Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 16 (1 июня).

№ 16 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ 11 ОшкольныхэкскуцсияхпоНарельско-Журиавскому краю. Кому удалось в юные годы много путешествовать, хо т я бы в фор ме школьных экскурсий, т о т вс тупает в жизнь с незаменимым з ап а сом таких знаний, вкусов, умс твенных навыков, художе ственных интуиций и душевной энергии, каких не почерпнешь не из какого другого источника. Годы учения должны быть в самом деле и годами странствий. И. М. Гревс „Пед, Мысль* N» 3, 1923 г I В н астоящ ее время Л енинградский Отдел Нар- Образования, насколько мы можем судить, стано ­ вится на новый путь экскурсионной политики, н ес­ колько отличающийся от прежнего. Если в прош ­ лом, т а к называемые, дальние экскурсии учащихся устраивались в самые различные районы нашей с т р а ­ ны, и выполнялись они лишь ради экскурсиснности, т. е. путеш ествия, го теп ер ь подход к подоб­ ным экскурсиям совсем другой. По мысли некоторых работников О. Н. О. эк ­ скурсии лета 1926 г. должны носить краеведный х а ­ рактер, отсюда, наиболее желательным районом для экскурсирования при зн ается тер ри то ри я Северо- Западней области. Второе требование к будущим краеведным экскурсиям учащихся, преа'являемое О. Н. О , это их производственный уклон. Наконец, такие производственно краеведческие экскурсии должны быть занимательными и содействовать об­ щему развитию учащихся. Таковы основные п ри г - ципы, на которых предполагается строи ть ш коль­ но-экскурсионное дело в ближайшем будущем. Посколько речь идет об экскурсировании в Сев.- Зап. области, и установлении в ее пределах особо ценных и интересных в экскурсионном отношении районов, постолько вполне основательно и необхо­ димо выдвинуть н а первое место Карельско-Мур­ манский край Н а страницах настоящ его журнала, в прошлом, мы неоднократно указывали н а своеобразие и об­ ширный круг экскурсионных об‘ектов в пределах Карелии и Кольского полуострова. Экскурсионные „качества* и ценность этого кр а я заключаю тся в его обширности, позволяющей осущ ествлять прин ­ цип путеш ественеости , в его фи зико-географичес­ ких особенностях, и типичности природы, знаком­ ство с которыми следует признать ценнейшим и благодарнейшим материалом, способствующим об­ щему развитию экскурсирующих, в его разнообраз­ ных производительных силах допускающих произ­ водственное пополнение экскурсий В се эти черты на фоне Северо-Западной области, в упомянутом крае выражены отчетливее и обладают большим эффектом , чем где либо в пределах Сочетание краеведения , производственных элементов и общ е­ образовательного материала в Карелии и Мурман­ ской губернии для экскурсий вообще и школьных в частности не зас тавл яет ж елать лучшего. Приветствуя всячески новое направление в эк- курсионной работе О. Н О и его стремление поз­ накомить учащихся прежде всего с родным краем, его природой, населением, хозяйством , е с т е с т в ен ­ ными богатствами и т. п., ниж е мы попытаемся по­ пытаемся разобрать Карельско Мурманский край , с точки зр ен и я новых пред‘являемых к нему школь­ но экскурсионных требований . Не вдаваясь в под­ робности естественно исторической, этнографичес­ кой и бытовой, хозяйственной и исторической х а ­ рактеристики кр а я , мы остановимся лиш ь на самом необходимом, которо может служить отправными моментами и вехами для дальнейшей разработки и детализации. В большом количестве экскурсионных статей, напечатанных в „Вестнике" и изданном Д. Э. В. „Спутнике экскурсанта по К арело Мурман­ скому краю", давы описания достопримечательно­ стей и природы кр ая , туда мы и отсылаем и н т е р е ­ сующихся. II К асаясь техники экскурсий в Карелию и на Мур- мэн, следует преж де всего обратить внимание эк­ скурсирующих организаций на возможность об­ ращ ения в Коммерческий Отдел Правления Мур­ манской жел. дор. (Лени град Фонтанка 117), где можно получить различного рода справки и всестороннее содействие устройсву экскурсий. Опыт прошлых школьных экскурсий показал, что лучше всего пользоваться для экскурсий по Краю специально арендованным вагоном. Такой в а­ гон (обычный ж есткий ) может быть весьма легко оборудован для нужд экскуосантов, за минималь­ ную затрату средств школы или О. Н. 0. Для это ­ го необходим 1) М еталлический бак д ля хран ени я питьевой воды, 2) Самовар для кипятка, 3) Одно или 2 ведра и 4) Тюфяки для сп ан ья , хотя пос­ ледние могут быть взяты учащимися из дома, равно как и постельное белье: одеяла, подушки и т. п. Обо­ рудованный таким образом вагон и занятый эк­ окурсирующей школой может быть отцепляем на любой железнодорожной станции на какое угодно время. Служа достаточно удобным жилищем, вагон предупредит многие неприятности с ночлегом, в на шем белном гостинийцами и свободными ж и лищ а ­ ми крае. О станавливаясь в тех местах которые включены, в заранее составленный план экскурсий, руководи­ тель ее выберет для обозрения и знакомства те или иные об‘екты . Проработав их с учащимися, дви­ гаются дальше. В ряде пунктов или в одном ьаком нибудь, экскурсантам может быть предлож ена для разработки и выполнения т а или и н а я тема. Как это осущ ествить.—дело педагогов руководите юй. Используя наблюдательность, любознательность и самодеятельность учащихся в пути от Л енинграда до Мурманска, могут быть выполнены следующие производственные работы: Лесные бо га т с т ва края. Типичные лесные общ е­ ства. Породы лесной растительности . Лесные пло ­ щади удобные и неудобные. Эксплоатация местных лесов( Сплав леса, техника сплава. Лесопильные за­ воды. Отправка лесных материалов с заводов на внутренний рынок; на внешний рынок, в какие страны . Л еснсе хозяйство и лесная промышленность края. Лес как экономический фактор. Сравнение

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz