Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 19-20 (15 сент.).

№ 19—20 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ 13 него Куйто (от 296 кл.) до истока из Юшкозера (146 кл.) Нижний, речной—дниной 146 кл. с падением 105,5 м. естественно разбивается еще на 2: а) приблизительно от впадения р. ЧиркаКеми до Панозера (146—116 клм. от устья) с падением около 10 мтр. и б) нажний, наиболее порожистый с падением 96 м. на протяжении 116 клм. со сред­ ним падением 0,83 метр, на килом. Всего от оз. Верхнее Куйто до устья насчиты­ вается до 35 порогов. Крупнейшими из них явл я ­ ются: Название Клм. от Длина порога П аде­ ние порога устья клм. м гр. 1. Морской 0-1 0,85 2,3 2. Путки 5-8 2 15,9 3. Ужма 18 19 0,7 11,9 4. Вочаж 19-20 0,7 3,5 5. Кривой 55 57 2,3 7,3 6. Юма 70 0,2 2,- 7. Шомва 81-87 6,4 9,6 8. Белый 92-96 6,5 13,4 9. Кинтизьма 186-187 1,0 7,6 За исключением порога Кинтизьма все круп­ ные пороги сосредоточены на нижнем участке-от устья до Панозера, гда в порогах сконцзнтрирова • но до 83% общего падения этого участка. Этот же участок Кеми обнаруживает и наибольшее от­ носительное падение. Здесь особенно ярко выра­ жено весьма интересное свойство рек крайнего С. Запада: концентрация падения реки именно в нижней части. Наибольший практический интерес, с точки зре­ ния возможности использования энергии, представ­ ляют пороги: Путки, Ужма с расположенным вбли­ зи нея Вочажем, Кривой, к тому же наименее уда­ ленные от железно-дорожной магистрали, пересе­ кающей р. Кемь близь г. Кеми в растоянии I 1/ 2 клм. от пор. Путки и в 17 клм. от пор. Ужма. Ширина реки колеблется в нижней и средней части от устья до впадения в нее Чирка-Кеми в пределах от 150 до 500 метр. По характеру берегов долина реки представ­ ляет весьма "разнообразную картину: угрюмые ска­ листые берега, покрытые хвойным лесом (как наприм. в пределах пор. Ужма, Юма, частью Пут­ ки и других порогов) высотой от 6 до 10 12 метр., сменяются мягкими очертаниями берегов, сложен­ ных глиной или мореной, прикрытых то яркой зеленью лугов, то хвойным, большею частью сос­ новым лесом. Расход воды по непосредственным наблюдениям гидрометрической станции б. М Q. С. в 1917-18 г.г. колеблется от 80 (зимой) до 720 кб. м. в секун­ ду. Цифры эти могут считаться относящимися к среднему по многоводности году. Средний годовой расчет исчислен (дня ряда лет) в 245 кб. м. в нижней части, но практически используемый сле ­ дует считать в 200 кб. м. у с. Подужемье. Соответственно этому невелико (по сравнению с реками остальной части Европ. России) колеба­ ние горизонта воды. Так по наблюдениям на во­ дой. посту с. Подужемье с 1917 г. по 1926 г. амплитуда колебания уровня воды не превзошла 3,4 мтр. достигая в отдельные годы от 16 доЗ,4 мтр. Большинство крупных порогов совсем не замер­ зают, служа вместе с тем источником образования донного льда (шороха, шуги), забивчющего сечение реки ниже порогов. Но характеру своего профиля, представляющего чередования участков малого падения—плесов с участками относитетьно сосредоточенного паде­ ния порогов, р. Кемь, естественно, не прингдае- жит к числу судоходных рек. Невозможно, конеч­ но, и на ближайшее время думать о возникнове­ нии судоходства в таком виде, ка>< оно существует на реках соседней Финляндии. За исключением отдельных участков, наиболее опасных порогов (по величине относитеньного падения и сосредо­ точенных перепадов в них), кшими являются по­ роги Кинтизьма, Юма, Вочаж и Ужма, движение в лодках совершается без перерывов, вверх же идут обычно на шестах и в лишь наиболее быст­ рых местах прибегают к тяге бичевой. В перечис­ ленных же порогах, лодки обычно поднимаются по издавна существующим тропам с примитивными катками. Постепенно появляется и моторное движение. В минувшем 1925 году был опыт рейсов мотор­ ной лодки от с. Подужемье до Ухты на оз. Средн. Куйто. Движение, принявшее характер регулярных рейсов, установилось в районе озер Куйто, где с 1925 г. совершает правильные рейсы раз в неделю небольшой пароход („Ухта",) между гор. Ухтой на оз. Сред Куйто и истоком р. Кеми из оз. Нижн. Куйто, т. е. по двум нижним озерам на участке длиной около 60 клм. Наконец, устроенный в течении зимы 1925 г. в р. Кеми между озерами Верхнее и Среднее Куйто Отделом местного Хозяйства Ухтинского У. И. К - деревянный шлюз длиною 10 мт. при ширине 2,5 м , предназначенный для пропуска моторных лодок, позволил с минувшего (1925) года установить до­ вольно правильное моторно-лодочное сообщение между озерами Верхнее и Среднее Куйто, главным образом волостными ценрами с. Вокнаволок и уезд­ ным центром Ухтой. От г. Кеми, ниже порога Морского до Порта, расположенного на территории о-ва Революции (б. о. Попова) в расстоянии 8,5 клм. от города, ходят небольшие, мелкосидящие пароходы, перевозящие пассажиров и мелкие грузы с пароходов, соверша­ ющих рейсы по Белому морю по линиям Онежско- Кемской и Кандалакшской. Кемский порт соединен жел.-дорожной веткой (ши­ рокой колеи) со ст. Кемь Мурманской ж. д., леж а­ щей близ моста через р. Кемь и в 2 клм. от г. Кеми. Еще в 1913 году был разработан проект устрой­ ства глубоководного порта на б. острове Попова (Революции) для судов с осадкой до 24 фут. Осу­ ществление его было начато в 1917 г. в связи с войной и постройкой Мурманской ж дороги и в настоящее время Кемский порт, не будучи впол­ не благоустроенным, однако, в состоянии прини ­ мать морские суда с осанкой до 25—28 фут. и снабжен кое-какими механическими средствами. Проект 1913 года предполагал также углубле­ ние р. Кеми выше порта до города, главным обра­ зом для рыбачьих судов с осадкой до 14 фут., а также устройство порта—зимнего убежища для поморских рыбачьих судов, с мастерским. Эта часть проекта до сих пор не осуществлена. Гораздо большее значение р. Кемь имеет как сплавной путь, вместе со своей довольно значитель­ ной и разветвленной сетью притоков с озерами, служащей как бы кровеносной системой, по кото­ рой струится ежегодно „золото Карелии"—лес До­ статочно указать, что, например, в текущем 1926 го ­ ду всего предназначено к сплаву около 300.000 бре­ вен пиловочного и дровяного леса, также идущего долготьем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz