Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 15 (15 мая).

№ 15 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ 5 низации было создание опорных очагов и сгустков населения в ближайших районах к жзЛезной до­ роге, где зарождается пр тыгиленность и где при­ ток рхбочей силы необходим для обслуживания транспорта и развития организующихся промыс­ лов. И лишь в тех немногих районах, где сельское хозяйство Н 1 основе молочного животноводства и огородничества может дать значительное подспорье к промысловой работе, принимались на учет и зем­ ледельческие элементы колонизации этих районов. Но из всех обследованных за два года работы в районах земельного отвода на площади 700 ты­ сяч гектаров—сколько нибудь удобных месг для сельского хозяйства и для разведения тех культур, которые могли бы играть подсобную роль в коло­ низационном хозяйстве, найдено не более 7°/о, раз­ бросанных отдельными небольшими площадями на большом друг от друга расстоянии. На этих пло- | щндях в районах зарождающихся новых произ­ водств за два гоца отмежевано для водворения пе­ реселенцев 1 0 L земельный участок, общ<гй п ло ­ щадью в 15 136 гектаров , расчитанныч на водво­ рение 1362 семей, или приблизительно 7 тысяч человек. На 1 октября 1925 года на этих участках вод­ ворились и приступили к хозяйственному устрой­ ству 2.058 человек. В целях скорейшего хозяйственного устройства переселенцев окашвалась им ссудная помощь i деньгами и материалами, всего на сумму" до 400 тысяч рублей. Эта ссуда дала возможность быстро укрепиться колонистам в крае и принять участие в производственной работе. Но ссудная помощь—это первичное подспорье. Дальнейшее развитие хозяйства зависит от дея­ тельности самого переселенца. Работает ли он в своем хозяйстве, на промыслах или в. производстве, —ему необходимо иметь скот. Развитие лесопро­ мышленности требует увеличения лошадей. Эго обязательство вызывает необходимость добывать сено на месте. Для разделки же лугового фонда необходима расчистка и осушка болот. В этих ви­ дах Колонизационным Отделом ведутся мелиора­ тивные работы. Последние складываются из двух главных час- i тей: изысканий, т. е. изучения характера болот, и х с‘емки, нивеллировки, составления проекта осушки и осушительных работ —прорытие каналов, магистральных и мелкой сети. За два года изыска­ ния произведены на 8 412 гектарах, а осушка ка­ налами на 3.218 гектарах, Опыт показывает, что культурно-технический эффект осушки болот наглядно положительный. Урожай на Лоухском болоте у Полярного Круга даст для брюквы 3.250 пудов с гектара, турнепса 3.500 пудов и урожай посевов в аки и овса на сено до 250 пудов. В экономике края эта культура бо­ лот произведет “уже в ближайшие годы большой сдвиг. Местное сено настолько удешевит содержа­ ние лошади, чго современные заработки человека с лошадыо, достигающие до 7 рублей в день и I едва оправдывающие из за дороговизны прив>зного ! сена столь высокий заработок, будут более рента- ; бельны и лесные разработки значительно облегчат­ ся и удешевятся. Поэтому, мелиоративные работы в дальнейшем намечены к расширению и углуб­ лению. Нет необходимости перечислять здесь всех тех сложных мероприятий по организации хозяйства переселенцев, снабжению их лесоматериаломи, се­ менами, племенным скотом, предметами хозяйствен­ ного обихода и т. п., которые составляют в сово­ купности технические колонизационные мероприя­ тия. Необходимо остановиться лишь на итогах. Несмотря на скромные пока размеры водворе­ ния юлонистов, общгя обеспеченность дороги, порга и пмомыш шнных предприятий рабочей си­ лой в районе северной части дороги заметно по­ высилась. Прежде всего, в районе дороги закреп­ лен в значительном количестве постоянный кадр сотрудников и технических агентоз, от недостатка которых и „бегства" с дороги последняя сильно страдала. Если вспомнить, что ещз в 1922 году служащие Мурманской жал. дороги и рабочие рек­ рутировались путем ссылки за провинность на Мурманскую ж. дорогу, если вспомнить, что еще в 1922 году было 400 случаев заболевания цынгой среди служащих на дороге, что они не имели сносных жилищ и занимали 4.000 вагонов, то те ­ перь бытовая картина значительно изменилась. Часть заселыциков—железнодорожников ныае жи­ вут в значительном проценте в удовтетворитель- ных условиях, о цынге почти забыли, „бегство", как бытовое явление, исчезло, скорее наблюдается тяга на дорогу, Какое значение это имеет для дороги и хозяй­ ства вообще? Если „самый лучший мощиый паро­ воз в руках плохого машиниста есть лишь прибор для разрыва поездов", но замечанию проф. А. Н. Фролова, то какой ущерб имело хозяйство дороги от невозможности удержания хороших работников! И вот, условия, изменившие за короткий срок эко­ номическую жизнь, создавшие благоприятную кон‘- юнктурную обстановку сделали то, что вопрос о привлечении принудительноге труда, в виде нака­ зания исчез, и служащре жел. дороги, а также и другие работники получили благоприятное челове­ ческое существование, что в конце концов должно быть отмечено, как определенное достижение. И вполне естественно, что в первые два года 20°/0 заселыциков составляли железнодорожники. Вселением нового трудового элемента, среди которого не меньше одной трети в рабочем во з ­ расте, создан добавочный кадр рабочей силы в крае, которая разместилась отдельными поселками, рас­ положенными в районах подсобных предприятий Мурманской ж. д., где переселенцы имеют постоян­ ный заработок. Приток в край новых трудовых сил не исчер­ пывается приведенными цифрами организованного переселения. Организованное переселение всегда вызывает, как сопутствующее явление, приток в колонизуемые районы и неорганизованной труда вой силы , привлекаемой развивающейся пионерной работой дороги. Учесть это явление можно будет только при всеобщей переписи. Сейчас же можно только установить, что такой приток существует и в район дороги и в значительных размерах. Устроившиеся в районе дороги колонисты и их дома служат опорными пунктами для пришлого на заработки населения, часть которого несомненно осядет в новых поселках. Если роль Колонизационного Отдела сводится к созданию первоначальных очагов для развиваю­ щейся местной промышленности, и если деятель­ ность „Желлеса" направлена к эксплоатации пре­ доставленных Мурманской жел. дор. лесов коло­ низационного (Ьонла. К ИЯТИТеченшп Р 1 . тт.еч »лУ rmo- '

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz