Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 15 (15 мая).
4 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ № 15 лакше, устраивает сборочную бондарную мастер скую в Мурманске. На третий год 1925—26 и второй монополист— Северолес совершенно прекращает свою работу в лесах колонизационного фонда, а дорога берет уже 91о/0 всей массы древесины из колонизационного фонда и вносит в ко ионизационный фонд 750 тыс. рублей. Строит 3 новых завода на 8 рам в районе озер Выг-—озера и Сег—озера и к концу года пред полагает построить новый завод на самом крайнем севере близ Мурманска. Таким образом, уже на третий год своей рабо ты Мурманская жел. дорога почти полностью вво дит в хозяйственный оборот неиспользованные до того северные лесные массивы, вносит в колони зационный фонд свыше 11 /2 миллиона рублей, на колонизационном фонде оборудует лесопильные за воды на 15 рам, которые используют почти всю современную лесоотпускную возможность колони зационного фонда. Всем этим дорога исполняет за дание СТО, чтобы мертвый фонд, тяготеющий к рхйону Шуи панской, железной д >рот, мероприя тиями сомой Мурманской железной дороги был вве ден в хозяйственный оборот страны. Итак, Мурманская жел. дорога в осуществление постановления Совета Труда и Оборони от 25 мая 1923 года достигает сравнительно в короткий срок, т. е. к концу третьего года своей работы следую щих результатов: 1. Почти полностью использует предоставлен ный ей мертвый капитал в виде малоценных север ных перестойных лесов. 2. Создает условия экономики, позволяющие внести новые основания эксплоатации северных лесов на основах правильного лесоустройства, по вышающего лесоотпускаую возможность. 3. Дает дороге до 12 миллионов новых грузов в виде лесных материалов. 4. Дает заработок 12 тысячам рабочих. 5. Создает центры, определяющие собою районы колонизации. 6. Создает основной денежный капитад для ко лонизационной работы в крае. 7. Снабжает ряд дорог желез зодоэожной сети Союза шпалами и лесными материалами на 25—30% дешевле против рыночных цен Главная причина этих достижений—это выгод ность использования лесных массивов в районе дороги помощью комбинированного хозя йствг, пост ройка под‘ездных лесовозных железнодорожных ве ток, давшая в 1924— 25 году при длине веток в НО верст сбережений гужевой силы в количестве 65.000 конедней, приближение лесопильных заводов к местам произрастания сырья, из-за отсутствия чего страдает вся лесопромышленность севера, и быстрота оборота. Благодаря всем этим мерам доходность десяти ны лесной площади в лесных массивах дороги до ведена до 62 копеек против 10 копеек на осталь ном севере. Создавая условия э к о н о м и к и , позволяющие по высить слабою лесоотпускаую восможность лесов колонизационного отвода, основанную на старых, не отвечающих современным потребностям планах лесного хозяйства, дорога ставит перед собой за дачу—установить такой порядок, чтобы главный ее капитал, предоставляемый ей государством в ис пользование на 10 летний срок—лесные дачи при неистощителъности и постоянстве пользования да вали бы максимум ценностей. Достижение это воз можно путем ведения лесного хозяйства на осно вании планов, регулирующих порядок и размер от пуска древесины и возобновление вырубленных пло щадей, чтобы лес, по выражению профессора Мо розова, создавался в процессе его рубки. К моменту же передачи земельного отвода до роге лееа колонизационного фонда представляли нечто „хаотическое, безформенноз". Леса эти не только не устроены, во в значительной части и не обследованы. Разобраться в этом хаосе, системати зировать насаждения по отдельным однообразным категориям и для каждого из них установить оп ределенные лесотехнические мероприятия, соответ ствующие современной экономической обстановке, одна из основных задач Колонизационного Отдела дороги, которэму вверено лесоуправление и лесо устройство н ! колонизационном фонде. За два года работы лесоустроена самая север ная лесная дача на Кольском полуострове, ближай шая к Мурманскому порту, площадью в 406 тысяч гектаров и Сорокское лесничество, площадью в 267 тысяч гектаров, которое, как упоминалось выше, было истощено прежними хаотическими рубками и считалось закрытым для эксплоатации. II j произ водственному плану в этом году лесоустраивается до 500 тысяч гектаров: Экострзвская дача на Коль ском полуострове и Выгозерское лесничество, в рай оне которого строится лесопильный завод и наме чена организация чугуноплавильного комбината, расчитанного на эксплоатацию местной озерной железной руды и лесных массивов. Таким образом, уже 1/з всей территории коло низационного отвода будет устроена к концу треть его года рабэты дороги. Производственным пяти летним планом предусмотрено завершение лесо устройства всего колонизационного отвода в бли жайшее пятилетие и надо думать, что к концу восьмого года работы дороги все лесные дачи зе мельного отвода будут лесоустроены, и государство к моменту окончания срока владения ими Мурман ской жел. дор , поаучит их приведенными в поря док с повышенной лесоотпускной возможностью. Среди пиозерных мероприятий, проводимых до рогой и связанных взаимной зависимостью в це лостную систему по использованию предоставлен ной дороге территории и ее заселению, особое место занимает и колонизационно-переселенческая работа, проводимая Отделом Колонизации на ряду с мерами по ее лесоустроению. Существенную особенность колонизациойной работы дорога составляет особый способ ее финан сирования. Колонизация производится не на сред ства, ассигнуемые из государственно о бюджета, а на поступления от эксплоатации территории, от веденной дороге. Причем, 90°10 этих поступлений создает сама жг дорога работой своего „Желлеса". При этом сама колонизация здесь имеет особый характер. Прежде всего, размеры и темп ее опре деляются не количеством свободной земли, а ис- ключителыо потребностью в рабочей силе, зарож дающейся промышленностью и возникновением но вых производств, начало которым кладет тоже до рога. Поэтому, переселение здесь является лишь служебным элементом в общей системе пионерных мероприятий дороги, имеющих целью развить про изводительные силы района и использовать его природные запасы. Поэтому, первейшей задачей за истекшие два года работы дороги в области коло
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz