Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 15 (15 мая).
№ 15 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ 5 низации было создание опорных очагов и сгустков населения в ближайших районах к жзЛезной до роге, где зарождается пр тыгиленность и где при ток рхбочей силы необходим для обслуживания транспорта и развития организующихся промыс лов. И лишь в тех немногих районах, где сельское хозяйство Н 1 основе молочного животноводства и огородничества может дать значительное подспорье к промысловой работе, принимались на учет и зем ледельческие элементы колонизации этих районов. Но из всех обследованных за два года работы в районах земельного отвода на площади 700 ты сяч гектаров—сколько нибудь удобных месг для сельского хозяйства и для разведения тех культур, которые могли бы играть подсобную роль в коло низационном хозяйстве, найдено не более 7°/о, раз бросанных отдельными небольшими площадями на большом друг от друга расстоянии. На этих пло- | щндях в районах зарождающихся новых произ водств за два гоца отмежевано для водворения пе реселенцев 1 0 L земельный участок, общ<гй п ло щадью в 15 136 гектаров , расчитанныч на водво рение 1362 семей, или приблизительно 7 тысяч человек. На 1 октября 1925 года на этих участках вод ворились и приступили к хозяйственному устрой ству 2.058 человек. В целях скорейшего хозяйственного устройства переселенцев окашвалась им ссудная помощь i деньгами и материалами, всего на сумму" до 400 тысяч рублей. Эта ссуда дала возможность быстро укрепиться колонистам в крае и принять участие в производственной работе. Но ссудная помощь—это первичное подспорье. Дальнейшее развитие хозяйства зависит от дея тельности самого переселенца. Работает ли он в своем хозяйстве, на промыслах или в. производстве, —ему необходимо иметь скот. Развитие лесопро мышленности требует увеличения лошадей. Эго обязательство вызывает необходимость добывать сено на месте. Для разделки же лугового фонда необходима расчистка и осушка болот. В этих ви дах Колонизационным Отделом ведутся мелиора тивные работы. Последние складываются из двух главных час- i тей: изысканий, т. е. изучения характера болот, и х с‘емки, нивеллировки, составления проекта осушки и осушительных работ —прорытие каналов, магистральных и мелкой сети. За два года изыска ния произведены на 8 412 гектарах, а осушка ка налами на 3.218 гектарах, Опыт показывает, что культурно-технический эффект осушки болот наглядно положительный. Урожай на Лоухском болоте у Полярного Круга даст для брюквы 3.250 пудов с гектара, турнепса 3.500 пудов и урожай посевов в аки и овса на сено до 250 пудов. В экономике края эта культура бо лот произведет “уже в ближайшие годы большой сдвиг. Местное сено настолько удешевит содержа ние лошади, чго современные заработки человека с лошадыо, достигающие до 7 рублей в день и I едва оправдывающие из за дороговизны прив>зного ! сена столь высокий заработок, будут более рента- ; бельны и лесные разработки значительно облегчат ся и удешевятся. Поэтому, мелиоративные работы в дальнейшем намечены к расширению и углуб лению. Нет необходимости перечислять здесь всех тех сложных мероприятий по организации хозяйства переселенцев, снабжению их лесоматериаломи, се менами, племенным скотом, предметами хозяйствен ного обихода и т. п., которые составляют в сово купности технические колонизационные мероприя тия. Необходимо остановиться лишь на итогах. Несмотря на скромные пока размеры водворе ния юлонистов, общгя обеспеченность дороги, порга и пмомыш шнных предприятий рабочей си лой в районе северной части дороги заметно по высилась. Прежде всего, в районе дороги закреп лен в значительном количестве постоянный кадр сотрудников и технических агентоз, от недостатка которых и „бегства" с дороги последняя сильно страдала. Если вспомнить, что ещз в 1922 году служащие Мурманской жал. дороги и рабочие рек рутировались путем ссылки за провинность на Мурманскую ж. дорогу, если вспомнить, что еще в 1922 году было 400 случаев заболевания цынгой среди служащих на дороге, что они не имели сносных жилищ и занимали 4.000 вагонов, то те перь бытовая картина значительно изменилась. Часть заселыциков—железнодорожников ныае жи вут в значительном проценте в удовтетворитель- ных условиях, о цынге почти забыли, „бегство", как бытовое явление, исчезло, скорее наблюдается тяга на дорогу, Какое значение это имеет для дороги и хозяй ства вообще? Если „самый лучший мощиый паро воз в руках плохого машиниста есть лишь прибор для разрыва поездов", но замечанию проф. А. Н. Фролова, то какой ущерб имело хозяйство дороги от невозможности удержания хороших работников! И вот, условия, изменившие за короткий срок эко номическую жизнь, создавшие благоприятную кон‘- юнктурную обстановку сделали то, что вопрос о привлечении принудительноге труда, в виде нака зания исчез, и служащре жел. дороги, а также и другие работники получили благоприятное челове ческое существование, что в конце концов должно быть отмечено, как определенное достижение. И вполне естественно, что в первые два года 20°/0 заселыциков составляли железнодорожники. Вселением нового трудового элемента, среди которого не меньше одной трети в рабочем во з расте, создан добавочный кадр рабочей силы в крае, которая разместилась отдельными поселками, рас положенными в районах подсобных предприятий Мурманской ж. д., где переселенцы имеют постоян ный заработок. Приток в край новых трудовых сил не исчер пывается приведенными цифрами организованного переселения. Организованное переселение всегда вызывает, как сопутствующее явление, приток в колонизуемые районы и неорганизованной труда вой силы , привлекаемой развивающейся пионерной работой дороги. Учесть это явление можно будет только при всеобщей переписи. Сейчас же можно только установить, что такой приток существует и в район дороги и в значительных размерах. Устроившиеся в районе дороги колонисты и их дома служат опорными пунктами для пришлого на заработки населения, часть которого несомненно осядет в новых поселках. Если роль Колонизационного Отдела сводится к созданию первоначальных очагов для развиваю щейся местной промышленности, и если деятель ность „Желлеса" направлена к эксплоатации пре доставленных Мурманской жел. дор. лесов коло низационного (Ьонла. К ИЯТИТеченшп Р 1 . тт.еч »лУ rmo- '
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz