Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 17 (1 июля).

Л» 17 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ 21 городская. Д ля остальных местностей Области, ■составляющих 71,4% ее территории, не имеется картографической съемки вовсе. Кроме непосредственного участия в картографи­ ческих работах по мествому краю, краеведам пред­ стоит так же заняться популяризацией картогра­ фических знаний. Картографическая грамотность непременное условие для культурного состояния населения. Л. А. Ильин — „Значение краеведческих работ для у с тройс тва края и его планировки". В докладе ука­ зывалось на необходимость использования различ­ ных краеведческих работ для планировок местно­ сти и город' в. Вечернее заседание было посвящено докладам: Ак. А Е. Ферсман,—„Производительные силы и что они представляют собою". Н. Н. Вавлов—Сильван- ский,—„Схема краеведческих организаций в Обла­ стном масштабе". Д. А. Золотарев,—„Заключитель­ ный доклад Ц. Б. К.“ А. М. Х^рдикай^ен —Доклад Мандатной Комиссии Съезда. Затем принятие ре­ золюций пленарных и секционных заседаний и вы­ боры С.-З. Областного Бюро. В 9 часов вечера 19 мая Съезд закрылся, пос­ ле чего членам его была демонстрирована фильма „Карельско-Мурманский Край и его богатства", поя­ снения к которой давал Ю. П . Иорданский. Мурманская дорога в роли колонизатора Карело- Мурманского Края. (Доклад Г. Ф . Чиркина в Русском Географическом 0— ве). 27 Мая в Географическом Обществе на Общем собра- яии его членов состоялся доклад Г. Ф. Чиркина на те­ му „Мурманская железная дорога в роли колонизатора Ка­ рельско-Мурманского Края". Докладчик обрисовал общий характер и темп не толь­ ко чисто колонизационных, но и пионерных работ. Пре­ доставленная в распоряжении Мурманской дороги терри­ тория, хотя и-представляет собою значительную площадь (свыше 3-х миллионов гектаров), но в силу высокого географического положения и физических условий обычные приемы хозяйствования, здесь, на основе -сельского-хозяйства, или лесного промысла, не могут по­ лучить широкого распространения. Земельные площади, чтобы стать пригодными к их использованию, нуждаются в большой предварительной работе мелиоративной, болот­ нокультурной, корчевальной и др., лес в силу своеобраз­ ных почвенных условий и сравнительно непродолжитель­ ного вегетационного периода в качественном отношении стоит ниже лесов южной половины С.-в Области (губ. Нов­ городской, Череповецкой и др.). Леса отведенной доро­ ге территории отличаются медленным приростом древе­ сины, низкорослостыо и другими чертами, в силу которых их приходится относить к последним классам бонитета. Довольно низкие запасы рыбы во внутренних водоемах не позволяют и рыболовство считать сколько нибудь значи­ тельной промысловой отраслью для переселенцев. Казалось-бы в этих условиях, чрезвычайной скудости, северной природы, в обстановке почти первобытной бо­ лотно-лесной территории невозможна какая бы то ни бы­ ла усиленная работа по колонизации и развитию ее естественных, крайне незначительных, ценностей. И есте­ ственно ожидать, что приемы обычной колонизации здесь не могли быть применяемы, точно так же и лесное хозяй­ ство, как таковое оказалось бы лишенным каких либо сти­ мулов развития, если не начать создавать этих стимулов искусственно.Мурманская ж. д. не остановилась перед на­ метившимися перед нею во весь рост трудностями. Выход был найден в комбинированном промышленно-хозяйствен- нном подходе к использованию природных возможностей края и его колонизации. Для осуществления своих задач в деле оживления края дорога организовала в своей среде ряд таких учреждений—Отделы Правления (или т. н. под­ собные предприятия), которые и обезпечели ей успешное выполнение ее пионерных задач. Каждое из таких учреж­ дений оперирует с каким либо видом природных богатств края, так, например: Желле с—ведет эксплоатацию мест­ ных лесов, Желрыба—работает в области промысла и за готовки рыбы, имея пан в Акц. О—ве. „Карелмурсиликат дорога тем самым участвует в использовании полезных ис­ копаемых и т. д. Работа всех этих предприятий дороги в значительной мере способствует увеличению местного грузооборота Мурманской ж. д. Количество грузов, поступивших к пе­ ревозке ео стороны „Желлеса”, „Желрыбы" и др., а так же грузов, адресованных этим предприятиям, за последние два года возросло в несколько раз и исчисляется, в нас­ тоящее время, десятками миллионов пудов. Уже это об­ стоятельство свидетельствует о том, что благодаря своим подсобным предприятиям Мурманской дороге удалось в значительных размерах втянуть местный край в товаро­ оборот с остальной страной. Таким образом идет весьма успешное использование тех природных ценностей, кото­ рыми край обладает. Но не только увеличение местного грузооборота дос­ тигается деятельностью комбинированного железнодорож­ ного хозяйственного организма. Работа подобными мето­ дами как нельзя лучше содействует увеличению населе­ ния в крае; получается т. н. промышленная колонизация по преимуществу. То есть такая, при которой население привлекается в Край путем организации на его терри­ тории различного рода производств новых или имевших слабое развитие в нрошлом. К таковым относятся лесо­ пильное производство, консервное дело, выработка кир­ пича, лесохимическое производство и т. д. и т. д. Прите­ кающее к центрам возникновения названных производств население, получает здесь более или менее продолжи­ тельные заработки, оседает, обзаводится тем или иным хозяйством и таким образом превращается в оседлое местное население. В настоящее время поднят вопрос о создании гран­ диозного промышленного центра с комбинированным про­ изводством у Надвоицкого водопада. Этот, как его назы­ вают, Надвоицкий электроплавильный центр расчитан на производство алюминия из алюминиевой руды-боксита, залежи которой в огромном количестве имеются в Тих­ винском районе. Будучи осуществленным Надвоицкий электроплавильный центр явится новым мощным толчком к заселению района, прилегающего к озеру Выг. Этот комбинированный промышленно-колоиизацион- ный метод впервые введенный в практику русской дей­ ствительности Мурманской железной дорогой, существен­ но отлитается от пионерной деятельности Канадских ж. д-, поэтому в протиположность Канадизации, пионерная деятельност Мурм дор. получила название Мурманизацип. Однако, как бы широко не было поставлено дело соз­ дания пионерных, имеющих колонизационное значение,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz