Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 17 (1 июля).

№ 17 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ 47 10 лет службы Д. С. Пашенцева на Мурманской ж. д. 16-го июня 1926 года исполнилось 10 лет непрерывной •службы на Мурманской железной дороге в должности На­ чальника Службы Связи и Электротехники Инженера Дми­ трия Семеновича Пашенцева. Окончив в 1911 г. бывш. Петербургский Электротех­ нический Институт, Пашенцев начинает службу на При- вислинских жел.-дор , где он служит до 1915 года, т. е. в тяжелое время войны, требовавшее работы с напряжением всех сил, знаний и энергии. Эта работа в условиях воен­ ного времени выковала у Пашенцева ту энергию, с кото­ рой он отдается работе и в дальнейшем. Один год Д. С. Пашенцев служит на б. Александровской дороге. 16-го июня 1916 года Пашенцев переходит на службу т о постройке и временной эксплоатации Мурманской ж. д Состояние связи в это время на Мурманской жел. дороге было невероятно плохим. Достаточно сказать, что линии столбов телеграфа по всей дороге не существовало; висел единственный провод и тот на живых деревьях. Дальность действия установок была максимум 150 верст. Можно ска­ зать, что фактически телеграфной и телефонной связи не было и ее приходилось вновь создавать. В конце 1916 г. Д. С. Пашенцевым были развернуты работы широким фрон­ том по постройке постоянных линий, по установке столбов, сил. Эти установки обслуживали только мастерские Служ­ бы Тяги и депо. С переходом же в веление Ш этих уста новок, на дороге появляются электрические станции, ко­ торые обслуживают не только учреждения Службы Т яги, но и других Служб. Мощность этих установок в настоящее время равна около 2 тыс. сит, т. е. с 1920 г.—за 6 лет уве­ личилась в 11—12 раз. Совершенно новые станции постро­ ены по проектам, разработанным Д. С. Пашенцевым и про. веденным им в жизнь: Званка—250 сил, JI. Поле—460 сил^ Петрозаводск—200 сил, М. Гора —50 сил, Сорока—104 силы Кемь—165 сил, Кандалакша—465 сил. Кола, Имандра—по 25 сил. Эти станДчи дают электрическую энергию не толь­ ко мастерским Службы Тяги, не только приводят в дви­ жение станки лесопильных заводов Желлеса и станки Желрыбы, но освещают станционные пути, служебные по- '■мещения, квартиры рабочих и служащих. Вместе с тем^ подтверждая на деле тот факт, что Мурманская жел. до­ рога является колонизационной для Мурманского Края,— электро-установки Службы LU Мурманской ж. д. несут свет в близ лежащие медвежьи уголки—поселки и города. Оборудование растет ежегод т, причем по принципу хозяйствования, с большим успехом применяемому Д. С. Пашенцевым, оборудование берется преимущественно из перевеске провода и подвеске новых проводов, и к 1-му < старых машин и двигателей, брошенных на дороге часто января 1918 года, то-есть через год, на всем протяжении ! без призора, которые ремонтируются собственными сред­ ствами и ставятся на работу. от Петрозаводска до Мурманска была закончена новая ли­ ния столбов и подвеска 4-х телеграфных проводов. Кроме по двески телеграфных проводов улучшается фонопорная с вязь, развиваются телефонные станционные сети и появ­ ляются телефоны для дальнего разстояния Петрозаводск— Масельская—Сорока. В Июне 1918 года работы на север, ной части дороги были прерваны из-за ее оккупации и все внимание Начальника сл. Связи и Электротехники напра­ вляется на южную часть. Путем ряда длительных работ число проводов Званка —М. Гора к 1920 г. доводится до 7—8, линяя оборудуется диспетчерской связью для ДН и ДС с дальностью дей­ ствия до 275 верст. Характерно отметить при этом, что как телеграфное, так и телефонное оборудование Д. С. Пашен* цевым не покупается, а использовывается старое из эваку" ированного имущества, которое восстанавливается и при. меняется снова к делу. К этому же времени удается полу­ чить старые жезловые аппараты. После капитальной пере­ делки их в своей мастерской они приводятся в порядок и устанавливаются для работы по всей линии Мурманской Все затраты на оборудование электростанций, кото­ рыми сейчас широко пользуются, как дорога, так и ее подсобные предприятия и даже города и поселки Мурман­ ского Края, сводились только к приспособлению имею­ щегося старого инвентаря, к непосредственной работе и затратам на постройке зданий и на монтаж машин и дви­ гателей. Такая хозяйственная постановка дела была неодно­ кратно отмечена компетентными и авторитетными лицами из НКПС. Так приказом Ц тов. Емшанова в 1921 г. отме­ чалось состояние связи и электричееких станций на Мур­ манской ж. д„ как образцовое для сети. Тоже самое отме­ чалось в приказе Главного Начальника Путей Сообщения тов. Борисова и ЦШ Чеховского —о состоянии электри­ ческих установок в 1920 г. Зам. ЦУЖЕЛ Бенешевич в ге­ неральном докладе Ц о Мурманской дороге отметил при­ мерное состояние Службы Ш и ее хозяйственность. О том же свидетельствовал отзыв ЦЧ Коган-Беренштейна в 1924 году и отзывы ЦЖ Бенешевича и Старшего Инспек- ж. д., так что в 192о году вся Мурманская жел. дорога на. I ТОра НКП0 Радванского—в 1926 году. Во всех этих при чинает обслуживаться полностью жезловыми аппаратами. ^ казах и отзывах отмечалась экономия, достигнутая Ш в Для совершения таких работ требуется своя обширная мастерская; таковая и создается в Петрозаводске в 1918 г. В 1920 году освобождается от оккупации северная часть дороги М. Гора—Мурманск, и начинается горячая работа по приведению в порядок этой части дороги и уси. лению ее связью: подвешиваются новые провода, устанав­ ливаются приборы, телефоны; диспетчерская связь прохо­ дит уже до конца дороги, и к 1926 г. Мурманская ж д., благодаря энергии и неутомимой деятельности руководи­ теля связи Д. С. Пашенцева, имеет мощную связь—теле- г рафную, диспетчерскую, линейно-путевую и оборудована жезловыми аппаратами на всем протяжении дороги. Усиление связи с 1916 года по 1926 год выражается в следующих цифрах;—В 1926 г. имеется всех проводов— 13.800 клм., то-есть в 12 раз больше, чем было в 1916 г. С переходом обслуживания электроустановок по силь­ ным токам в ведение службы Ш в 1919 г., Д. С Пашенцев начинает развивать электроустановки в широких разме­ рах. До 1920 г. силовые установки только для вращающихся трансмиссий депо имели место на ст. Званка, JI. Поле, Петрозаводск, Сорока и Кандалакша—всего на 100—150 своей работе, хозяйственность и тщательность выполне­ ния заданных работ. Не ограничиваясь текущей практической работой, Д. С. Пашенцев стремился внести научные методы в работу Службы Ш. По его почину поднят вопрос об исследова­ нии влияния высоковольтной передачи Волховстроя на про­ вода Мурманской жел. дороги. Вопрос этот является пред­ метом изучения в Центральном Электрическом Совете, Научно-испытательной станции, где представителем от ЦУЖЕЛ является Д. С. Пашенцев. По инициативе Д. С. Пашенцева организована также 1 комиссия по изучению магнитного влияния на севере на провода Мурманской ж. д. Эта работа ведется совместно с Павловской и Главной Геофизической Обсерваторией, Научно-Испытательной станцпей и Обществом Мироведе- нин. Из работ, заслуживающих большого внимания по сл. IH, следует отметить введение электро-сварки как для нужд службы Тяги, так и для сварки проводов, а также постановку опытов с новейшими системами аппаратов Пеядель-Сименс, Телетип и др.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz