Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 18 (10 авг.).
№ 18 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ И К РАЗВИТИЮ МУРМАНСКОГО ПОРТА (Строительный сезон 1926 г.). П ор т и ж е л е з н а я д о р о г а . Морские порты, я в л я я с ь пунктами передачи грузов с материка на море и обратно, представля ют из себя звенья на пути следования товаров. Поэтому большое значение имеет соответствие про пускной способности того или иного порта с т а к о вою ж е способностью соприкасающихся с портом железнодорожных, речных и др. путей сообщения. Обращ аясь к сб 'е а т у н аш ей статьи— к Мурман скому порту и сравнивая его пропускную способ ность с пропускною способностью Мурманской ж е лезной дороги, являющ ей ся единственным путем сообщения, связывающим собою порт со страною, мы видим, что здесь равновесие в отношении про пускной способности нарушено и весы склоняются не в пользу Мурманского порта В то время, как Мурманская ж еле зн а я дорога располдгает возмож ностью, с открытием добавочных р а з‘ездов, свобод но пропустить на наиболее трудных своих север ных участках до 6-ти миллионов пудов груза в ме сяц (100.000 тонн ),—Мурманский порт в среднем может переработать в месяц не более 3 миллио нов пудов или 50.000 тонн груза. Правда, грузооборот Мурманской ж. дороги в части ее обслуживания импорта и экспорта через Мурманск ещ е не достиг того возможного макси мума, который необходим дороге для того, чтобы полностью оправдать себя, как транспортную ма гистраль, но это несоответствие в отдельные м е с я цы усиленной работы дороги уже чувствуется: в то время, как дорога свободно справляется с п ере возками,—порту иногда приходится проявлять в этом отношении чрезвычайное н апряж ени е. Р а б о ты и план т е х н и ч е с к о г о р а з вития порта . Если в дополнение к вышесказанному принять во внимание, что принимающая сейчас актуальный хар актер постановка вопроса о сооружении линии Сорока-Котлас, которая направит ч ер ез Мурманск сибирские грузы ,— выдвигает уже конкретно зада чу технического разви тия Мурманского порта, д а бы последний, когда к нему будет пред 'явлено зн а чительное количество новых грузов, не оказался к этому неподготовленным, то отсюда ясно, что те строительные работы которые намечены в Мурман ском Порту к производству в текущем году и в ближайшие годы, должны быть увязаны с генераль ным планом расширения и улучшения порта, уже разработанным, при участии Муркомпорта, Бюро проектирования портов, и частично утвержденным Высшим Научно Техническим Комитетом. Предусматривая в дальнейшем развитие гру зо оборота Мурманского порта до 120 миллионов пу дов груза (2 миллиона тонн) и поступление в порт значительного количества рыбы и леса, данный проект делит порт на следующие районы: экспорт но-импортных операций и срочного пароходства, лесной гавани, рыбной гавани и ремонтной. В этих общих чертах мы считаем необходимым отметить те предпосылки, которые об ‘ясняю г нам характер ближайших строительных работ по Мур манскому порту. Значение с т р о и т е л ь ны х рабо т т е к ущ е г о се зона . Современное состояние Мурманского порта во многом объясняется условиями его постройки в военное время. Несмотря н а то, что потребность в этом порте, как в свободном выходе в Ледови тый океан, в доЕоенной России ощущалось в зн а чительной степени ещ е ранее, к постройке Мур- порта было приступлено лишь после того, когда явилась срочная необходимость в период империа листической войны в переброске громадных масс военного груза из-за границы в страну. Сооруже ние железной дороги от Кольского залива и пор товых устройств в нем происходило одновременно Наличие исключительно благоприятных природных условий для сооружения порта, а именно—е с т е ственной, глубокой и незамерзающей бухты, каковую представляет из себя Кольский залив, затем—н а личие достаточной береговой площади, допускаю щей удобный подход к порту со стороны ж е л е з ной дороги и р азви тие станционных путей, н ако нец—вполне глубокий и такж е удобный подход к порту со стороны моря дало возможность при за трате сравнительно небольших средств, путем со оружения деревянных пристаней временного харак тера,— произвести в течение первых лет эксплоата- ции ж дороги значительные портовые грузовые операции.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz