Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 17 (1 июля).
Л» 17 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ 21 городская. Д ля остальных местностей Области, ■составляющих 71,4% ее территории, не имеется картографической съемки вовсе. Кроме непосредственного участия в картографи ческих работах по мествому краю, краеведам пред стоит так же заняться популяризацией картогра фических знаний. Картографическая грамотность непременное условие для культурного состояния населения. Л. А. Ильин — „Значение краеведческих работ для у с тройс тва края и его планировки". В докладе ука зывалось на необходимость использования различ ных краеведческих работ для планировок местно сти и город' в. Вечернее заседание было посвящено докладам: Ак. А Е. Ферсман,—„Производительные силы и что они представляют собою". Н. Н. Вавлов—Сильван- ский,—„Схема краеведческих организаций в Обла стном масштабе". Д. А. Золотарев,—„Заключитель ный доклад Ц. Б. К.“ А. М. Х^рдикай^ен —Доклад Мандатной Комиссии Съезда. Затем принятие ре золюций пленарных и секционных заседаний и вы боры С.-З. Областного Бюро. В 9 часов вечера 19 мая Съезд закрылся, пос ле чего членам его была демонстрирована фильма „Карельско-Мурманский Край и его богатства", поя снения к которой давал Ю. П . Иорданский. Мурманская дорога в роли колонизатора Карело- Мурманского Края. (Доклад Г. Ф . Чиркина в Русском Географическом 0— ве). 27 Мая в Географическом Обществе на Общем собра- яии его членов состоялся доклад Г. Ф. Чиркина на те му „Мурманская железная дорога в роли колонизатора Ка рельско-Мурманского Края". Докладчик обрисовал общий характер и темп не толь ко чисто колонизационных, но и пионерных работ. Пре доставленная в распоряжении Мурманской дороги терри тория, хотя и-представляет собою значительную площадь (свыше 3-х миллионов гектаров), но в силу высокого географического положения и физических условий обычные приемы хозяйствования, здесь, на основе -сельского-хозяйства, или лесного промысла, не могут по лучить широкого распространения. Земельные площади, чтобы стать пригодными к их использованию, нуждаются в большой предварительной работе мелиоративной, болот нокультурной, корчевальной и др., лес в силу своеобраз ных почвенных условий и сравнительно непродолжитель ного вегетационного периода в качественном отношении стоит ниже лесов южной половины С.-в Области (губ. Нов городской, Череповецкой и др.). Леса отведенной доро ге территории отличаются медленным приростом древе сины, низкорослостыо и другими чертами, в силу которых их приходится относить к последним классам бонитета. Довольно низкие запасы рыбы во внутренних водоемах не позволяют и рыболовство считать сколько нибудь значи тельной промысловой отраслью для переселенцев. Казалось-бы в этих условиях, чрезвычайной скудости, северной природы, в обстановке почти первобытной бо лотно-лесной территории невозможна какая бы то ни бы ла усиленная работа по колонизации и развитию ее естественных, крайне незначительных, ценностей. И есте ственно ожидать, что приемы обычной колонизации здесь не могли быть применяемы, точно так же и лесное хозяй ство, как таковое оказалось бы лишенным каких либо сти мулов развития, если не начать создавать этих стимулов искусственно.Мурманская ж. д. не остановилась перед на метившимися перед нею во весь рост трудностями. Выход был найден в комбинированном промышленно-хозяйствен- нном подходе к использованию природных возможностей края и его колонизации. Для осуществления своих задач в деле оживления края дорога организовала в своей среде ряд таких учреждений—Отделы Правления (или т. н. под собные предприятия), которые и обезпечели ей успешное выполнение ее пионерных задач. Каждое из таких учреж дений оперирует с каким либо видом природных богатств края, так, например: Желле с—ведет эксплоатацию мест ных лесов, Желрыба—работает в области промысла и за готовки рыбы, имея пан в Акц. О—ве. „Карелмурсиликат дорога тем самым участвует в использовании полезных ис копаемых и т. д. Работа всех этих предприятий дороги в значительной мере способствует увеличению местного грузооборота Мурманской ж. д. Количество грузов, поступивших к пе ревозке ео стороны „Желлеса”, „Желрыбы" и др., а так же грузов, адресованных этим предприятиям, за последние два года возросло в несколько раз и исчисляется, в нас тоящее время, десятками миллионов пудов. Уже это об стоятельство свидетельствует о том, что благодаря своим подсобным предприятиям Мурманской дороге удалось в значительных размерах втянуть местный край в товаро оборот с остальной страной. Таким образом идет весьма успешное использование тех природных ценностей, кото рыми край обладает. Но не только увеличение местного грузооборота дос тигается деятельностью комбинированного железнодорож ного хозяйственного организма. Работа подобными мето дами как нельзя лучше содействует увеличению населе ния в крае; получается т. н. промышленная колонизация по преимуществу. То есть такая, при которой население привлекается в Край путем организации на его терри тории различного рода производств новых или имевших слабое развитие в нрошлом. К таковым относятся лесо пильное производство, консервное дело, выработка кир пича, лесохимическое производство и т. д. и т. д. Прите кающее к центрам возникновения названных производств население, получает здесь более или менее продолжи тельные заработки, оседает, обзаводится тем или иным хозяйством и таким образом превращается в оседлое местное население. В настоящее время поднят вопрос о создании гран диозного промышленного центра с комбинированным про изводством у Надвоицкого водопада. Этот, как его назы вают, Надвоицкий электроплавильный центр расчитан на производство алюминия из алюминиевой руды-боксита, залежи которой в огромном количестве имеются в Тих винском районе. Будучи осуществленным Надвоицкий электроплавильный центр явится новым мощным толчком к заселению района, прилегающего к озеру Выг. Этот комбинированный промышленно-колоиизацион- ный метод впервые введенный в практику русской дей ствительности Мурманской железной дорогой, существен но отлитается от пионерной деятельности Канадских ж. д-, поэтому в протиположность Канадизации, пионерная деятельност Мурм дор. получила название Мурманизацип. Однако, как бы широко не было поставлено дело соз дания пионерных, имеющих колонизационное значение,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz