Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 19-20 (15 сент.).

№ 19—20 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ 2В ого года. Общий грузооборот 146691 т. против >2613 т.—24/25 г., т. е. на 57% больше. Истекшая зимняя кампания несомненно оставит 'олыной след в истории развития Мурманского Пор- а. Выпавшую на его и Мурманской ж. д. долю за- ;ачу в спешном порядке заменить, выбывший из троя, вследствие прекращения ледокольной кампа- [ии, Ленинградский Порт нужно признать выпол- ценвой с честью. За эту зиму можно считать окончательно рас- еянным одно, сохранявшееся еще в морских кру- ах, предубеждение против Мурманского направле­ ния. Упорно держалось совершенно ошибочное пред- тавление о том, что условия плавания на Мурманск аналогичны с таковыми в соседнем Белом Море. Мурманские воды и Белое Море ошибочно относи­ лись к одному району, объединялись в одном пред- тавлении о тяжелых ирискованных условиях рей- ов. Это недоразумение, крайне невыгодное для Мурманска, теперь можно считать изжитым. Опы­ том многочисленных рейсов доказано, что в дей- твительности плавание на Мурманск ничего обще- 'о не имеет с условиями Белого моря. Последнее глу­ боко врезывается в континент, соединяется с океа- юм узким проливом—горлом, парализующим влия- ше Гольфштрема, изобилует сильными течениями и, шконец, замерзает на 5—6 месяцев. Подход же к Мурманску круглый год свободен от льдов, не под- юржен туманам, не имеет ни мелей, ни прибреж­ ных банок. Ни за последнюю зиму усиленного при­ бытия в Мурманск пароходов дальнего плавания, ни ;а все 4 года работы порта не было ни одного слу- 1 ая серьезной аварии. Ликвидация указанного предубеждения нашла >еальное и официальное подтверждение в сниже- ши стоимости морского страхования до Мурманска, .соторое раньше равнялось страховым прениям, ус­ ыновленным для портов Белого Моря, и значитель- ю превышало страхование до Ленинграда. Теперь ставки снижены до размеров, устаневленных для Ленинграда, и имеются основания ожидать еще бо- iee значительного снижения. По действительным условиям плавания страховые премии до Мурманска ie должны превышать взимаемых до Сенерных пор­ тов Норвзгии, т. к. морской путь до Мурманска не ченее, если не более, благоприятен, чем плавание 1 Норвежских водах, где встречаются, отсутствую­ щие на пути в Мурманск, шхеры. Укрепление репутации мурманского направления сказалось также в том, что реально стал на оче- оедь вопрос об установлении срочных рейсов меж­ ду Мурманском и портами Ааглии, Норвегии и Гер- иании. Вопрос этот поднят по инициативе Совторг- флота и подготовляется им к осуществлению. От­ сутствие срочных рейсов являлось значительным препятствием для развития морских перевозок на Мурманск, т. к. не давало возможности отправлять грузы иначе, как целыми пароходами, специально фрахтуемыми. Устранение этого препятствия^ дает возможность направлять грузы небольшими партия­ ми, что вызовет приток на Мурманск разнообраз­ ных штучных генеральных грузов. Срочные грузо­ вые линии, кроме того, несомненно придадут гру­ зообороту Мурманского направления более устой­ чивый, регулярный характер. Нужно иметь в виду, что основной особенностью Мурманского Порта является именно неравномер­ ность его грузооборота. Порт то лихорадочно р а ­ ботает над разгрузкой большого числа одновремен­ но прибывших пароходов, то наступает более или менее продолжительное затишье. Повидимому до постройки линии Сорока-Котлас, которая свяжет Мурманск с Уралом и Сибирью, Мурманску не избавиться окончательно от его на­ стоящей лихорадочной кривой. Во всяком случае, зимой его работа по необходимости будет значитель­ но превышать летнюю работу когда функциониру­ ют другие Порты. Такая неизбежная неравномерность создает боль­ шие затруднения при конструировании аппаратов Порта и Мурманского Коммерческого Агенства до­ роги, выполняющего в Мурманске погрузочно-раз- грузочные работы. Трудно добиться полного соот­ ветствия кадров сотрудников размерам работы. Зим­ няя кампания этого года особенно заострила 'этот вопроси заставила административную мысль дорож ­ ных органов усиленно искать такой структуры, ко­ торая разрешила бы поставленную жизнью трудную задачу. Предположено привлечь к ее решению вид­ нейших специалистов, чтобы во всеоружии научных методов организации и хронометража создать в Мур­ манске аппарат дороги и Порта, достойный леж а­ щей на нем ответственной миссии--служить, аван­ постом дороги и всего Союза в пункте скрещения путей международного общения. В том же плане намечены мероприятия по улуч­ шению жилищных условий в Мурманске, по подня­ тию квалификации административного состава, по улучшению также объективных условий работы в Мурманске. Из последних в первую очередь выдви­ гается необходимость расширения складочных по­ мещений, недостаточность которых сильно давала себя знать этой зимой, требуя сложного и крайне спешного маневрирования с одновременно прибыв­ шими в Мурманск в больших количествах импортом и экспортом и часто вызывая непрерывные работы в течение круглых суток. Нельзя обойти молчанием вытекающего из опы­ та этой кампании вывода о том, что взятый с са ­ мого начала, курс на превращение времянки в эк- сплоатационную импортно-экспортную магистраль и на развитие Мурманского Порта, оказался правиль­ ным и оправданным всем ходом народно-хозяйствен­ ной жизни нашей страны. М. Запорожец

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz