Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 17 (1 июля).

№ 17 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ 81 Современное состояние Мурманского порта и его перспективы История возникновения порта. Мурманский порт самим своим географическим распо­ ложением у выхода в открытый океан предназначен играть самую важную роль для Союза СССР в сношениях его с Европой и Ямерикой, имеющую в равной мере экономи­ ческое и политическое значение. Эта роль Мурманска была ощущаема наиболее прони­ цательными политическими и государственными деятелями еще задолго до мировой войны, самые же военные собы­ тия 1914—1917 г.г., сопровождавшиеся отторжением от го­ сударства ряда прибалтийских портов, заставили царское правительство, в самом срочном порядке и не считаясь ни с какими затратами, приступить в 1915 году к постройке 'f порта в Мурманске и Мурманской жел. дороги для уста­ новления прочной связи Мурманска с Центром и, главным образом, для перевозки внутрь страны громадного количе­ ства военных грузов. Спешный порядок этих работ и особое их назначение обусловили и самый характер сооружений, имеющих неза­ конченный вид и потребовавших в течение последних лет значительных затрат и энергии для приведения их в со­ стояние, годное для нормальной эксплоатации. Работа эта и по настоящее время еще не закончена и потребуется еще много времени и труда для ее завершения. Посколько сооружение железной дороги представляло чрезвычайные трудности, вследствие природных особенно­ стей края, которые пересекает магистраль, постолько со­ оружение портовых устройств представлялось задачей сра­ внительно простой и несложной, так как Кольский залив в среднем его колене, где признано было возможным осно­ вать конечный пункт железной дороги, представляет собою совершенно исключительные преимущества для создания большого порта. Влияние природных условий. Глубокое, обширное водное пространство, с хорошей якорной стоянкой, защищенное от волнения, представляет собою редко встречающийся естественный рейд, доступный для стоянки большого количества самых больших коммер­ ческих и военных судов. Незамерзаемость залива и удобный, доступный во вся­ кое время года вход с океана, отсутствие заносимости и на­ личие достаточной береговой полосы являются также фак­ торами весьма благоприятными для постройки порта. Ярко выраженное приливно-отливное явление, хотя и вызывает некоторые осложнения при устройстве набереж­ ных стенок, однако, с другой стороны служит причиною образования обширных пространств вдоль берега, обсыха­ ющих при отливе (так называемая обсушка), представляю­ щих весьма благоприятные условия для создания внутрен­ них бассейнов путем землечерпания и для образования во­ круг этих бассейнов портовых территорий. Указанные природные условия Кольского залива по­ служили причиною к тому, что во время войны возможно было, затратив сравнительно небольшие средства на по­ стройку деревянных пирсов и частью на землечерпание, пользоваться Мурманском как крупным портом для прием­ ки и выгрузки больших пароходов с военными грузами и с грузами, потребными для сооружения железной дороги. Наибольшие затраты были произведены для оборудования порта механическими приспособлениями для выгрузки тя­ желых предметов и также для снабжения его плавучими средствами. Это обстоятельство и служит причиной, почему в данное время Мурманский порт, имея причальную линию протяжением всего около одного километра, расположен­ ную на свайных деревянных пристанях, снабжен вполне удовлетворительно и более богато, нежели другие русские порты, как плавучими средствами, так и подъемными кра­ нами. Самым же слабым местом порта являются портовые гражданские постройки, так как все склады, служебные и жилые дома построены были во время войны крайне спеш­ но и несовершенно и в чрезвычайно недостаточном коли­ честве. Хотя, начиная с лета 1924 г., Комитетом по управ­ лению Мурманским и Кемским портами (Муркомпортом), а также и самой Мурманской жел. дорогой и принят ряд мер для постройки новых складов и жилых домов, однако, все-таки следует признать, что складочное и жилищное строительство в Мурманском порту должно являться в тече­ ние» ближайших лет заботой первостепенной важности. Значение развития промышленности края. С прекращением военных действий и переходом стра­ ны к развитию производительных сил и укреплению про­ мышленности и сельского хозийства, неразрывно связан­ ному с улучшением и развитием всех видов транспорта, Мурманский порт, деятельность которого тесно соединена с работой Мурманской жел. дороги, помимо своего перво­ степенного значения в политической и экономической жиз­ ни Союза, приобретает также особое значение для про­ буждения к жизни и развития совершенно 'заброшенного в прежнее время, богатого разнообразными дарами при­ роды огромного Карело-Мурманского Края. Наличие громадного количества рыбы в Мурманских водах, обширные лесные участки, различного рода иско­ паемые, столь необходимые для развития промышленности, чрезвычайные потенциальные запасы белого угля, пред­ ставляемые обильными водою горными реками с большими падениями, все это вместе взятое настойчиво требует исклю­ чительных мер для использования этих даров придоды. Значение колонизации. Использование это возможно лишь с привлечением рабочего населения в этот край, в настоящее время почти безлюдный, населенность которого достигает едва 0,8 чело­ века на 1 кв. версту. Естественно, что степень успешности работы по раз­ витию местной промышленности зависит от того, посколько представится возможным создать такие условия жизни, при которых приходящий из другик областей Союза рабочий оседал бы на месте, дабы создать то постоянное на­ селение, которое совершенно необходимо для придания всей государственной задаче характера прочности и посто­ янства,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz