Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 17 (1 июля).
38 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ № 17 перегружаются непосредственно из пароходов не посред ственно в вагоны и обратно. Грузы же массовые и штуч ные, требующие хранения в складах сопряжены сложными операциями по доставке их к причальной линии при по мощи железнодорожных составов. Проектом развития порта предусматривается устрой ство благоустроенных механизированных амбаров по всему фронту причальной линии, а также устройство элеватора. Стоимость погрузочных операций с штучными грузами при хранении их в складах, расположенных вдоль причаль ной линии, должна понизиться по крайней мере на 500/», т. е. достичь 3-х—3.i/s коп. с пуда. Что же касается до хлеб ных грузов, то при наличии элеватора стоимость перегруз ки их понизится до 2-х коп. с пуда, т. е. в три раза. Помимо сего на понижение стоимости погрузочных операций несомненно должно отразиться правильное рай онирование порта, сопровождающееся упрощением опе раций с одной стороны по подводке судов и постановке их вдоль причальной линии, а с другой стороны—по без- препятственной подаче во все районы порта поездных составов с главной предпортовой сортировочной станции. Возможность самоокупаемости порта. Принимая в соображение, что Мурманский порт нахо дится лишь в периоде своей постройки, следует признать, что покрыть ожидающимися доходами все расходы по пор ту, включая те затраты, которые предстоит произвести на работы по его достройке, не представляется возможным. Речь может итти только о том, при каком грузооборо те поступления портовых сборов могут быть достаточными для покрытия расходов по эксполатации порта и текущему капитальному ремонту гидротехнических сооружений, пла вучих средств и предметов механического оборудования. Вопрос этот представляется в следующем виде: Как показал опыт 1924—1925 и истекшей части 1926 гвда при грузообороте в 13—14 миллионов пудов, порто- ыое сборы достигают суммы около 30(1.000 рублей. Расход же на содержание порта, текущий и капиталь ный ремонт выражается суммою около 450.000 руб. Пропускная способность порта далеко не используется указанным размером грузооборота в 14 милл. пудов, и вполне допускает увеличение этого грузооборота по край ней мере в два раза. При этом увеличении грузооборота эксплоатационные расходы могут повыситься лишь весьма незначительно. Таким образом и самокупаемость порта за висят всецело от увеличения грузооборота. Принимая во внимание, что доходы порта всецело за висят от количества перерабатываемого груза, т. к. ника ких побочных статей дохода порт не имеет, можно придти к заключению, что самоокупаемость порта будет достигну та тогда,когда грузооборот его возростет приблизительно в полтора раза, т. е. достигнет 21—22 милл. пудов. Предположение это является не только осуществимым,но при наблюдающемся росте грузооборота в последние го ды несомненным. При дальнейшем росте грузооборота представится возможным обращать доходы порта на рас ходы по его расширению и улучшению. Степень заинтересованности и меры, намечаемые для вовлечения в строительство порта других о р г а низаций. Из всех правительственных органов, имеющих связь с портом, прежде всего следует указать на Мурманскую же лезную дорогу. Мурманский порт возник одновременно с постройкой железной дороги и можно с уверенностью утверждать, что поскольку дорога не могла бы существовать без порта, постольку и порт не имел бы никакого значения без дороги. Местного населения почти не существует, местная про мышленность в самом Мурманске, а также и окружающей местности, в так называемом интерланде, только пробуж дается. Все грузы как экспортные, так и импортные идут в подавляющем количество транзитом, не задерживаясь для местного потребления. Интересы порта и дороги чрезвычайно близки и пра вильная работа этих госугарственных предприятий може быть доставлена только при полном согласовании, действий органов, руководящих жел. дорожным и портовым хозяй ством. Указанные обстоятельства послужили причиной пере дачи Мурманского порта Мурманской железной дороге и образования комитета по Управлению Мурманским и Кем ским портами в составе 4-х человек—двух от Правления Мурманской жел. дор. и двух от Цумора. Комитет начал свои действия в мае 1924 года. В распоряжение Комитета переданы порты Мурман ский с приписным пунктом Александровск и Кемь с при писными пунктами Сорока, Ковда, Кереть и Кандалакша со всеми портовыми территориями, имуществом, существо вавшими в них органами управления и штатом служащих. Оборотные средства Комитета составляются из получае мых Комитетом от Правления Мурманской ж. д. сметных ассигнований, от портовых сборов и от сборов за аренду портового имущества. Таким образом с 1 мая 1924 года Мурманская ж. д. является органом не только связанным с Мурманским пор том,но и принимающим непосредственное участие во всех его хозяйственных и технических операциях. Коммерческая деятельность порта сосредоточена в ру ках Коммерческого Отдела Правления Мурманской ж. д., имеющего в Мурманске свое Коммерческое Агентство. По добного рода организация позволяет увязывать все вопро сы, касающиеся привлечения грузов, путем установления пониженных тарифов, снижения пошлин и пр., в полном согласовании с работой и возможностями порта. Будучи непосредственно заинтересовано в успешной работе порта, Правление Мурманской дороги принимает самое близкое участие в расширении складочного хозяй ства устройством целого ряда новых амбаров, а также и в работах по развитию порта через свои строительные органы. Следующей организацией, имеющей наиболее значи тельную связь с портом является СЕВГОСРЫБТРЕСТ. В на стоящее время закончен вопрос о перенесении тралловой базы Севгосрыбтреста из Архангельска в Мурманск, при чем трест на свои средства осуществляет в районе Варнич ного мыса постройку рыбной гавани с ассигнованием для этой цели свыше 600.000 рублей. Участие Муркомпорта в в этом деле выражается согласованием всех проэктных устройств и предоставлением достаточной портовой тер ритории и водного пространства. В дальнейшем предполается привлечь ХЛЕБОЭКСПОРТ к устройству на его средства портового элеватора. Очередность проведения работ в жи знь в зависимо сти о т интенсивности работы порта по отдельным видам грузов и переходная схема от современного состояния. Главнейшим недостатками Мурманского порта явля ются. 1 , а) отсутствие причальной линии постоянного типа, до пускающего постройку механизированных складов. б) отсутствие складов, расположенных у причальной линии. в) недостаточность портовой территории. г) отсутствие ремонтной гавани и благоустроенных мас терских. д) Недостаточность жилых помещений. Поэтому в первую очередь поставлено начало работ по устройству постоянного пирса № 2, построй.ча железо бетонных складов, устройство ремонтной базы и постройка жилых домов. В текущем строительном сезоне 1926 года, согласно с отпущенными на новые работы суммами, будет осущест влено: а) Насыпка путем вагонной возки части ядра будуще го постоянного пирса № 2 (около 4000 кб. саж.); б) Постройка железо-бетонного амбара на насыпанной согласно пн „а“ территории; в) Поднятие площади обсушки непосредственно к се веру от Варничного мыса для образования территории под новые мастерские и прочие устройства хозяйственной ба зы. г) Постройка двух или трех жилых домов, в зависимо сти от того, какие средства для этой цели будут в дей ствительности отпущены. Помимо сего СЕВГОСРЫБТРЕСТОМ в текущем году бу дет построена причальная линия для стоянки пяти траль щиков, железобетонный амбар для операций с рыбными грузами и целый ряд хозяйственных построек для тралло вой базы. В дальнейшем предполагается осуществлять проект развития порта постепенно, преследуя целью не стеснять движения судов и производство погрузочно-разгрузочных операций. В смету на 1926—1927 год включаются следующие но вые работы: 1) Построить каменные мастерские на территории у Варничного мыса на исполненной в 1926 году засыпке. Площадь здания—680 кв. метров. Стоимость 60.000 рублей. 2) Построить постоянную каменную набережную с се верной и западной стороны пирса № 2, глубиною 32 фута от низкого горизонта, длина набережной — 620 метров, стоимость — 4.000 руб. за пог. метр.— 2.480.000 р.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz