Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 17 (1 июля).
№ 17 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ 33 Ново-Николаевска через Сороку-Котлас по жел. дор.— 4.214 клм. Таким образом общее сокращение пути равняется— 6.128 клм. Естественно; что это сокращение будет использовано промышленностью и грузы из Америки в СССР направятся естественным образом через Мурманск. Из всех приведенных соображений усматривается, что постройка железнодорожной линии Сорока-Котлас будет иметь своим последствием привлечение к Мурманскому порту весьма значительного количества грузов. По сообра жениям С. А. Щепотьева, количество это может достигнуть в будущем 100 милл. пудов в год. В настоящем своем положении Мурманский порт к приему этого количества грузов не подготовлен. Как усматривается из приведенных ниже в настоящей статье данных, согласно проекта развития Мурманского порта, составленного в Бюро Проектирования портов ЦУМОР-а, представленного на рассмотрение Научно-Технического Ко митета НКПС, грузооборот порта в 1935 г. предусмотрен всего в 49 милл. пуд. и лишь к 1945 году предусматри вается развитие его до 120 милл. пудов. Представляется очевидным, что, если бы Правительством признано было возможным осуществить постройку линии Сорока-Котлас в в ближайшие годы, то развитие порта должно было бы быть исполнено более интенсивным образом в более ко роткие сроки, нежели то предусмотрено в настоящее время. Краткое описание Мурманского порта В настоящее время в район Мурманского порта вхо дит береговая полоса на восточном берегу Кольского за лива от мыса Пинагорий до города Колы и береговая по лоса на западном берегу залива от города Колы до Варяж ского ручья, а также вся водная площадь Кольского зали ва к югу от мыса Пинагорий до города Колы. Портовые сооружения расположены главным образом на восточном берегу в районе от мыса Зеленого до мыса Варничного. Кольский залив в районе порта представляет собою обширный рейд, обеспечивающий удобную и спо койную стоянку судов, шириною 850 метров с глубиной от 5 до 20 саж. Грунт дна—плотный чистый песок—обеспечи вает надежную якорную стоянку. Порт имеет гидротехнические сооружения исключитель но деревянной конструкции в виде пристаней. 'jf Так называемая, Разгрузочная пристань или пирс № I имеет длину причальной линии 675 пог. метр, с глубиною от 24 до 2о фут. от низкого горизонта. Лихтерная пристань или пирс № 2 имеет длину прича лов 395 пог. метр, глубиною от 22 до 18 фут., и, наконец, Мурманская пристань имеет длину 95 метр., глубиною 20 футов. Таким образом, общая длина причальной линии порта выражается в 545 пог. саж. или 1.165 пог. метр. Разгрузочные площадки, примыкающие к этим прича лам и расположенные на этих пристанях, равняются 60.856 кв. метров или около 9.00 кв. саж. Общая площадь складочных помещений, расположен ных на портовой территории—12.000 кв. метр, или 2.620 \ кв. саж. В пределах территории Мурманского порта расположе на вся станция Мурманск Мурманской жел. дор. Общая длина путей на ст. Мурманск, включая пути, расположен ные на пирсах—свыше 25 километров. Средствами механического оборудования являются два плавучих крана под'емной силой 50 и 35 тонн, два пере движных портальных крана, установленных на пирсе № 2, . под'емной силой от 10 до 12 тонн, и 4 катучих крана, пере мещающихся по всей территории порта, под'емной силой от 5 до 10 тонн. Кроме того порт снабжен вполне достаточным коли чеством портовых буксиров, одним портовым ледоколом, весьма слабо оборудованными и недостаточными для судо строительных работ портовыми мастерскими в м. Дровяное на западном берегу Кольского залива и переведенным из Архангельска в 1925 г. большим плавучим доком, под'ем- ною силою до 2.300 тонн. Служащие и рабочие размещены в 12 домах барачного : типа, общею площадью 2.267 мтр. Г р у з о о б о р о т . В 1923 году порт посетило 430 судов, из них 24 судна заграничного плавания. На судах заграничного плавания привезено 3.111.622 п. груза, в том числе угля 2.434.209 пуд., сельдей—228.210 пуд., рису 125.735 пуд. и хлопка L231.694 пуда. Экспорта на судах заграничного плавания не было. На каботажных судах привезено 457.600 пуд. груза в том числе рыбы 97.626 пуд., соли 10.920 п., проводольствия 4,283 п., муки 3.700 пуд. На каботажных судах вывезено 406.667 пуд., в том чи сле продовольствия 50.613 пуд., угля 43.751 пуд., дров 26.600 пуд., соли 6107 пудов, муки 6000 пуд. Наиболее интенсивными по грузообороту были месяцы: май, июнь и сентябрь. Всего привезено груза—3.569.222 пуда и вывезено—405.667 пуд. Общий грузооборот порта выразился суммою—3.975.889 пудов. В 1924 г. порт посетило 569 судов, из коих 106 судов заграничного плавания. На судах заграничного плавания привезено 9.939.543 пуда груза, в том числе: хлопка 5.498.214 пудов, сельдей— 1.792.729 пуд., угля—1.795.759 пуд., селитры 266.631 пуд., сельско-хозяйственных машин 123.830 пуд. Вывезено на судах заграничного плавания 2.499.659 пу дов, в том числе: зерна 2.303.177 пуд., угля 182.390 пудов и рыоы 14.000 пуп. На судах каботажного плавания привезено 246.410 пу дов, в том числе: рыбы 101.125 пуд. и соли 609 пуд. Вывезено на судах каботажного плавания 192.495 пу дов, в том числе: хлеба 29.228 пуд. и соли 62.990 пуд. Наиболее интенсивными месяцами по грузообороту были: май, июнь, июль и ноябрь. Всего привезено грузов 10.185.953 пуда и вывезено 2.692.154 пуда. Общий грузооборот порта—12.878.107 пуд. Таким образом по отношению к предыдущему году в 1924 г. грузооборот увеличился более чем в 3 раза. Из 24 пароходов заграничного плавания в 1923 г. порт посетило: Русских судов Госпараходства ..................3 Норвежских ...................................................13 А н г л и й с к и х ................................................... ..4 Германских ................................................... ..4 Из 106 судов заграничного плавания, пришедших в 1924 г., было: Русских судов Госпароходства............... 27 Нор в еж с ких ...................................................52 Д а т с к и х .......................................................... 18 Английских .....................................................5 Германских .....................................................2 Голландских.....................................................1 Ш в е д с к и х ..........................................................1 За отчетный 1925 год пришло судов заграничного пла вания 128, из них под Норвежским флагом—63, Герман ским—12, Голландским—8, Датским—8, Русским—37. На этих судах ввезено различного рода груза 174.921 тонна 411 ки лограмм (10.670.000 пуд.). Ушло судов заграничного плавания—110, из них: под Норвежским флагом—58, Германским—11, Голландским—8, Датским—8 и Русским—25. На означенных судах вывезено различного груза 19.276 тонн 348 клгрм. (1.176.000 пудов). За этот же период времени прибыло в порт судов ка ботажного плавания—695 с различного рода грузами в ко личестве 7.076 тонн 920 килограмм и ушло из порта—648 с различным грузом в количестве 6003 тонн 288 клгрм. I Грузооборот по порту за весь год выражается в 207.277 тонн 967 килограмм (12.644.000 пудов). Мурманский порт в громадном большинстве посещают Норвежские суда. Суда, привозящие хлопок, приходят из американского порта—Нового Орлеана и из английских портов, главным образом—из Ливерпуля. Суда, привозящие сельдь, приходят из норвежских и се верных английских портов, преимущественно из Ярмута. Иностранные суда, уходящие из Мурманска без груза, следуют преимущественно в Архангельск за лесом и в Кир- кинес—за рудой. Пшеница и овес были вывезены в Лондон; жмыхи, семя и горох—в Норвегию, Германию и Данию. Пропускная способность. Пропускная способность Мурманского порта на 9 при чалах может быть определена приблизительно в 3.000.000 пудов в месяц или в 36.000.000 пудов в год, учитывая не- замерзаемость порта в течение круглого года, удобный подход с рейда к причалам и вполне достаточное обслужи вание этих причалов рельсовыми путями. При этом грузообороте работа одной пог. саж. в год выразится в 70.000 пудов. Цифра эта является значительной по сравнению с ра ботой набережных в других наших портах и может быть достигнута только при полном согласовании в подаче по ездных составов на причалы с временем прихода и вы грузки пароходов для массовых грузов. Погрузочная способность 10 рельсовых тупиковых путей на пирсах, обслуживающих причальную линию и разгру зочные площади, при общей полезной длине их в 1.800
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz