Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 15 (15 мая).

№ 15 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ 2В ♦ ♦ 4 ♦ ПРОСВЕЩЕНИЕ Общественно-политическое воспитание в школах Соцвоса АКССР Работа по проведению общественно-политиче­ ского воспитания сводила' ь к следующим моментам: а) преподавание политграмоты в старших классах, б) ведение политчаса, в) преподавание обществове­ дения, г) организация детской среды, д) выпуск ; стенгазет и журналов, е) кружковая работа клуб­ ного характера, ж) проведение кампаний. Политграмота и политчас в шюлач 1 ступени велись учащимл школы. Если принять во внима­ ние, что достаточно выдержанных марксистов сре­ ди учителей 1 ступени очень мало,—то на эту сторону приходится обратить особое внимание. Здесь не малую роль, наряду с знанием методики преподавания,- играет и то освещение материала, который преподносится ученикам на уроках. Фор­ мирование материалистического мировоззрения ре­ бенка пред‘являет к занятиям политграмотой осо­ бые требования. Мозг ребенка очень восприимчив и неправильное, может быть, и недостаточно вы­ держанное об'яснение учителя могут внести в его ум большую сумятицу, к .торую впоследствии при­ водить в порядок будет очень трудно. Нот почему необходимо переподготовку учителей I ступени углубюь путем создания всякого рода кружков, семинариев и т. д. В школах семилетках и II ступени дело обстоит значительно лучше. Уроки ведутся там преподава­ телями, выделяемыми Областкомом ВКП. Организа­ ция детской среды в школах I ст. ведется путем созыва общих ученических собраний и выделения для внутреннего распорядка школы всякого рода комиссий. В школах II ст, и семилетках эта работа по­ ставлена значительно шире. Здесь функционируют ЦУС‘ы. Президиум ЦУС‘а входит в полном составе в Школьно-Педагогический Совет, проводя таким образом увязку инициативы и работы учащихся с общим учебным планом школы. Такой тип само управления школы дает положительные результаты в смысле втягивания самих учащихся в школьное строительство. Кружки в школах семилетках и II ст. органи­ зуются в большинстве политические, по линии Комсомола, в некоторых школах работали также и антирелигиозные кружки. Учащиеся принимают активное участие во всех проводимых Сов. властью и общественными орга­ низациями кампаниях. Обычно кампаниям всегда предшествовала длительная подготовка ввиде це­ лого ряда занятий, освещающих отмечаемое собы­ тие. Организатором проведения кампании в боль­ шинстве случаев являются комсомольские ячейки и органы школьного самоуправления. Наряду с политическим воспитанием проводится Физкультура. Проводятся классные занятия по воль­ ным движениям и гигиене. Преподаватели в шко­ лах гор. Петрозаводска выделены Главным Карель­ ским Советом Физкулькультуры Плохо обстоит де­ ло с этой работой в деревне, так как учителя со­ вершенно незнакомы даже с элементарными при­ емами вольных движений и спортивных игр. Един­ ственным путем к шжитию этого недочета является включение в порядок работы учительских конфе­ ренций занятий по спорту. Задачи по физическому воспитанию учащихся приобретают особенное значение в связи с боль­ шой и непосильной нагрузкой Эго относится глав­ ным обтазом к пионераVI и комсомольцам. Обсле­ дование показало, что нагрузка некоторых учени­ ков доходила до 10 часов в день Проведенная общими усилиями Комсомола и Наркомпроса борьба с этим явлением дала положительные результаты. Максимальная нагрузка установлена в следу­ ющем виде: для учащихся 1 гр.—24 часа, 2 гр.— 27 часов, 3 и 4-я—30 часов в неделю. Для 8 и 9 гр. нагрузка комсомольской работой установлена не более 6 часов. Результаты медицинского обследо­ вания по Петрозаводску следующие: здоровых 45%, страдавших малокровием 30% и подозре­ ваемых по туберкулезу 24,3%. Помимо школ обыкновенного типа в Карелии сущесвуют в сельских местностях, так называемые, районые школы. Они являются опорными и на них лежит задача концентрации школьного опы­ та всего района и правильная организация и нап­ равление работы школ своего района. Связь школы с населением осуществляется пу­ тем отчетных выставок, собраний и т. д. Особенно тщательная подготовка идет к концу учебного го- га, когда школа подытоживает свою работу. Идея трудовой школы все больше и больше внедряется в сознание населения. Характерные факты, показы­ вающие огромный сдвиг сознательного внимания к школе, обнаруживались в Олонецком уезде. Активность крестьянства распространяется не только в сторону материальной помощи школы, как-то: ремонта, учебников и т. д., но также и на медоды обучения. Крестьяне подчеркивали необхо­ димость большего усиления элементов увязки тео­ рии с жизнью. Большая работа проделана по карелизации школ. Реформой было охвачено 98 школ из них: в Петро­ заводском уезде 35 школ, Олонецком 43 шк., Кем­ ском 6 шк., Паданском 14 школ С этой целью проводилась специальная конфе­ ренция учащих школ I ступени. Вопросы методов и содержания работы карельских школ, до сих пор бывшие больным местом народного образования в Карелии, получили достаточную ясность. В задачу

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz