Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 15 (15 мая).

4 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ № 15 лакше, устраивает сборочную бондарную мастер­ скую в Мурманске. На третий год 1925—26 и второй монополист— Северолес совершенно прекращает свою работу в лесах колонизационного фонда, а дорога берет уже 91о/0 всей массы древесины из колонизационного фонда и вносит в ко ионизационный фонд 750 тыс. рублей. Строит 3 новых завода на 8 рам в районе озер Выг-—озера и Сег—озера и к концу года пред­ полагает построить новый завод на самом крайнем севере близ Мурманска. Таким образом, уже на третий год своей рабо­ ты Мурманская жел. дорога почти полностью вво­ дит в хозяйственный оборот неиспользованные до того северные лесные массивы, вносит в колони­ зационный фонд свыше 11 /2 миллиона рублей, на колонизационном фонде оборудует лесопильные за ­ воды на 15 рам, которые используют почти всю современную лесоотпускную возможность колони­ зационного фонда. Всем этим дорога исполняет за­ дание СТО, чтобы мертвый фонд, тяготеющий к рхйону Шуи панской, железной д >рот, мероприя­ тиями сомой Мурманской железной дороги был вве­ ден в хозяйственный оборот страны. Итак, Мурманская жел. дорога в осуществление постановления Совета Труда и Оборони от 25 мая 1923 года достигает сравнительно в короткий срок, т. е. к концу третьего года своей работы следую­ щих результатов: 1. Почти полностью использует предоставлен­ ный ей мертвый капитал в виде малоценных север­ ных перестойных лесов. 2. Создает условия экономики, позволяющие внести новые основания эксплоатации северных лесов на основах правильного лесоустройства, по­ вышающего лесоотпускаую возможность. 3. Дает дороге до 12 миллионов новых грузов в виде лесных материалов. 4. Дает заработок 12 тысячам рабочих. 5. Создает центры, определяющие собою районы колонизации. 6. Создает основной денежный капитад для ко­ лонизационной работы в крае. 7. Снабжает ряд дорог желез зодоэожной сети Союза шпалами и лесными материалами на 25—30% дешевле против рыночных цен Главная причина этих достижений—это выгод­ ность использования лесных массивов в районе дороги помощью комбинированного хозя йствг, пост­ ройка под‘ездных лесовозных железнодорожных ве­ ток, давшая в 1924— 25 году при длине веток в НО верст сбережений гужевой силы в количестве 65.000 конедней, приближение лесопильных заводов к местам произрастания сырья, из-за отсутствия чего страдает вся лесопромышленность севера, и быстрота оборота. Благодаря всем этим мерам доходность десяти­ ны лесной площади в лесных массивах дороги до­ ведена до 62 копеек против 10 копеек на осталь­ ном севере. Создавая условия э к о н о м и к и , позволяющие по­ высить слабою лесоотпускаую восможность лесов колонизационного отвода, основанную на старых, не отвечающих современным потребностям планах лесного хозяйства, дорога ставит перед собой за­ дачу—установить такой порядок, чтобы главный ее капитал, предоставляемый ей государством в ис­ пользование на 10 летний срок—лесные дачи при неистощителъности и постоянстве пользования да­ вали бы максимум ценностей. Достижение это воз­ можно путем ведения лесного хозяйства на осно­ вании планов, регулирующих порядок и размер от­ пуска древесины и возобновление вырубленных пло­ щадей, чтобы лес, по выражению профессора Мо­ розова, создавался в процессе его рубки. К моменту же передачи земельного отвода до­ роге лееа колонизационного фонда представляли нечто „хаотическое, безформенноз". Леса эти не только не устроены, во в значительной части и не обследованы. Разобраться в этом хаосе, системати­ зировать насаждения по отдельным однообразным категориям и для каждого из них установить оп­ ределенные лесотехнические мероприятия, соответ­ ствующие современной экономической обстановке, одна из основных задач Колонизационного Отдела дороги, которэму вверено лесоуправление и лесо­ устройство н ! колонизационном фонде. За два года работы лесоустроена самая север­ ная лесная дача на Кольском полуострове, ближай­ шая к Мурманскому порту, площадью в 406 тысяч гектаров и Сорокское лесничество, площадью в 267 тысяч гектаров, которое, как упоминалось выше, было истощено прежними хаотическими рубками и считалось закрытым для эксплоатации. II j произ­ водственному плану в этом году лесоустраивается до 500 тысяч гектаров: Экострзвская дача на Коль­ ском полуострове и Выгозерское лесничество, в рай­ оне которого строится лесопильный завод и наме­ чена организация чугуноплавильного комбината, расчитанного на эксплоатацию местной озерной железной руды и лесных массивов. Таким образом, уже 1/з всей территории коло­ низационного отвода будет устроена к концу треть­ его года рабэты дороги. Производственным пяти­ летним планом предусмотрено завершение лесо­ устройства всего колонизационного отвода в бли­ жайшее пятилетие и надо думать, что к концу восьмого года работы дороги все лесные дачи зе ­ мельного отвода будут лесоустроены, и государство к моменту окончания срока владения ими Мурман­ ской жел. дор , поаучит их приведенными в поря­ док с повышенной лесоотпускной возможностью. Среди пиозерных мероприятий, проводимых до­ рогой и связанных взаимной зависимостью в це­ лостную систему по использованию предоставлен­ ной дороге территории и ее заселению, особое место занимает и колонизационно-переселенческая работа, проводимая Отделом Колонизации на ряду с мерами по ее лесоустроению. Существенную особенность колонизациойной работы дорога составляет особый способ ее финан сирования. Колонизация производится не на сред­ ства, ассигнуемые из государственно о бюджета, а на поступления от эксплоатации территории, от­ веденной дороге. Причем, 90°10 этих поступлений создает сама жг дорога работой своего „Желлеса". При этом сама колонизация здесь имеет особый характер. Прежде всего, размеры и темп ее опре­ деляются не количеством свободной земли, а ис- ключителыо потребностью в рабочей силе, зарож­ дающейся промышленностью и возникновением но­ вых производств, начало которым кладет тоже до­ рога. Поэтому, переселение здесь является лишь служебным элементом в общей системе пионерных мероприятий дороги, имеющих целью развить про­ изводительные силы района и использовать его природные запасы. Поэтому, первейшей задачей за истекшие два года работы дороги в области коло

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz