Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 17 (1 июля).

№ 17 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ 33 Ново-Николаевска через Сороку-Котлас по жел. дор.— 4.214 клм. Таким образом общее сокращение пути равняется— 6.128 клм. Естественно; что это сокращение будет использовано промышленностью и грузы из Америки в СССР направятся естественным образом через Мурманск. Из всех приведенных соображений усматривается, что постройка железнодорожной линии Сорока-Котлас будет иметь своим последствием привлечение к Мурманскому порту весьма значительного количества грузов. По сообра­ жениям С. А. Щепотьева, количество это может достигнуть в будущем 100 милл. пудов в год. В настоящем своем положении Мурманский порт к приему этого количества грузов не подготовлен. Как усматривается из приведенных ниже в настоящей статье данных, согласно проекта развития Мурманского порта, составленного в Бюро Проектирования портов ЦУМОР-а, представленного на рассмотрение Научно-Технического Ко­ митета НКПС, грузооборот порта в 1935 г. предусмотрен всего в 49 милл. пуд. и лишь к 1945 году предусматри­ вается развитие его до 120 милл. пудов. Представляется очевидным, что, если бы Правительством признано было возможным осуществить постройку линии Сорока-Котлас в в ближайшие годы, то развитие порта должно было бы быть исполнено более интенсивным образом в более ко­ роткие сроки, нежели то предусмотрено в настоящее время. Краткое описание Мурманского порта В настоящее время в район Мурманского порта вхо­ дит береговая полоса на восточном берегу Кольского за­ лива от мыса Пинагорий до города Колы и береговая по­ лоса на западном берегу залива от города Колы до Варяж­ ского ручья, а также вся водная площадь Кольского зали­ ва к югу от мыса Пинагорий до города Колы. Портовые сооружения расположены главным образом на восточном берегу в районе от мыса Зеленого до мыса Варничного. Кольский залив в районе порта представляет собою обширный рейд, обеспечивающий удобную и спо­ койную стоянку судов, шириною 850 метров с глубиной от 5 до 20 саж. Грунт дна—плотный чистый песок—обеспечи­ вает надежную якорную стоянку. Порт имеет гидротехнические сооружения исключитель­ но деревянной конструкции в виде пристаней. 'jf Так называемая, Разгрузочная пристань или пирс № I имеет длину причальной линии 675 пог. метр, с глубиною от 24 до 2о фут. от низкого горизонта. Лихтерная пристань или пирс № 2 имеет длину прича­ лов 395 пог. метр, глубиною от 22 до 18 фут., и, наконец, Мурманская пристань имеет длину 95 метр., глубиною 20 футов. Таким образом, общая длина причальной линии порта выражается в 545 пог. саж. или 1.165 пог. метр. Разгрузочные площадки, примыкающие к этим прича­ лам и расположенные на этих пристанях, равняются 60.856 кв. метров или около 9.00 кв. саж. Общая площадь складочных помещений, расположен­ ных на портовой территории—12.000 кв. метр, или 2.620 \ кв. саж. В пределах территории Мурманского порта расположе­ на вся станция Мурманск Мурманской жел. дор. Общая длина путей на ст. Мурманск, включая пути, расположен­ ные на пирсах—свыше 25 километров. Средствами механического оборудования являются два плавучих крана под'емной силой 50 и 35 тонн, два пере­ движных портальных крана, установленных на пирсе № 2, . под'емной силой от 10 до 12 тонн, и 4 катучих крана, пере­ мещающихся по всей территории порта, под'емной силой от 5 до 10 тонн. Кроме того порт снабжен вполне достаточным коли­ чеством портовых буксиров, одним портовым ледоколом, весьма слабо оборудованными и недостаточными для судо­ строительных работ портовыми мастерскими в м. Дровяное на западном берегу Кольского залива и переведенным из Архангельска в 1925 г. большим плавучим доком, под'ем- ною силою до 2.300 тонн. Служащие и рабочие размещены в 12 домах барачного : типа, общею площадью 2.267 мтр. Г р у з о о б о р о т . В 1923 году порт посетило 430 судов, из них 24 судна заграничного плавания. На судах заграничного плавания привезено 3.111.622 п. груза, в том числе угля 2.434.209 пуд., сельдей—228.210 пуд., рису 125.735 пуд. и хлопка L231.694 пуда. Экспорта на судах заграничного плавания не было. На каботажных судах привезено 457.600 пуд. груза в том числе рыбы 97.626 пуд., соли 10.920 п., проводольствия 4,283 п., муки 3.700 пуд. На каботажных судах вывезено 406.667 пуд., в том чи­ сле продовольствия 50.613 пуд., угля 43.751 пуд., дров 26.600 пуд., соли 6107 пудов, муки 6000 пуд. Наиболее интенсивными по грузообороту были месяцы: май, июнь и сентябрь. Всего привезено груза—3.569.222 пуда и вывезено—405.667 пуд. Общий грузооборот порта выразился суммою—3.975.889 пудов. В 1924 г. порт посетило 569 судов, из коих 106 судов заграничного плавания. На судах заграничного плавания привезено 9.939.543 пуда груза, в том числе: хлопка 5.498.214 пудов, сельдей— 1.792.729 пуд., угля—1.795.759 пуд., селитры 266.631 пуд., сельско-хозяйственных машин 123.830 пуд. Вывезено на судах заграничного плавания 2.499.659 пу­ дов, в том числе: зерна 2.303.177 пуд., угля 182.390 пудов и рыоы 14.000 пуп. На судах каботажного плавания привезено 246.410 пу­ дов, в том числе: рыбы 101.125 пуд. и соли 609 пуд. Вывезено на судах каботажного плавания 192.495 пу­ дов, в том числе: хлеба 29.228 пуд. и соли 62.990 пуд. Наиболее интенсивными месяцами по грузообороту были: май, июнь, июль и ноябрь. Всего привезено грузов 10.185.953 пуда и вывезено 2.692.154 пуда. Общий грузооборот порта—12.878.107 пуд. Таким образом по отношению к предыдущему году в 1924 г. грузооборот увеличился более чем в 3 раза. Из 24 пароходов заграничного плавания в 1923 г. порт посетило: Русских судов Госпараходства ..................3 Норвежских ...................................................13 А н г л и й с к и х ................................................... ..4 Германских ................................................... ..4 Из 106 судов заграничного плавания, пришедших в 1924 г., было: Русских судов Госпароходства............... 27 Нор в еж с ких ...................................................52 Д а т с к и х .......................................................... 18 Английских .....................................................5 Германских .....................................................2 Голландских.....................................................1 Ш в е д с к и х ..........................................................1 За отчетный 1925 год пришло судов заграничного пла­ вания 128, из них под Норвежским флагом—63, Герман­ ским—12, Голландским—8, Датским—8, Русским—37. На этих судах ввезено различного рода груза 174.921 тонна 411 ки­ лограмм (10.670.000 пуд.). Ушло судов заграничного плавания—110, из них: под Норвежским флагом—58, Германским—11, Голландским—8, Датским—8 и Русским—25. На означенных судах вывезено различного груза 19.276 тонн 348 клгрм. (1.176.000 пудов). За этот же период времени прибыло в порт судов ка­ ботажного плавания—695 с различного рода грузами в ко­ личестве 7.076 тонн 920 килограмм и ушло из порта—648 с различным грузом в количестве 6003 тонн 288 клгрм. I Грузооборот по порту за весь год выражается в 207.277 тонн 967 килограмм (12.644.000 пудов). Мурманский порт в громадном большинстве посещают Норвежские суда. Суда, привозящие хлопок, приходят из американского порта—Нового Орлеана и из английских портов, главным образом—из Ливерпуля. Суда, привозящие сельдь, приходят из норвежских и се­ верных английских портов, преимущественно из Ярмута. Иностранные суда, уходящие из Мурманска без груза, следуют преимущественно в Архангельск за лесом и в Кир- кинес—за рудой. Пшеница и овес были вывезены в Лондон; жмыхи, семя и горох—в Норвегию, Германию и Данию. Пропускная способность. Пропускная способность Мурманского порта на 9 при­ чалах может быть определена приблизительно в 3.000.000 пудов в месяц или в 36.000.000 пудов в год, учитывая не- замерзаемость порта в течение круглого года, удобный подход с рейда к причалам и вполне достаточное обслужи­ вание этих причалов рельсовыми путями. При этом грузообороте работа одной пог. саж. в год выразится в 70.000 пудов. Цифра эта является значительной по сравнению с ра­ ботой набережных в других наших портах и может быть достигнута только при полном согласовании в подаче по­ ездных составов на причалы с временем прихода и вы­ грузки пароходов для массовых грузов. Погрузочная способность 10 рельсовых тупиковых путей на пирсах, обслуживающих причальную линию и разгру­ зочные площади, при общей полезной длине их в 1.800

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz