Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 17 (1 июля).
№ 17 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ 81 Современное состояние Мурманского порта и его перспективы История возникновения порта. Мурманский порт самим своим географическим распо ложением у выхода в открытый океан предназначен играть самую важную роль для Союза СССР в сношениях его с Европой и Ямерикой, имеющую в равной мере экономи ческое и политическое значение. Эта роль Мурманска была ощущаема наиболее прони цательными политическими и государственными деятелями еще задолго до мировой войны, самые же военные собы тия 1914—1917 г.г., сопровождавшиеся отторжением от го сударства ряда прибалтийских портов, заставили царское правительство, в самом срочном порядке и не считаясь ни с какими затратами, приступить в 1915 году к постройке 'f порта в Мурманске и Мурманской жел. дороги для уста новления прочной связи Мурманска с Центром и, главным образом, для перевозки внутрь страны громадного количе ства военных грузов. Спешный порядок этих работ и особое их назначение обусловили и самый характер сооружений, имеющих неза конченный вид и потребовавших в течение последних лет значительных затрат и энергии для приведения их в со стояние, годное для нормальной эксплоатации. Работа эта и по настоящее время еще не закончена и потребуется еще много времени и труда для ее завершения. Посколько сооружение железной дороги представляло чрезвычайные трудности, вследствие природных особенно стей края, которые пересекает магистраль, постолько со оружение портовых устройств представлялось задачей сра внительно простой и несложной, так как Кольский залив в среднем его колене, где признано было возможным осно вать конечный пункт железной дороги, представляет собою совершенно исключительные преимущества для создания большого порта. Влияние природных условий. Глубокое, обширное водное пространство, с хорошей якорной стоянкой, защищенное от волнения, представляет собою редко встречающийся естественный рейд, доступный для стоянки большого количества самых больших коммер ческих и военных судов. Незамерзаемость залива и удобный, доступный во вся кое время года вход с океана, отсутствие заносимости и на личие достаточной береговой полосы являются также фак торами весьма благоприятными для постройки порта. Ярко выраженное приливно-отливное явление, хотя и вызывает некоторые осложнения при устройстве набереж ных стенок, однако, с другой стороны служит причиною образования обширных пространств вдоль берега, обсыха ющих при отливе (так называемая обсушка), представляю щих весьма благоприятные условия для создания внутрен них бассейнов путем землечерпания и для образования во круг этих бассейнов портовых территорий. Указанные природные условия Кольского залива по служили причиною к тому, что во время войны возможно было, затратив сравнительно небольшие средства на по стройку деревянных пирсов и частью на землечерпание, пользоваться Мурманском как крупным портом для прием ки и выгрузки больших пароходов с военными грузами и с грузами, потребными для сооружения железной дороги. Наибольшие затраты были произведены для оборудования порта механическими приспособлениями для выгрузки тя желых предметов и также для снабжения его плавучими средствами. Это обстоятельство и служит причиной, почему в данное время Мурманский порт, имея причальную линию протяжением всего около одного километра, расположен ную на свайных деревянных пристанях, снабжен вполне удовлетворительно и более богато, нежели другие русские порты, как плавучими средствами, так и подъемными кра нами. Самым же слабым местом порта являются портовые гражданские постройки, так как все склады, служебные и жилые дома построены были во время войны крайне спеш но и несовершенно и в чрезвычайно недостаточном коли честве. Хотя, начиная с лета 1924 г., Комитетом по управ лению Мурманским и Кемским портами (Муркомпортом), а также и самой Мурманской жел. дорогой и принят ряд мер для постройки новых складов и жилых домов, однако, все-таки следует признать, что складочное и жилищное строительство в Мурманском порту должно являться в тече ние» ближайших лет заботой первостепенной важности. Значение развития промышленности края. С прекращением военных действий и переходом стра ны к развитию производительных сил и укреплению про мышленности и сельского хозийства, неразрывно связан ному с улучшением и развитием всех видов транспорта, Мурманский порт, деятельность которого тесно соединена с работой Мурманской жел. дороги, помимо своего перво степенного значения в политической и экономической жиз ни Союза, приобретает также особое значение для про буждения к жизни и развития совершенно 'заброшенного в прежнее время, богатого разнообразными дарами при роды огромного Карело-Мурманского Края. Наличие громадного количества рыбы в Мурманских водах, обширные лесные участки, различного рода иско паемые, столь необходимые для развития промышленности, чрезвычайные потенциальные запасы белого угля, пред ставляемые обильными водою горными реками с большими падениями, все это вместе взятое настойчиво требует исклю чительных мер для использования этих даров придоды. Значение колонизации. Использование это возможно лишь с привлечением рабочего населения в этот край, в настоящее время почти безлюдный, населенность которого достигает едва 0,8 чело века на 1 кв. версту. Естественно, что степень успешности работы по раз витию местной промышленности зависит от того, посколько представится возможным создать такие условия жизни, при которых приходящий из другик областей Союза рабочий оседал бы на месте, дабы создать то постоянное на селение, которое совершенно необходимо для придания всей государственной задаче характера прочности и посто янства,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz