Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 17 (1 июля).

12 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ № 17 это рыболовство, орудия применяемые в нем уста­ релого типа, продукт промысла заготовляется в прок чрезвычайно плохим способом. Рыба только солится и настолько скверно, что всегда попахи­ вает гнилью, ни вяленья, ни сушки или копчения на озере нет. Меньшее значение имеет для лопа­ рей охота и лесной промысел. Таковы бегло намеченные особенности каждой из живущих в приимандрском районе групп насе­ ления. Более подробное описание их мы полагаем сделать в одном из ближайших номеров настоящего журнала. IV. И так, из вышесказанного вытекает, что одним из главных факторов колонизации должно считать национальную принадлежность, которая преодоле­ вает даже принадлежность географическую, иначе лопари должны были бы дать наиболее образцовый тип хозяйства. Но вытекает ли отсюда, что сле­ дует отдавать предпочтение одной национальной группе колонистов, в данном случае финнам? Вовсе нет, необходимо как можно тщательнее исследо­ вать вопрос, как он сложился в действительности. И нет ничего невозможного в том, что будут най­ дены пути вовлечения в круг интенсивного хозяй­ ствования таких групп, как лопари. В отношении имущественного положения и профессии, насколько нам известно, Колонизационный Отдел проявляет достаточную требовательность, последняя необхо­ дима и вытекает из знакомства с реальным поло­ жением вещей. Наконец, остается третья возмож­ ность это разнообразные формы содействия увели­ чению отраслей хозяйства для колонистов. В этом отношении также принимаются меры в ьиде суб­ сидирования отдельных хозяйственных начинаний и посколько это не носит характер воспомощество- вания, оно имеет огромное значение в деле укреп­ ления на Имандре комбинированных хозяйств. Остается еще один вопрос, - к а к велика колони­ зационная емкость приимандрского района? Хирак- терно, что со стороны лопарей уже теперь разда­ ются жалобы на земельную тесноту! Конечно, это звучит юмористически, но лопари с их вольным оленеводством, кочевьям по тоням и т. п. имеют свои основания заявлять подобные претензии. И если хозяйственный уклад их не изменится в сто­ рону рационализации и интесификации, то „теснота" эта будет чувствоваться все сильнее. Для устране­ ния тесноты и более или менее реального опреде­ ления хозяйственных возможностей района необхо­ дим переход местного оленеводства на оседлое по­ ложение, т. е. огораживание стад, а рыболовство приурочить к определенным участкам озера или рек. Только с помощью такой реформы предста­ вится возможность учета свободных поселенческих возможностей в бассейне Имандры. Ведь до сих пор колонизация еще не перекинулась на запад­ ные берега озера, а они, по известным соображе- гиям, имеют большое колонизационное значение. Но организация хозяйства там едва ли может обой­ тись без оленеводства, и это оленеводство должно будет принять характер избенного, по принятой терминологии, как более рационального и не нуж­ дающегося в широких пастбищных просторах. Если так же реорганизуют свое оленеводство лопари, то „теснота" здесь уничтожится даже при условии возникновения здесь многих десятков новых хо­ зяйств. А. Хордикайнен. К началу строительного сезона. Новое в постановке дела. Нынешний строительный сезон Мурманской ж. д. бу д е т проходить в иных условиях в сравнении с прошлыми годами. Уже достигнутый пропуск тяжелых паровозов, способных везти полновесные составы на всем протяжении дороги до самого Мурманска, во мно­ гом приблизил Мурманку к магистральному ж. д. типу, вследствие чего перед Отделом Пути встала новая серьезная з ад а ч а содержа ть дорогу в та ком состоянии, чтобы часть вложенного в нее основного к а п и т а л а— пу ть и здания сохранилась возможно доль­ ше и лучше, что является одним из условий, пони ­ ж а ю щ и х себес тоимость перевозок,— разумной экс- плоатации . Между тем, достройка Мурманской ж. дороги еще не доведена до своего конца. Еще предстоит много работ по приведению ее в такое техниче­ ское состояние, чтобы она отвечала всем требо­ ваниям магистрали. В этом отношении остается много работы как по смягчению профиля пути,*) так и постройке искусственных и гражданских со­ оружений, в том числе и по развитию тяговых устройств и т. д. Только отсутствие денежных средств тормозит это дело и вместо того, чтобы всю работу полной до с трой ки произвести в 2—3 года, ее приходится *) О чем будет итти речь в следующей статье. по необходимости растя гива ть на больший срок, постепенно подымаясь по отдельным площадкам лестницы, ежегодно сосредоточивая всю свою энер­ гию и средства на каком-либо одном остром воп ­ росе. Так, если в прошлом году лозунгом строи­ тельства являлись „работы, обеспечивающие про­ пуск тяжелых паровозов до Мурманска", то в ны­ нешнем году встает такая же серьезная, заманчи­ вая, увлекательная и также неотложная зада ча— подведение на дороге материальной базы под ра­ бочий вопрос, в силу чего выдвигается лозунг „Ж и ­ лища, здравоохранение, культура". И вот, учитывая с одной стороны уже доста­ точную и специальную нагрузку Отдела Пути в ее задаче поддержания дороги в существующем экс- плоатационном виде, в смысле сохранения в исп­ равности вверенной Отделу части основного капи­ тала дороги, а с другой,—считаясь с установив­ шейся между путейцами специализацией—„экспло- атационники" и „строители" и дабы не отвлекать и на нашей дороге, как принято на других, вни­ мание эксплоатационников от прямых их обязанно­ стей, Правление дороги создало у себя новый тех- нико-хозяйственный аппарат— „Желстрой", которо­ му и поручило, как строительной конторе (имею­ щей при этом и краевое значение, а,следователь­ но, в наших условиях и пионерное, так как Жел- строй может принимать подряды и со стороны), осуществление всякого нового строительства и ра­ бот по достройке дороги.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz