Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 13-14 (1 мая).
№ 13—14 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ 7 Вследствие незаконченности учета, километража и технического обследования дорог, приведенная таблица их протяжения не может считаться пол ной и законченной, тем не менее она дает неко торые измерители мощности дорожного хозяйства как по отдельным категориям, так и по отноше нию к территории и численности населения. Обращает на себя внимание процентное отно шение (36,0) наличия волостных дорог к общему протяжению таковых в АКССР. Его размер и непосредственная близость к крестьянству вызывают наибольшую заботу Прави тельства об этой, именно, категории дорог, нахо дящихся в наихудшем состоянии. Если последующим уче том и статистикой уло вить зависимость колеба ний цен напредметы пер вой необходимости по от ношению к степени насы- щенвости и состоянию пу тей сообщения, то мож но получить картину ог ромных накладных расхо дов Народного Хозяйства, связанных с его бездо рожьем. При общей площади Карельской Республики в 144.597 кв. километров, насыщенность путями со общения в среднем со с тавляет 56,4 пог. метра на 1 кв. кил. Данный показатель удельной плотности сети дорог в 10 раз ниже та кого же показателя для С.С.С.Р. и, наоборот, при край ней малочисленности населе ния АКССР, особенно в север ной части ее, протяжение до рог на одного жителя (31,3 пог. мтр.) в полтора раза выше, чем в С.С.С.Р. Несмотря на это, все же половина населенных пунктов Карелии не обслужена тележ ными дорогами. По докладам <; мест совещанию дорожных работников оказывается, что стоимость ввозимых предметов питания в таких райовах по вышается вдвое. Для наглядности обзора раз мещения на территории АКССР существующих, находящихся в постройке и практикуемых дорог, последние приводятся отдельной схемой с разделением на разряды. Общее состояние сети грун товых дорог АКССР богато разнообразием степеней своего развития, начиная от пешеходновьючных до маги стралей государстг енного, пионерно-колонизацион ного значения. Недостаточность и односторонность заботы о путях сообщения б. царского правительства, после дующие годы импералистической и гражданской войны, базировавшейся больше всего на грунтовых дорогах Карелии, привели их к 1923 году в состо яние 80% негодности мостов и 50% снижения по лезной нагрузки на подводу, вследствие крайней разбитости дорожного полотна. Последнее, во многих местах, поглощаясь лес ными зарослями, доходило всего лишь до 3-х мет ров ширины, на которой с трудом могли раз'ехать- ся встречные подводы (см. фот. 1). В полной зависимости от такого состояния пу тей сообщения Карелии, с образованием Автоном ного Правительства ее, естественно возникла наи большая забота его о скорейшем изжитии бездо- дорожья. К этому времени установилась организа ционная форма управле ния дорожным хозяйством Карелии. Государственные доро ги перешли в непосред ственное заведывание и производство работ распо ряжением Н. К. И С. че рез Окружное Управление Местного Т р ан сп орт а (ОМЕС) и его Карельские • дорожно — строительные участки (5-йв г. Повенце, 6-й в г. Олонце и 7-й в Кеми). Для управления ме стными дорогами Карелии был образован Областной Дорожный Отдел Цен трального Управления Ко ммунального Хозяйства А. К. С. С. Р., а на ме стах, для производства работ— уездные техники при Мест- хозах Уисполкомов. Надзор за правильностью технического состояния и инспектирование на дорогах местного значения возложены на Н. К. П. С. Такая форма управления дорожным хозяйством оста ется до сего времени, улуч шаясь в смысле большей обособленности уездных до рожных техников от других видов обычно возложенного на них строительства в уез дах и расширением прав НК ПС в области надзора, окончательно формулирован ного постановлением ВЦИК‘а от 13/Х1— 1925 г. и Гос планом С. С. С. Р. от 27/1—26 г. В соответствии с общим стремлением, как Правитель ства А. К. С. С. Р.. так и Окружного Управления Ме стного Транспорта к подня тию дорожного хозяйства Карелии, мы видим прежде всего неизменно увеличивающиеся ас сигнования на дорожное строительство; цифры этих ассигнований приведены в таблице (2), печата- мой ниже. Фот. 1-а. Шуйско-Линдозерский тракт в районе Кончезеро.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz