Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 15 (15 мая).

Несколько слов об I Революция коснулась не только городов—цент­ ров промышленности и культуры, она проЕ:атилась по всей обширной территории нашей страны. За минувшие 9 послереволюционных лет революци­ онные настроения,—понимание новых форм обще­ ственного устройства, иное, отличное от прежне­ го, представление о труде как основном двигате­ ле жизни, повышенная общественная самодея­ тельность широчайших слоев трудового населения, наконец новые представления о целом ряде соци­ ально бытовых явлений: браке, семье, взаимоотно­ шениях членов ее, церкви и пр. и пр. проникли глубоко в недра народных масс, не только город­ ского населения, но и деревенского. От прежней „сермяжьей Руси“ мало где сохранились следы. Современная деревня уже не та, что была до ре­ волюции и в первые бурные революционные годы. В крестьянстве складывается новое мировоззрение, получающее свое отражение в современном сло­ весном творчестве—частушке и др.. Но не только этого рода сдвиги произошли в нашей деревне. Жизнь крестьянства претерпела известные эко­ номические реформы. Прежде всего, перед совре­ менным крестьянством во всю широту встала проб­ лема рационализации своего хозяйства, увеличения его продуктивности. Ныне крестьянин сталкивает­ ся с такими общественно экономическими факто­ рами, как кооперация, кредитование,взаимопомощь и т. п. Этого рода организации требуют участия в их делах самого крестьянства. Все это делает современную деревню во многом отличной от деревни прежней. Однако, не везде темп культурно-просветительного роста деревни, течп рационализации крестьянского хозяйства, со­ ветизация деревни в целом имеет должную быстро­ ту. Чтобы ускорить эти процессы, необходимо зна­ ние деревни в целом, знание того, в чем деревня сделала большие успехи, в чем она несколько за­ держалась и каковы причины этой задержки. Та­ ковы об‘ективные потребности советской обществен­ ности в области изучения деревни. Вот почему в наше время так много обращают внимания на смычку города с деревней, на изучение последней Руков ’дящие круги современной общественности. изучении деревни Но не только эти об'ективные условия побуж­ дают нас к изучению деревни. Програм мы совре­ менной школы построены таким образом что ис­ ходным материалом, заполняющим их. слу жит так называемый местный краеведческий элемр нт. Это значит, что знание вообще в современной школе приобретается учащимися одновременно с позна­ нием своего края, окружающей обстановки. Таким образом у школы появляется свой специальный ин­ терес, своя потребность в изучении деревни. И так изучение деревни необходимо: 1) Этно­ графу, обществоведу и историку для того, чтобы отметить здесь характер возникающих новых со­ ветских общественных форм и регистрировать фор­ мы и явления старого быта, безвозвратно уходя­ щего в прошлое 2) Экономисту, агроному и хозяй­ ственнику вообще, чтобы иметь представление о том,что представляет собою современная деревня, каковы еь нужды и какими путями следует идти, чтобы изжить их, и 3) Школьному работнику, да­ бы материалом, касающимся современной деревни, насытить школьные программы, разработанные и принятые к школьной практике Государственным Ученым Советом. II Изучение деревни есть одна из неотложных задач современного краеведения, Не должна она быть чуждой и крае велам нашего края. Кю же может и должет приступить к изучению карельской деревни ? Нам кажется, что начало в этом отноше - нии должны положить учителя, Вокруг местной школы следует сгруппироваться всем местным куль­ турным силам. При школах, если не при всех, то покрайней мере при наиболее крупных, жела­ тельно образование „Кружков по изучению деревни “ Членами такого кружка желательно иметь местно­ го агронома, медицинского, статистического и политпросвет-работника (зав. избой-читальней, биб­ лиотекой и пр.), представителя местной кооперации, волисполкома, партийн го коллектива или ячейки. Такой состав кружка обезпечит ему исчерпываю­ щий всесторонний подход к данной деревне, изу­ чение которой во всех ее проявлениях и является задачей подобного кружка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz