Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 15 (15 мая).
8 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ № 15 Когда при данной школе возник „Кружок по изу чению деревни", возникает вопрос, какую же де- реввю изучать? Ответ довольно прост: изучайте ту деревню, которая ближе всего к школе; чаще всего для сельских школ таковым является село или деревня, в которой находится сама школа. Приступая же непосредственно к изучению де ревни, следует придерживаться известной, вначале принятой последовательности. Наиболее подходящей последовательностью было бы изучение данной деревни в отношении: А) Естественно-историческом. Б ) Хозяйственном и В) Бытовом и этнологическом. Не следует при этом допускать разбросанности в работе. Если члены кружка разбились на группы, скажем, по трем выше названным признакам, то распределить работу так, чтобы двое не делали одного и того же. Если же весь кружок будет ра ботать целиком вначале над естественно-истори ческим, затем хозяйственным и бытовым изучени ем деревни, то следует стремиться к тому чтобы последующая работа начиналась не раньше, чем кончится начатая предыдущая. Например, кружок приступил к хозяйственному обследованию данной деревни и пока, эта работа не будет закончена, не следует начинать следующей, ибо в противном слу чае общая работа может принять отрывочный и незаконченный характер, что понизит ее ценность. Самый процесс изучения деревни может быть разделен на две стадии: сбор материала и его об работка. Собирание материала есть ни что иное, как регистрация фактов, имеющих место в действи тельности. Такое собрание может быть трех ви дов: 1) Материал опросный, получаемый из бесед с крестьянами и вообще знающими местные усло вия лицами, 2) материал цифровой, статистический, получаемый от земельных органов статистических учреждений, кооперативов и т. п. и 3) материал фактический,-непосредственно наблюдаемый и из вестный изучающим деревню. Используя все эти три возможности, Кружок по изучению деревни может собрать по каждому поселку, каждой дерев не, погосту и т. п. богатый и чрезвычайно ценный материал, который останется Т 0 Л 1 К 0 обработать Обработать матерйал это значит привести его в состояние удобное для понимания, т. е. распо ложить его таким образом, чтобы видна была вза имная связь отдельных явлений. К числу таких работ следует также отнести различные способы иллюстрации-составление диаграмм, графиков, кар тограмм, профилей и т. п. Когда собранный материал так или иначе об работан, хорошо было бы его подвергнуть провер ке, дав его на просмотр лицу, сведующему в хо зяйственных вопросах края, напр, представителю Уездного или Губернского Статистического Бюро, Сов. Нар. Хоз. и т. п. Когда внимание исследователей сосредоточено на изучении одной какой либо деревни или села, но са мо изучение носит характер всесторонний, такое изу чение принято называть монографическим. Когда таким, монографическим образом изучена одна де ревня, можно перейти к следующей и т. д. Моно графический метод удобен тем, что он не распы ляет наличнь-е кра< ведческие силы и позволяет их с наибольшей пользой сосредотачивать в одном месте. Если бы сравнительно немногочисленный Кружок по изучению деревни принялся бы сразу за изучение двух или нескольких деревень,то ему гораздо легче запутаться, утерять руководящую нить и тем самым не выполнить взятых на себя задач. III В этом небольшом очерке мы не можем, к сожа лению, дать исчерпывающей программы по изучению деревни и описать все те приемы и методы, кото рыми такая программа могла бы быть осуществле на. Все же мы попытаемся ниже перечислить те основные пункты, по которым желательно вести изучение любой деревни Эти пункты следует рас сматривать как вехи, как схему, которую можно и следует разработать и расширить до каких угод но пределов. Все изучение деревни мы разбиваем на три основных группы или цикла: 1) Естествен но-историческое, 2) Хозяйственно-Экономическое и 3) Бытовое и Этнологическое. Принятая нами последовательность может быть изменяема в за висимости от местных условий. Можно начать изу чение данной деревни с вопросов хозяйственных или бытовых и наоборот. Но исчерпывающе д е ревня будет обследована и изучена, если это изу чение будет проведено по всем трем намеченным циклам. Деревня и ее окрестности в естественно-исто рическом отношении I Географическое положение деревни В какой местности расположена деревня, в го ристой, на холмах, в котловине, на берегу реки или озера. Защищена ли деревня от ветров или является для них открытой. Является ли мест ность, окружающая деревню, легко доступной. На личие в ее окрестностях лесов, болот, горных це пей (сельг) и отдельных гор Бассейну какого озе ра или реки принадлежит деревня и ее земли. II Некоторые черты климата местности, где рас положена деревня. Если в деревне метеорологических наблюдений не производят, то взять сведения с ближайшие метеорологической станции, указав расстояние до- нее Указать отличительные признаки климата дерев ни, большая или меньшая подверженность морозам, снежным заносам и т. п. в сравнении с соседни ми местностями. Какие в отдельные времена года преобладают ветры. Указать самое снежное и са мое дождливое время в году. Время выпадения первого снега и наступления первого заморозка, а также изчезновение снежного покрова весной и время последнего заморозка. Время вскрытия и замерзания местной реки или озера III Геология местности и распространенные в ней почвы Если есть возможность, желательно установить преобладающие материнские породы местности. Типы почв, встечающиеся в окрестностях деревни: подзолистые, песчанистые, глингстые, болотные, наносные (аллювиальные), каменистые и т. п. Сте пень распространения каждого типа. Составление почвенной карты земель, принадлежащих деревне (хотя бы схематично). Какие почвы используются! населением для полеводства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz