Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 17 (1 июля).

38 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ № 17 перегружаются непосредственно из пароходов не посред­ ственно в вагоны и обратно. Грузы же массовые и штуч­ ные, требующие хранения в складах сопряжены сложными операциями по доставке их к причальной линии при по­ мощи железнодорожных составов. Проектом развития порта предусматривается устрой­ ство благоустроенных механизированных амбаров по всему фронту причальной линии, а также устройство элеватора. Стоимость погрузочных операций с штучными грузами при хранении их в складах, расположенных вдоль причаль­ ной линии, должна понизиться по крайней мере на 500/», т. е. достичь 3-х—3.i/s коп. с пуда. Что же касается до хлеб­ ных грузов, то при наличии элеватора стоимость перегруз­ ки их понизится до 2-х коп. с пуда, т. е. в три раза. Помимо сего на понижение стоимости погрузочных операций несомненно должно отразиться правильное рай­ онирование порта, сопровождающееся упрощением опе­ раций с одной стороны по подводке судов и постановке их вдоль причальной линии, а с другой стороны—по без- препятственной подаче во все районы порта поездных составов с главной предпортовой сортировочной станции. Возможность самоокупаемости порта. Принимая в соображение, что Мурманский порт нахо­ дится лишь в периоде своей постройки, следует признать, что покрыть ожидающимися доходами все расходы по пор­ ту, включая те затраты, которые предстоит произвести на работы по его достройке, не представляется возможным. Речь может итти только о том, при каком грузооборо­ те поступления портовых сборов могут быть достаточными для покрытия расходов по эксполатации порта и текущему капитальному ремонту гидротехнических сооружений, пла­ вучих средств и предметов механического оборудования. Вопрос этот представляется в следующем виде: Как показал опыт 1924—1925 и истекшей части 1926 гвда при грузообороте в 13—14 миллионов пудов, порто- ыое сборы достигают суммы около 30(1.000 рублей. Расход же на содержание порта, текущий и капиталь­ ный ремонт выражается суммою около 450.000 руб. Пропускная способность порта далеко не используется указанным размером грузооборота в 14 милл. пудов, и вполне допускает увеличение этого грузооборота по край­ ней мере в два раза. При этом увеличении грузооборота эксплоатационные расходы могут повыситься лишь весьма незначительно. Таким образом и самокупаемость порта за­ висят всецело от увеличения грузооборота. Принимая во внимание, что доходы порта всецело за­ висят от количества перерабатываемого груза, т. к. ника­ ких побочных статей дохода порт не имеет, можно придти к заключению, что самоокупаемость порта будет достигну­ та тогда,когда грузооборот его возростет приблизительно в полтора раза, т. е. достигнет 21—22 милл. пудов. Предположение это является не только осуществимым,но при наблюдающемся росте грузооборота в последние го­ ды несомненным. При дальнейшем росте грузооборота представится возможным обращать доходы порта на рас­ ходы по его расширению и улучшению. Степень заинтересованности и меры, намечаемые для вовлечения в строительство порта других о р г а ­ низаций. Из всех правительственных органов, имеющих связь с портом, прежде всего следует указать на Мурманскую же­ лезную дорогу. Мурманский порт возник одновременно с постройкой железной дороги и можно с уверенностью утверждать, что поскольку дорога не могла бы существовать без порта, постольку и порт не имел бы никакого значения без дороги. Местного населения почти не существует, местная про­ мышленность в самом Мурманске, а также и окружающей местности, в так называемом интерланде, только пробуж­ дается. Все грузы как экспортные, так и импортные идут в подавляющем количество транзитом, не задерживаясь для местного потребления. Интересы порта и дороги чрезвычайно близки и пра­ вильная работа этих госугарственных предприятий може быть доставлена только при полном согласовании, действий органов, руководящих жел. дорожным и портовым хозяй­ ством. Указанные обстоятельства послужили причиной пере­ дачи Мурманского порта Мурманской железной дороге и образования комитета по Управлению Мурманским и Кем­ ским портами в составе 4-х человек—двух от Правления Мурманской жел. дор. и двух от Цумора. Комитет начал свои действия в мае 1924 года. В распоряжение Комитета переданы порты Мурман­ ский с приписным пунктом Александровск и Кемь с при­ писными пунктами Сорока, Ковда, Кереть и Кандалакша со всеми портовыми территориями, имуществом, существо­ вавшими в них органами управления и штатом служащих. Оборотные средства Комитета составляются из получае­ мых Комитетом от Правления Мурманской ж. д. сметных ассигнований, от портовых сборов и от сборов за аренду портового имущества. Таким образом с 1 мая 1924 года Мурманская ж. д. является органом не только связанным с Мурманским пор­ том,но и принимающим непосредственное участие во всех его хозяйственных и технических операциях. Коммерческая деятельность порта сосредоточена в ру­ ках Коммерческого Отдела Правления Мурманской ж. д., имеющего в Мурманске свое Коммерческое Агентство. По­ добного рода организация позволяет увязывать все вопро­ сы, касающиеся привлечения грузов, путем установления пониженных тарифов, снижения пошлин и пр., в полном согласовании с работой и возможностями порта. Будучи непосредственно заинтересовано в успешной работе порта, Правление Мурманской дороги принимает самое близкое участие в расширении складочного хозяй­ ства устройством целого ряда новых амбаров, а также и в работах по развитию порта через свои строительные органы. Следующей организацией, имеющей наиболее значи­ тельную связь с портом является СЕВГОСРЫБТРЕСТ. В на­ стоящее время закончен вопрос о перенесении тралловой базы Севгосрыбтреста из Архангельска в Мурманск, при чем трест на свои средства осуществляет в районе Варнич­ ного мыса постройку рыбной гавани с ассигнованием для этой цели свыше 600.000 рублей. Участие Муркомпорта в в этом деле выражается согласованием всех проэктных устройств и предоставлением достаточной портовой тер­ ритории и водного пространства. В дальнейшем предполается привлечь ХЛЕБОЭКСПОРТ к устройству на его средства портового элеватора. Очередность проведения работ в жи знь в зависимо ­ сти о т интенсивности работы порта по отдельным видам грузов и переходная схема от современного состояния. Главнейшим недостатками Мурманского порта явля­ ются. 1 , а) отсутствие причальной линии постоянного типа, до­ пускающего постройку механизированных складов. б) отсутствие складов, расположенных у причальной линии. в) недостаточность портовой территории. г) отсутствие ремонтной гавани и благоустроенных мас­ терских. д) Недостаточность жилых помещений. Поэтому в первую очередь поставлено начало работ по устройству постоянного пирса № 2, построй.ча железо­ бетонных складов, устройство ремонтной базы и постройка жилых домов. В текущем строительном сезоне 1926 года, согласно с отпущенными на новые работы суммами, будет осущест­ влено: а) Насыпка путем вагонной возки части ядра будуще­ го постоянного пирса № 2 (около 4000 кб. саж.); б) Постройка железо-бетонного амбара на насыпанной согласно пн „а“ территории; в) Поднятие площади обсушки непосредственно к се­ веру от Варничного мыса для образования территории под новые мастерские и прочие устройства хозяйственной ба­ зы. г) Постройка двух или трех жилых домов, в зависимо­ сти от того, какие средства для этой цели будут в дей­ ствительности отпущены. Помимо сего СЕВГОСРЫБТРЕСТОМ в текущем году бу­ дет построена причальная линия для стоянки пяти траль­ щиков, железобетонный амбар для операций с рыбными грузами и целый ряд хозяйственных построек для тралло­ вой базы. В дальнейшем предполагается осуществлять проект развития порта постепенно, преследуя целью не стеснять движения судов и производство погрузочно-разгрузочных операций. В смету на 1926—1927 год включаются следующие но­ вые работы: 1) Построить каменные мастерские на территории у Варничного мыса на исполненной в 1926 году засыпке. Площадь здания—680 кв. метров. Стоимость 60.000 рублей. 2) Построить постоянную каменную набережную с се­ верной и западной стороны пирса № 2, глубиною 32 фута от низкого горизонта, длина набережной — 620 метров, стоимость — 4.000 руб. за пог. метр.— 2.480.000 р.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz