Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 17 (1 июля).

34 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ пог. саж., на которых одновременно может производиться выгрузка и погрузка при 2-х сменной работе—до 300 ваго­ нов в сутки или, считая по 800 пудов на вагон —240.000 пудов в сутки, определяется максимально в 6.000.000 пуд. в месяц, и следовательно,’ значительно превышает пропуск­ ную способность причальных линий. Станция Мурманск, после переустройства ее в 1924-25 году и в связи с пропуском до Мурманска паровозов се­ рии Э, может переработать до 7.000.000 пудов груза в месяц в том случае, когда груз идет по какому-либо одному на­ правлению—или для экспорта или для импорта. Пропуск­ ная способность станции может быть увеличена вдвое при равном одновременном количестве экспортных и импорт­ ных грузов. Что касается до пропускной способности Мурманской жел. дороги на северных участках, то таковую следует при­ нять, при существующих пятнадцатитысячных уклонах, при паровозах серии 0-5-0 Э и при трех парах товарных поез­ дов в сутки в 3.000.000 пудов в месяц, или около 35.000.000 пудов в год; с открытием добавочных раз'ездов и с увели­ чением числа поездов до 10 пар в сутки, пропускная спо­ собность дороги может быть увеличена до 8.000.000 пудов в месяц или до 1СО.ООО.ССО пуд. в год. В дальнейшем при смягчении уклонов до шеститысяч­ ных пропускная способность может увеличиться в два раза, г. е. достигнуть 250- 300 миллионов пудов в год. Из изложенного можно видеть, что современная про­ пускная способность железнодорожных устройств в общем соответствует пропускной способности порта, и что если бы последняя поднялась свыше 3.000.000 в месяц, то пришлось бы принять меры к своевременному открытию добавочных раз'ездов на северных участках и увеличению количества поездов. Пропускная способность существующие складов, как кры­ тых, исключительно деревянных, так и открытых, в виде площадок, определяется в 4.500.000 пуд. в месяц, при гру­ зах одного направления, и до 7.200.000 пудов в месяц на случай наличия экспортно-импортных грузов в равных ко­ личествах. При этом подсчете принималось, что хранение грузов в складах допускается не свыше 15 суток. Само собою разумеется, что при необходимости долго­ срочного хранения грузов в складах и при преобладании грузов, требующих хранения в крытых помещениях (доми­ нирующий груз последних лет—хлопок хранится преиму­ щественно на открытых площадках), существующее коли­ чество крытых складов окажется недостаточным. При этом следует указать, что расположенные в настоящее время на пирсах склады имеют временный характер и не могут быть должным образом оборудованы кранами, впредь до пере­ устройства самих причалов на набережные постояннного типа. Устройство складов постоянного типа с соответству­ ющим механическим оборудованием их составляет ближай­ шую задачу и в смету на 1925-1926 год по Мурманскому порту включена сумма 107.000 рублей на постройку одного такого склада на насыпной территории к северу от пир­ са № 2. Условия плавания. Расположенный в незамерзающем, доступном для пла­ вания' в течение круглого года, заливе в расстоянии 40 миль от Ледовитого океана Мурманский порт представляет преимущества для морских сообщений. Самое плавание вдоль норвежских берегов в обход северо-западной части Скандинавского полуострова при благоприятном влиянии Гольфстрема не представляет ни­ каких трудностей. Те препятствия, которые наблюдаются при совершении морских рейсов далее от Мурманска на восток, по направлению к Архангельску и происходят от скопления льдов в горле Белого моря, а также и вслед­ ствие сильных течений во время приливов и отливов, при плавании с запада к Мурманску совершенно отсутствуют. На всем пути от траверса —границы СССР с Норвегией нет ни мелей,*ни прибрежнык банок. Туманы представляют сравнительно редкое явление. Обстановка маяками и сигналами удовлетворительна. Обычно суда, направляющиеся на Мурманск, не захо­ дят в’ наиболее близкий Норвежский порт Варде и держат курс на Рыбачий полуостров, проходят в 5-8 милях от Вай- да-Губы, где имеется маяк; проходят здесь траверс границы Финляндии, далее определяются по маяку, установленному на мысе Цып-Наволок. На траверсе Кольского залива определяются по острову Кильдину и по находящемуся в 4-х милях от входа в залив и освещающему вход в него маяку Сеть-Наволок. На фарватере Кольского залива, допускающем по при­ чине своей исключительной глубоководности проход судов с любой осадкой, установлено на протяжении от океана до Мурманска 12 маяков и обстановочных знаков. Как сам Кольский залив, так и бухта Могильная на острове Кильдине представляют собою естественные пор­ ты убежища для судов, рейсирующих по Мурманскому морю, Все эти данные создают весьма благоприяяные условия для плавания. Расстояние до заграничных портов и фрахты. Мурманский порт является ближайшим портом СССР к портам Норвегии, к портам, расположенным в северной части Англии, а также к некоторым портам Северной Аме­ рики. Расстояние; до Ливерпуля от Ленинграда . . . 1716 мор. м. „ Архангельска . ■2060 „ „ „ Мурманска . . • 1685 „ „ до Глазго от Ленинграда . . . . ■1669 „ „ „ Архангельска . . . • 2036 „ „ „ Мурманска . . . . 1661 „ „ до Нью-Йорка от Ленинграда . • 4234 „ „ „ Архангельска . 3600 „ „ „ Мурманска . . . 3225 „ „ Расстояние от Мурманска до Эбердина . . 1375 мор. м. Внутренние сообщения с промышленными районами. Переходя к рассмотрению положения Мурманского пор­ та по отношению к внутренним сообщениям, следует преж­ де всего указать, что порт обслуживается исключительно Мурманской железной дорогой. Никаких других путей со­ общения, ни железнодорожных, ни шоссейных, ни грунто­ вых не существует. Работа Мурманского порта имеет исклю­ чительно транзитный характер, так как местное потребле­ ние, вследствие отсутствия промышленности в Мурманске и незначительности населения,—ничтожно. Географическое расположение Мурманска по отноше­ нию промышленных центров Союза в настоящее время неблагоприятно. Расстояние от Мурманска до Москвы на 1223 вер. даль­ ше, чем от Нового Порта, на 793 версты дальше, чем от Архангельска, и на 952 версты дальше, чем от Риги. -ля) Расстояние от Ново-Николаевска до Мурманска на 1122 версты дальше, чем от Нового Порта, на 1083 версты даль­ ше, чем от Архангельска, и на 605 верст дальше, чем от Риги. Накладные расходы в порту по импорту. I. П е р е в а л о ч н ы е р а б о т ы . Несмотря на наличие полярных надбавок, компенсаций за отдаленность и некоторое неблагоустройство в жилищ­ ном отношении, ставки за перевалочные работы и другие услуги, связанные с перевалкой и отправкой импортного груза через Мурманский порт, почти не превышают ста­ вок более благоустроенных портов, как например Н.-Порт. Средние ставки по роду груза: Стоимость переработки В ЛенинВ Мурман­ граде ске. 8,4 к. 6 - 7 к. Седьди .................................... 6,7 „ 6—7 „ 6,2 „ 6 - 8 „ 8,6 „ 6 - 8 „ 12,1 „ 10 „ 9 „ 8 „ 5,8 „ 4 „ Анилиновые краски .................... 9,4 „ 6 - 7 „ Резина сырая ............................... 9 „ 9 „ Дубильный экс трак т .................... 6—9 „ 7—8 „ С р е д н я я ................• 8 к. 8 к, Приближение ставок за перевалочные работы в Мур­ манске к другим портах СССР достигнуто главным образом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz