Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 17 (1 июля).
24 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ № 17 и внутреннем рынке сильно сократился и нет ни какой надежды на то, чтобы он возрос опять. Сле довательно, это производство не может быть при годно для поднятия экономического состояния края. Возможен другой путь использов«ния тех бо гатств, которые остаются на лесосеке, ввиде пней— это получение из них канифоли. О необходимости и ценности этого продукта говорить не приходит ся, вопрос этот достаточно освещен в печати и в докладах. Спрос ня канифоль растет. Канифольный голод чувствовался еще перед войной и некоторые страны начата изыскивать способы, чтобы удовлет ворить потребность в этом продукте. Германия и Франция стали усиленно культивировать сосну в Африке, в целях подеочки *). Америка искала выход в извлечении канифоли, путем экстракции из пней и смолья подсочки, и в настоящее время около 10°/о американской канифоли получено этим спосо*) См. статью „Использование нетоварных насаждений Кольского полуострова'1 А. И. Герлецкий, В. К.-М. К. № 16. бом. Как я говорил раньше подсочка в условиях климата Мурманского полуострова не дает прием лемых результатов, получение же канифоли из пней вполне возможно; этот продукт своею ценностью вполне окупит те расходы, которые потребуются для его получения. Большую экономию в этом де ле принесут реки Мурмана—они дадут даровую дви гательную силу для измельчения древесины пней. Выходы канифоли при себестоимости пней в 30°/0 будут значительны, причем попутно будет полу чаться не менее ценный продукт—скипидар, кото рый, при добывании его таким способом, имеет вы сокое качество и мало отличается от французского. Чтобы отметить выгодность получения из пней ка нифоли, а не смолы, должен сказать, что как того, так и другого продукта получается обычно одно и то же количество, но ценнзсть их далеко не оди накова. (Стоимость канифоли среднего качаства oi о- ло 5 рублей). А. И. Терлецкий. Сплав древесины на пятом участке Желлеса. Пятый участок Желлеса, охватывающий район ст. Надвоицы - Сорока, имеет доволь но развитую речную и озерную систему, хо ти и неравномерно распределенную но рай ону. При всех трудностях операции сплав ные удалось начать 11 мая; к (> июня сплав закончился по речкам: Летняя, Идоль, Уда и Нижняя Тунгуда, а по другим речкам, как Онда, Койба-шоба, Кочкома голова пришла к запаням около 8 июня, причем лесомате риалы но Верхней и Средней Тунгуде мино вали половину самого опасного пути, где на порогах ломается, портится и тонет много леса. % утопа выясняется и предполагается не выше 2%. В текущем году сплавлено: бревен 3000 к. с., готовых шпал 140 .000 шт. шпальных кряжей и тюлек 190.000 шт., стоек 12.000 шт., подтоварника 250 к. с. и дров 1000 к. с., всего же по кубатуре свыше 11.000 саж. Вся эта масса должна быть доставлена к жел. дор. линии. Выкатка в полном разгаре, идет разделка шпального сырья и окорка бревен. По мере выкатки и разделки сплав ные шпалы отгружаются, соответственно срокам выработанного календарного плана (шпалы нагорной заготовки уже отгружены своей дороге и другим потребителям, как напр. Севзап. и Юго-Запад, жел. дорогам сдано уже 37000 шт. шпал). Сплав исключительно молевой, протекал удовлетворительно, через озера производи лась перетяжка кошелями в ручную; в наи более опасных местах строились ряжевые плотины для под'ема воды; стоимость плоти ны обходилось от 200 до 500 руб. Такие плотины были оборудованы в 7 местах, исклю чительно на р. Верх, и Сред. Тунгуде, Уде, Койбешобе. Расстояние сплава от верхнего- рюма до нижнего харнктеризуется следую щими данными басейнов: Уда — по озерам 5 верст и но речкам 35 в., Летняя (озер, нет) 18 в.. Нижняя Тунгуда (озер нет) 18 в. (устра ивались ширмы, чтобы не разбивался лес), Верх, и Сред. Тунгуда — 90 в. (перетяжками— через 8 озер.), Идоль —22 в., Онда —45 в., Койба-шоба —4 0 в. (перетяжка через 4 озера), и Кочкома — 12 в. Стоимость сплава рыражается в среднем 10 руб. за кубосажень, считая в том числе административно-накладные расходы и амор тизацию сплавного инвентаря (котлы, чашки, ложки, плошки и др.) и такелажа (снасти, лодки, якоря, багры). Сплав на 60% произ водился за сдельную плату от 3 р. 20 к. до 5 р. 80 к. за куб. без выкатки, выкатка же обошлась от 2 р. 20 к. до 3 р. 50 к. в за висимости от среднего ее расстояния (не далее 60 саж от уреза реки). Работой по сплаву на участе было занято около 450 че - левек. Несчастий с людьми и аварий в пути с караванами не было. Равным образом не возникало инцидентов в смысле оплаты тру да рабочих и организации санитарных усло вий. Сплавщики были обеспечены возмож ными благоприятными условиями, в жилищ ном отношении и в смысле планомерного снабжения продуктами питания. Питание котловое. Продукты питания доставлялись Желрыбой. В отношении медпомощи рабочие обслу живались летучими аптеками и медпунктом, который в начале сплава находился в Верх ней Тунгубе, а 5 /VI перебрался на нижний рюм (ст. Парандово). Лукич.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz