Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 17 (1 июля).
12 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ № 17 это рыболовство, орудия применяемые в нем уста релого типа, продукт промысла заготовляется в прок чрезвычайно плохим способом. Рыба только солится и настолько скверно, что всегда попахи вает гнилью, ни вяленья, ни сушки или копчения на озере нет. Меньшее значение имеет для лопа рей охота и лесной промысел. Таковы бегло намеченные особенности каждой из живущих в приимандрском районе групп насе ления. Более подробное описание их мы полагаем сделать в одном из ближайших номеров настоящего журнала. IV. И так, из вышесказанного вытекает, что одним из главных факторов колонизации должно считать национальную принадлежность, которая преодоле вает даже принадлежность географическую, иначе лопари должны были бы дать наиболее образцовый тип хозяйства. Но вытекает ли отсюда, что сле дует отдавать предпочтение одной национальной группе колонистов, в данном случае финнам? Вовсе нет, необходимо как можно тщательнее исследо вать вопрос, как он сложился в действительности. И нет ничего невозможного в том, что будут най дены пути вовлечения в круг интенсивного хозяй ствования таких групп, как лопари. В отношении имущественного положения и профессии, насколько нам известно, Колонизационный Отдел проявляет достаточную требовательность, последняя необхо дима и вытекает из знакомства с реальным поло жением вещей. Наконец, остается третья возмож ность это разнообразные формы содействия увели чению отраслей хозяйства для колонистов. В этом отношении также принимаются меры в ьиде суб сидирования отдельных хозяйственных начинаний и посколько это не носит характер воспомощество- вания, оно имеет огромное значение в деле укреп ления на Имандре комбинированных хозяйств. Остается еще один вопрос, - к а к велика колони зационная емкость приимандрского района? Хирак- терно, что со стороны лопарей уже теперь разда ются жалобы на земельную тесноту! Конечно, это звучит юмористически, но лопари с их вольным оленеводством, кочевьям по тоням и т. п. имеют свои основания заявлять подобные претензии. И если хозяйственный уклад их не изменится в сто рону рационализации и интесификации, то „теснота" эта будет чувствоваться все сильнее. Для устране ния тесноты и более или менее реального опреде ления хозяйственных возможностей района необхо дим переход местного оленеводства на оседлое по ложение, т. е. огораживание стад, а рыболовство приурочить к определенным участкам озера или рек. Только с помощью такой реформы предста вится возможность учета свободных поселенческих возможностей в бассейне Имандры. Ведь до сих пор колонизация еще не перекинулась на запад ные берега озера, а они, по известным соображе- гиям, имеют большое колонизационное значение. Но организация хозяйства там едва ли может обой тись без оленеводства, и это оленеводство должно будет принять характер избенного, по принятой терминологии, как более рационального и не нуж дающегося в широких пастбищных просторах. Если так же реорганизуют свое оленеводство лопари, то „теснота" здесь уничтожится даже при условии возникновения здесь многих десятков новых хо зяйств. А. Хордикайнен. К началу строительного сезона. Новое в постановке дела. Нынешний строительный сезон Мурманской ж. д. бу д е т проходить в иных условиях в сравнении с прошлыми годами. Уже достигнутый пропуск тяжелых паровозов, способных везти полновесные составы на всем протяжении дороги до самого Мурманска, во мно гом приблизил Мурманку к магистральному ж. д. типу, вследствие чего перед Отделом Пути встала новая серьезная з ад а ч а содержа ть дорогу в та ком состоянии, чтобы часть вложенного в нее основного к а п и т а л а— пу ть и здания сохранилась возможно доль ше и лучше, что является одним из условий, пони ж а ю щ и х себес тоимость перевозок,— разумной экс- плоатации . Между тем, достройка Мурманской ж. дороги еще не доведена до своего конца. Еще предстоит много работ по приведению ее в такое техниче ское состояние, чтобы она отвечала всем требо ваниям магистрали. В этом отношении остается много работы как по смягчению профиля пути,*) так и постройке искусственных и гражданских со оружений, в том числе и по развитию тяговых устройств и т. д. Только отсутствие денежных средств тормозит это дело и вместо того, чтобы всю работу полной до с трой ки произвести в 2—3 года, ее приходится *) О чем будет итти речь в следующей статье. по необходимости растя гива ть на больший срок, постепенно подымаясь по отдельным площадкам лестницы, ежегодно сосредоточивая всю свою энер гию и средства на каком-либо одном остром воп росе. Так, если в прошлом году лозунгом строи тельства являлись „работы, обеспечивающие про пуск тяжелых паровозов до Мурманска", то в ны нешнем году встает такая же серьезная, заманчи вая, увлекательная и также неотложная зада ча— подведение на дороге материальной базы под ра бочий вопрос, в силу чего выдвигается лозунг „Ж и лища, здравоохранение, культура". И вот, учитывая с одной стороны уже доста точную и специальную нагрузку Отдела Пути в ее задаче поддержания дороги в существующем экс- плоатационном виде, в смысле сохранения в исп равности вверенной Отделу части основного капи тала дороги, а с другой,—считаясь с установив шейся между путейцами специализацией—„экспло- атационники" и „строители" и дабы не отвлекать и на нашей дороге, как принято на других, вни мание эксплоатационников от прямых их обязанно стей, Правление дороги создало у себя новый тех- нико-хозяйственный аппарат— „Желстрой", которо му и поручило, как строительной конторе (имею щей при этом и краевое значение, а,следователь но, в наших условиях и пионерное, так как Жел- строй может принимать подряды и со стороны), осуществление всякого нового строительства и ра бот по достройке дороги.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz