Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 17 (1 июля).

24 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ № 17 и внутреннем рынке сильно сократился и нет ни­ какой надежды на то, чтобы он возрос опять. Сле­ довательно, это производство не может быть при­ годно для поднятия экономического состояния края. Возможен другой путь использов«ния тех бо­ гатств, которые остаются на лесосеке, ввиде пней— это получение из них канифоли. О необходимости и ценности этого продукта говорить не приходит­ ся, вопрос этот достаточно освещен в печати и в докладах. Спрос ня канифоль растет. Канифольный голод чувствовался еще перед войной и некоторые страны начата изыскивать способы, чтобы удовлет­ ворить потребность в этом продукте. Германия и Франция стали усиленно культивировать сосну в Африке, в целях подеочки *). Америка искала выход в извлечении канифоли, путем экстракции из пней и смолья подсочки, и в настоящее время около 10°/о американской канифоли получено этим спосо*) См. статью „Использование нетоварных насаждений Кольского полуострова'1 А. И. Герлецкий, В. К.-М. К. № 16. бом. Как я говорил раньше подсочка в условиях климата Мурманского полуострова не дает прием­ лемых результатов, получение же канифоли из пней вполне возможно; этот продукт своею ценностью вполне окупит те расходы, которые потребуются для его получения. Большую экономию в этом де­ ле принесут реки Мурмана—они дадут даровую дви­ гательную силу для измельчения древесины пней. Выходы канифоли при себестоимости пней в 30°/0 будут значительны, причем попутно будет полу­ чаться не менее ценный продукт—скипидар, кото­ рый, при добывании его таким способом, имеет вы­ сокое качество и мало отличается от французского. Чтобы отметить выгодность получения из пней ка­ нифоли, а не смолы, должен сказать, что как того, так и другого продукта получается обычно одно и то же количество, но ценнзсть их далеко не оди­ накова. (Стоимость канифоли среднего качаства oi о- ло 5 рублей). А. И. Терлецкий. Сплав древесины на пятом участке Желлеса. Пятый участок Желлеса, охватывающий район ст. Надвоицы - Сорока, имеет доволь­ но развитую речную и озерную систему, хо­ ти и неравномерно распределенную но рай­ ону. При всех трудностях операции сплав­ ные удалось начать 11 мая; к (> июня сплав закончился по речкам: Летняя, Идоль, Уда и Нижняя Тунгуда, а по другим речкам, как Онда, Койба-шоба, Кочкома голова пришла к запаням около 8 июня, причем лесомате­ риалы но Верхней и Средней Тунгуде мино­ вали половину самого опасного пути, где на порогах ломается, портится и тонет много леса. % утопа выясняется и предполагается не выше 2%. В текущем году сплавлено: бревен 3000 к. с., готовых шпал 140 .000 шт. шпальных кряжей и тюлек 190.000 шт., стоек 12.000 шт., подтоварника 250 к. с. и дров 1000 к. с., всего же по кубатуре свыше 11.000 саж. Вся эта масса должна быть доставлена к жел. дор. линии. Выкатка в полном разгаре, идет разделка шпального сырья и окорка бревен. По мере выкатки и разделки сплав­ ные шпалы отгружаются, соответственно срокам выработанного календарного плана (шпалы нагорной заготовки уже отгружены своей дороге и другим потребителям, как напр. Севзап. и Юго-Запад, жел. дорогам сдано уже 37000 шт. шпал). Сплав исключительно молевой, протекал удовлетворительно, через озера производи­ лась перетяжка кошелями в ручную; в наи­ более опасных местах строились ряжевые плотины для под'ема воды; стоимость плоти­ ны обходилось от 200 до 500 руб. Такие плотины были оборудованы в 7 местах, исклю­ чительно на р. Верх, и Сред. Тунгуде, Уде, Койбешобе. Расстояние сплава от верхнего- рюма до нижнего харнктеризуется следую­ щими данными басейнов: Уда — по озерам 5 верст и но речкам 35 в., Летняя (озер, нет) 18 в.. Нижняя Тунгуда (озер нет) 18 в. (устра­ ивались ширмы, чтобы не разбивался лес), Верх, и Сред. Тунгуда — 90 в. (перетяжками— через 8 озер.), Идоль —22 в., Онда —45 в., Койба-шоба —4 0 в. (перетяжка через 4 озера), и Кочкома — 12 в. Стоимость сплава рыражается в среднем 10 руб. за кубосажень, считая в том числе административно-накладные расходы и амор­ тизацию сплавного инвентаря (котлы, чашки, ложки, плошки и др.) и такелажа (снасти, лодки, якоря, багры). Сплав на 60% произ­ водился за сдельную плату от 3 р. 20 к. до 5 р. 80 к. за куб. без выкатки, выкатка же обошлась от 2 р. 20 к. до 3 р. 50 к. в за­ висимости от среднего ее расстояния (не далее 60 саж от уреза реки). Работой по сплаву на участе было занято около 450 че - левек. Несчастий с людьми и аварий в пути с караванами не было. Равным образом не возникало инцидентов в смысле оплаты тру­ да рабочих и организации санитарных усло­ вий. Сплавщики были обеспечены возмож­ ными благоприятными условиями, в жилищ­ ном отношении и в смысле планомерного снабжения продуктами питания. Питание котловое. Продукты питания доставлялись Желрыбой. В отношении медпомощи рабочие обслу­ живались летучими аптеками и медпунктом, который в начале сплава находился в Верх­ ней Тунгубе, а 5 /VI перебрался на нижний рюм (ст. Парандово). Лукич.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz