Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 17 (1 июля).
34 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ пог. саж., на которых одновременно может производиться выгрузка и погрузка при 2-х сменной работе—до 300 ваго нов в сутки или, считая по 800 пудов на вагон —240.000 пудов в сутки, определяется максимально в 6.000.000 пуд. в месяц, и следовательно,’ значительно превышает пропуск ную способность причальных линий. Станция Мурманск, после переустройства ее в 1924-25 году и в связи с пропуском до Мурманска паровозов се рии Э, может переработать до 7.000.000 пудов груза в месяц в том случае, когда груз идет по какому-либо одному на правлению—или для экспорта или для импорта. Пропуск ная способность станции может быть увеличена вдвое при равном одновременном количестве экспортных и импорт ных грузов. Что касается до пропускной способности Мурманской жел. дороги на северных участках, то таковую следует при нять, при существующих пятнадцатитысячных уклонах, при паровозах серии 0-5-0 Э и при трех парах товарных поез дов в сутки в 3.000.000 пудов в месяц, или около 35.000.000 пудов в год; с открытием добавочных раз'ездов и с увели чением числа поездов до 10 пар в сутки, пропускная спо собность дороги может быть увеличена до 8.000.000 пудов в месяц или до 1СО.ООО.ССО пуд. в год. В дальнейшем при смягчении уклонов до шеститысяч ных пропускная способность может увеличиться в два раза, г. е. достигнуть 250- 300 миллионов пудов в год. Из изложенного можно видеть, что современная про пускная способность железнодорожных устройств в общем соответствует пропускной способности порта, и что если бы последняя поднялась свыше 3.000.000 в месяц, то пришлось бы принять меры к своевременному открытию добавочных раз'ездов на северных участках и увеличению количества поездов. Пропускная способность существующие складов, как кры тых, исключительно деревянных, так и открытых, в виде площадок, определяется в 4.500.000 пуд. в месяц, при гру зах одного направления, и до 7.200.000 пудов в месяц на случай наличия экспортно-импортных грузов в равных ко личествах. При этом подсчете принималось, что хранение грузов в складах допускается не свыше 15 суток. Само собою разумеется, что при необходимости долго срочного хранения грузов в складах и при преобладании грузов, требующих хранения в крытых помещениях (доми нирующий груз последних лет—хлопок хранится преиму щественно на открытых площадках), существующее коли чество крытых складов окажется недостаточным. При этом следует указать, что расположенные в настоящее время на пирсах склады имеют временный характер и не могут быть должным образом оборудованы кранами, впредь до пере устройства самих причалов на набережные постояннного типа. Устройство складов постоянного типа с соответству ющим механическим оборудованием их составляет ближай шую задачу и в смету на 1925-1926 год по Мурманскому порту включена сумма 107.000 рублей на постройку одного такого склада на насыпной территории к северу от пир са № 2. Условия плавания. Расположенный в незамерзающем, доступном для пла вания' в течение круглого года, заливе в расстоянии 40 миль от Ледовитого океана Мурманский порт представляет преимущества для морских сообщений. Самое плавание вдоль норвежских берегов в обход северо-западной части Скандинавского полуострова при благоприятном влиянии Гольфстрема не представляет ни каких трудностей. Те препятствия, которые наблюдаются при совершении морских рейсов далее от Мурманска на восток, по направлению к Архангельску и происходят от скопления льдов в горле Белого моря, а также и вслед ствие сильных течений во время приливов и отливов, при плавании с запада к Мурманску совершенно отсутствуют. На всем пути от траверса —границы СССР с Норвегией нет ни мелей,*ни прибрежнык банок. Туманы представляют сравнительно редкое явление. Обстановка маяками и сигналами удовлетворительна. Обычно суда, направляющиеся на Мурманск, не захо дят в’ наиболее близкий Норвежский порт Варде и держат курс на Рыбачий полуостров, проходят в 5-8 милях от Вай- да-Губы, где имеется маяк; проходят здесь траверс границы Финляндии, далее определяются по маяку, установленному на мысе Цып-Наволок. На траверсе Кольского залива определяются по острову Кильдину и по находящемуся в 4-х милях от входа в залив и освещающему вход в него маяку Сеть-Наволок. На фарватере Кольского залива, допускающем по при чине своей исключительной глубоководности проход судов с любой осадкой, установлено на протяжении от океана до Мурманска 12 маяков и обстановочных знаков. Как сам Кольский залив, так и бухта Могильная на острове Кильдине представляют собою естественные пор ты убежища для судов, рейсирующих по Мурманскому морю, Все эти данные создают весьма благоприяяные условия для плавания. Расстояние до заграничных портов и фрахты. Мурманский порт является ближайшим портом СССР к портам Норвегии, к портам, расположенным в северной части Англии, а также к некоторым портам Северной Аме рики. Расстояние; до Ливерпуля от Ленинграда . . . 1716 мор. м. „ Архангельска . ■2060 „ „ „ Мурманска . . • 1685 „ „ до Глазго от Ленинграда . . . . ■1669 „ „ „ Архангельска . . . • 2036 „ „ „ Мурманска . . . . 1661 „ „ до Нью-Йорка от Ленинграда . • 4234 „ „ „ Архангельска . 3600 „ „ „ Мурманска . . . 3225 „ „ Расстояние от Мурманска до Эбердина . . 1375 мор. м. Внутренние сообщения с промышленными районами. Переходя к рассмотрению положения Мурманского пор та по отношению к внутренним сообщениям, следует преж де всего указать, что порт обслуживается исключительно Мурманской железной дорогой. Никаких других путей со общения, ни железнодорожных, ни шоссейных, ни грунто вых не существует. Работа Мурманского порта имеет исклю чительно транзитный характер, так как местное потребле ние, вследствие отсутствия промышленности в Мурманске и незначительности населения,—ничтожно. Географическое расположение Мурманска по отноше нию промышленных центров Союза в настоящее время неблагоприятно. Расстояние от Мурманска до Москвы на 1223 вер. даль ше, чем от Нового Порта, на 793 версты дальше, чем от Архангельска, и на 952 версты дальше, чем от Риги. -ля) Расстояние от Ново-Николаевска до Мурманска на 1122 версты дальше, чем от Нового Порта, на 1083 версты даль ше, чем от Архангельска, и на 605 верст дальше, чем от Риги. Накладные расходы в порту по импорту. I. П е р е в а л о ч н ы е р а б о т ы . Несмотря на наличие полярных надбавок, компенсаций за отдаленность и некоторое неблагоустройство в жилищ ном отношении, ставки за перевалочные работы и другие услуги, связанные с перевалкой и отправкой импортного груза через Мурманский порт, почти не превышают ста вок более благоустроенных портов, как например Н.-Порт. Средние ставки по роду груза: Стоимость переработки В ЛенинВ Мурман граде ске. 8,4 к. 6 - 7 к. Седьди .................................... 6,7 „ 6—7 „ 6,2 „ 6 - 8 „ 8,6 „ 6 - 8 „ 12,1 „ 10 „ 9 „ 8 „ 5,8 „ 4 „ Анилиновые краски .................... 9,4 „ 6 - 7 „ Резина сырая ............................... 9 „ 9 „ Дубильный экс трак т .................... 6—9 „ 7—8 „ С р е д н я я ................• 8 к. 8 к, Приближение ставок за перевалочные работы в Мур манске к другим портах СССР достигнуто главным образом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz