличаются лечебные заведения, они не отвечают потребностям и по своим размерам и вместимости: больницы неизменно загружены сверх нормы; нередко можно наблюдать картину, как боль ные железнодорожники иногда простаивают в оче редях у здания амбулатории, так как ожидальни- приемные совершенно не вмещают в себя ожидаю щих. Если давно эксплоатируемые дороги разрабаты вают у себя сейчас вопросы полного охвата жел. дор. населения диспансерной помощью, имеют воз можность широко раскинуть сеть учреждений охра ны материнства и младенчества, то для Здравотдела Мурманской ж. д. встают задачи совершенно иного порядка, задачи закладки солидного фундамента под всю эту профилактическую деятельность, иными словами, созрела очевидная необходимость срочно ного проведения нового строительства, сооружения новых зданий для больниц и амбулаторий.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz