Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 19-20 (15 сент.).
№ 19—20 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ 13 него Куйто (от 296 кл.) до истока из Юшкозера (146 кл.) Нижний, речной—дниной 146 кл. с падением 105,5 м. естественно разбивается еще на 2: а) приблизительно от впадения р. ЧиркаКеми до Панозера (146—116 клм. от устья) с падением около 10 мтр. и б) нажний, наиболее порожистый с падением 96 м. на протяжении 116 клм. со сред ним падением 0,83 метр, на килом. Всего от оз. Верхнее Куйто до устья насчиты вается до 35 порогов. Крупнейшими из них явл я ются: Название Клм. от Длина порога П аде ние порога устья клм. м гр. 1. Морской 0-1 0,85 2,3 2. Путки 5-8 2 15,9 3. Ужма 18 19 0,7 11,9 4. Вочаж 19-20 0,7 3,5 5. Кривой 55 57 2,3 7,3 6. Юма 70 0,2 2,- 7. Шомва 81-87 6,4 9,6 8. Белый 92-96 6,5 13,4 9. Кинтизьма 186-187 1,0 7,6 За исключением порога Кинтизьма все круп ные пороги сосредоточены на нижнем участке-от устья до Панозера, гда в порогах сконцзнтрирова • но до 83% общего падения этого участка. Этот же участок Кеми обнаруживает и наибольшее от носительное падение. Здесь особенно ярко выра жено весьма интересное свойство рек крайнего С. Запада: концентрация падения реки именно в нижней части. Наибольший практический интерес, с точки зре ния возможности использования энергии, представ ляют пороги: Путки, Ужма с расположенным вбли зи нея Вочажем, Кривой, к тому же наименее уда ленные от железно-дорожной магистрали, пересе кающей р. Кемь близь г. Кеми в растоянии I 1/ 2 клм. от пор. Путки и в 17 клм. от пор. Ужма. Ширина реки колеблется в нижней и средней части от устья до впадения в нее Чирка-Кеми в пределах от 150 до 500 метр. По характеру берегов долина реки представ ляет весьма "разнообразную картину: угрюмые ска листые берега, покрытые хвойным лесом (как наприм. в пределах пор. Ужма, Юма, частью Пут ки и других порогов) высотой от 6 до 10 12 метр., сменяются мягкими очертаниями берегов, сложен ных глиной или мореной, прикрытых то яркой зеленью лугов, то хвойным, большею частью сос новым лесом. Расход воды по непосредственным наблюдениям гидрометрической станции б. М Q. С. в 1917-18 г.г. колеблется от 80 (зимой) до 720 кб. м. в секун ду. Цифры эти могут считаться относящимися к среднему по многоводности году. Средний годовой расчет исчислен (дня ряда лет) в 245 кб. м. в нижней части, но практически используемый сле дует считать в 200 кб. м. у с. Подужемье. Соответственно этому невелико (по сравнению с реками остальной части Европ. России) колеба ние горизонта воды. Так по наблюдениям на во дой. посту с. Подужемье с 1917 г. по 1926 г. амплитуда колебания уровня воды не превзошла 3,4 мтр. достигая в отдельные годы от 16 доЗ,4 мтр. Большинство крупных порогов совсем не замер зают, служа вместе с тем источником образования донного льда (шороха, шуги), забивчющего сечение реки ниже порогов. Но характеру своего профиля, представляющего чередования участков малого падения—плесов с участками относитетьно сосредоточенного паде ния порогов, р. Кемь, естественно, не прингдае- жит к числу судоходных рек. Невозможно, конеч но, и на ближайшее время думать о возникнове нии судоходства в таком виде, ка>< оно существует на реках соседней Финляндии. За исключением отдельных участков, наиболее опасных порогов (по величине относитеньного падения и сосредо точенных перепадов в них), кшими являются по роги Кинтизьма, Юма, Вочаж и Ужма, движение в лодках совершается без перерывов, вверх же идут обычно на шестах и в лишь наиболее быст рых местах прибегают к тяге бичевой. В перечис ленных же порогах, лодки обычно поднимаются по издавна существующим тропам с примитивными катками. Постепенно появляется и моторное движение. В минувшем 1925 году был опыт рейсов мотор ной лодки от с. Подужемье до Ухты на оз. Средн. Куйто. Движение, принявшее характер регулярных рейсов, установилось в районе озер Куйто, где с 1925 г. совершает правильные рейсы раз в неделю небольшой пароход („Ухта",) между гор. Ухтой на оз. Сред Куйто и истоком р. Кеми из оз. Нижн. Куйто, т. е. по двум нижним озерам на участке длиной около 60 клм. Наконец, устроенный в течении зимы 1925 г. в р. Кеми между озерами Верхнее и Среднее Куйто Отделом местного Хозяйства Ухтинского У. И. К - деревянный шлюз длиною 10 мт. при ширине 2,5 м , предназначенный для пропуска моторных лодок, позволил с минувшего (1925) года установить до вольно правильное моторно-лодочное сообщение между озерами Верхнее и Среднее Куйто, главным образом волостными ценрами с. Вокнаволок и уезд ным центром Ухтой. От г. Кеми, ниже порога Морского до Порта, расположенного на территории о-ва Революции (б. о. Попова) в расстоянии 8,5 клм. от города, ходят небольшие, мелкосидящие пароходы, перевозящие пассажиров и мелкие грузы с пароходов, соверша ющих рейсы по Белому морю по линиям Онежско- Кемской и Кандалакшской. Кемский порт соединен жел.-дорожной веткой (ши рокой колеи) со ст. Кемь Мурманской ж. д., леж а щей близ моста через р. Кемь и в 2 клм. от г. Кеми. Еще в 1913 году был разработан проект устрой ства глубоководного порта на б. острове Попова (Революции) для судов с осадкой до 24 фут. Осу ществление его было начато в 1917 г. в связи с войной и постройкой Мурманской ж дороги и в настоящее время Кемский порт, не будучи впол не благоустроенным, однако, в состоянии прини мать морские суда с осанкой до 25—28 фут. и снабжен кое-какими механическими средствами. Проект 1913 года предполагал также углубле ние р. Кеми выше порта до города, главным обра зом для рыбачьих судов с осадкой до 14 фут., а также устройство порта—зимнего убежища для поморских рыбачьих судов, с мастерским. Эта часть проекта до сих пор не осуществлена. Гораздо большее значение р. Кемь имеет как сплавной путь, вместе со своей довольно значитель ной и разветвленной сетью притоков с озерами, служащей как бы кровеносной системой, по кото рой струится ежегодно „золото Карелии"—лес До статочно указать, что, например, в текущем 1926 го ду всего предназначено к сплаву около 300.000 бре вен пиловочного и дровяного леса, также идущего долготьем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz