Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 17 (1 июля).

42 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ № 17 Реальное разрешение этого вопроса целиком зависит от составления 5-ти летнего производственного плана. Последний, по заявлению Карсовнархоза, находится еще в проработке и цифры даны лишь в общей форме без подразде­ ления по специальностям. По предположениям Карсовнархоза мыслится два вариан­ та развертывания метал лопромышленности-Выгозерский и Петрозаводский Комбинат. В статье мы возьмем 2-й вариант—Петрозаводский Комби­ нат с базой Онег-Завода. По заявкам получаются следующие цифры: на ближайшие 5 лет потребуется квалифицированных рабочих 670 чел., сред­ ний технический персонал—37 и высший технический персо­ н а л—9. Таким образом общая цифра всей раб. силы, за исключе­ нием высшего и среднего технического персонала, включая заявки на 5 лет—выразится в 1326 чел. Всего учеников, обучающихся в школе ФЗУ—Онегзавода, —51 человек, из них моложе 18 лет —41 чел. Хотя общий процент ученичества относительно нормален, но распределение учеников по цехам все же плохое. Как и в дерево-обрабатывающей промышленности, по не­ которым специальностям будет иметь место перепроизводство (слесарей 30,3И) и по некоторым недопроизводство (токари 2,4). Здесь следует Карпрофобру, Профсоюзам и Хозорганам внимательнее относится к распределению брони ученичества по отдельным специальностям, исходя не только из текущих хозяйственнык интересов, но учитывая общую перспективу,— воспроизводство раб. силы. Горная промышленность. В горной промышленности мы имеем 4 основных горных предприятия: Шокшинская разработка порфира, диабаза, шпа­ та и кварца, брусчатки. Всего рабочих имеется 819 чел. По специальностям мы имеем следующее подразделение: 1. Каменотесы ........................................................ 264 чел. 2. Кольщики...................................................................193 “ 3. Каменоломщики................................• .................. 155 “ 4. Подр. рабочие........................................................... 36 “ б. Подрывники................................................................... 3 “ 6. Кузнецы.......................................................................31 “ 7. Молотобойцы........................................................... 29 “ 8 . Запальщики . ........................................................... 1 “ 9. Бурильщики....................... .......................................20 “ 10. Кузнецы...............................................................• . 30 “ 11. Молотобойцы...............................................................29 “ 12. Чернорабочие........................................................... 20 “ 13. Остальные...................................................................8 “ Всего........................819 “ В этом числе имеется учеников 9, что в процентном отношении составит 1%. 06 ‘ясняется такое положение слишком тяжелыми и по своей квалификации несложными работами, где труд подрост­ ков при современней технике, как правило, немыслим. Увеличение за 5 лет горной промышленности, постоянно занятых рабочих, предполагается на 395 чел., что составит 48,4%. Общие выводы из приведенных цифр по 3-м главным от­ раслям Карельской промышленности можно сделать следую­ щие: Наряду с рсстом промышленности будет расти кадровый пролетариат. Этот рост предполагается по горной отрасли на 48,1% „ металлургической . 105,5% „ лесопильной . . . 98,8% а в общей сложности на 66,6%. Состояние раб. силы в данное время и предполагаемый рост совершенно не совпадает t состоянием ученичества. Вопрос же назрел и требует немедленного фактического разрешения. Переходим к вопросу о создании местного пролетариата, являющемуся одной из важных задач нашего строительства. В настоящий момент в этом отношении существует зна­ чительный пробел. Местных рабочих мы имеем только на Онежском заводе— как наиболее старом предприятии. Горные разработки и лесозаводы, особенно в северном районе, имеют пришлую раб. силу. Притон раб. силы извне об'ясняется, во первых, моло­ достью нашей промышленности и во 2-х, слабой работой с ученичестеом. Между тем эта проблема имеет решающее политическое значение. Основой нашего социалистического строительства является тесное сотрудничество двух основных классов-пролетариата и реегь янства (его бедняцко-крестья некой части). Это сотрудничество мыслится при руководящей роли про­ летариата. Обеспечение же пролетарского руководства возможно лишь при сознании сильных общественных организаций—и в первую очередь ячеек ВКП(б). Но ведь пришлые рабочие мало связаны с Карельской деревней. Необходимость сотрудничества не вытекает из усло­ вий их существования. И никакая широкая пропагандистская работа не сумеет дать таких резупьтатов, какие бы мы получили при наличии местного пролетариата. Поэтому данная задача является вполне актуальной и на­ зревшей. Доказывать это излишне. На всех наших промышленных предприятиях мы имеем две группы рабочих: постоянных, обладающих в той или иной степени квалификацией и временных рабочих. Вопрос о первой группе может разрешаться в значитель­ ной степени подготовкой ученичества. Как было уже отмечено- процент брони удовлетворен, но распределение брони по цехам и мастерским нерационально. Мы южем столкнуться с фактом перепроизводства и недопроизводства квалифицированной раб. силы. В этом заключается слабое место, куда должно быть брошено внимание профсоюзов и хозорганов. Ученичество нужно поднять на должную высоту и шире развернуть нашу систему профтехнического образования. До сих пор мы имели лишь 2 школы ФЗУ-при Онегзаводе и лесозавооах 37/38. Эти школы были буквально заброшены. Хозорганы делают попытки их уничтожить. Правильна ли та<ая тенденция? Конечно, нет. Школа фабзавуча по всему СССР явилась прочной формой образования рабочей молодежи. Если замечаются отдельные недочеты, в силу нашего невнимания (чтобы не сказать больше), то не следует делать вывод насчет негодности форм. Форма несомненно правильная, необходимо влить в нее жизненное, отвечающее потребностям производства, содер­ жание. Мало того, наряду со школой, нужно стремиться к организации бригадного ученичества. Решение этой задачи должно пойти именно таким пу тем, который сможет дать нужные результаты. Значительно сложнее с малоквалифицированными рабочими. В Карелии можно констатирогать факт аграрного пере­ населения. Об этом свидетельствует уход крестьян на лесные заработки. Приток же крестьян замечается лишь на сезонные и временные работы, так как постоянное применение раб. силы в самом производстве требует определенных производствен­ ных навыков. Процесс создания основного кадра местных рабочих пойдет по линии вытеснения притока малоквалифицированных рабочих-местными. Это доказывается несомненным ростом аграрного перенаселения, а следовательно, ростом крестьян­ ской бедноты. Об этом свидетельствуют статьи т. Сонникова в газ. «Кр. Карелия», где опровергается ложный предраз- судок о существующем, якобы, отсутствии в Карелии бедноты. Вся трудность будет заключаться в поглощении избыточ­ ного населения промышленными предприятиями. Данное поглощение пойдет, конечно, естественным путем и никакие искусственные меры-ни к чему не приведут. Но ускорение процесса поглощения будет зависить от инициативы развертывания элементарного проф-технического образования, так как камень преткновения будет заключаться в получении квалификации. Эта работа, несмотря на ее огромную важность, постав­ лена крайне слабо и ограничивается лишь одним ученичеством. Ошибочно думать, что здесь нужно чисто производ твенное обучение. Применение массовой рабочей силы особой квали­ фикации не требует и качество _работы, в значительной степени, зависит от культурности рабочего. Эту работу, по сообщению элементарных проф-технических знаний и развертыванию культурно-воспитательного воз­ действия, нужно развернуть значительно шире. Режим экономии, приз~анныи осуществить рационали­ зацию социалистического строительства, может быть понят хо­ зяйственными органами, как это имело место в других райо­ нах, в узко-хозяйственных интересах, и повлечь свертывание от­ пуска сумм на кукьтурную и профтехническую работу. В условиях Карелии это будет являться абсолютно не­ верным. Режим экономии должен пониматься не как свертывание данной работы, а как ее рационализация и упорядочение. Таковы общие замечания о воспроизводстве раб. сипы. Их цель заключается в привлечении внимания к столь важ­ ному вопросу профессиональных организаций и хозорганов. Думаем, что этот момент в социалистическом строи­ тельстве будет учтен, так как от его разрешения зависит во многом развитие Карельской промышленности. R . R . О синкин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz