Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 13-14 (1 мая).

№ 13—14 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ 7 Вследствие незаконченности учета, километража и технического обследования дорог, приведенная таблица их протяжения не может считаться пол­ ной и законченной, тем не менее она дает неко­ торые измерители мощности дорожного хозяйства как по отдельным категориям, так и по отноше­ нию к территории и численности населения. Обращает на себя внимание процентное отно­ шение (36,0) наличия волостных дорог к общему протяжению таковых в АКССР. Его размер и непосредственная близость к крестьянству вызывают наибольшую заботу Прави­ тельства об этой, именно, категории дорог, нахо­ дящихся в наихудшем состоянии. Если последующим уче­ том и статистикой уло­ вить зависимость колеба­ ний цен напредметы пер­ вой необходимости по от­ ношению к степени насы- щенвости и состоянию пу­ тей сообщения, то мож­ но получить картину ог­ ромных накладных расхо­ дов Народного Хозяйства, связанных с его бездо­ рожьем. При общей площади Карельской Республики в 144.597 кв. километров, насыщенность путями со­ общения в среднем со с ­ тавляет 56,4 пог. метра на 1 кв. кил. Данный показатель удельной плотности сети дорог в 10 раз ниже та­ кого же показателя для С.С.С.Р. и, наоборот, при край­ ней малочисленности населе­ ния АКССР, особенно в север­ ной части ее, протяжение до­ рог на одного жителя (31,3 пог. мтр.) в полтора раза выше, чем в С.С.С.Р. Несмотря на это, все же половина населенных пунктов Карелии не обслужена тележ­ ными дорогами. По докладам <; мест совещанию дорожных работников оказывается, что стоимость ввозимых предметов питания в таких райовах по­ вышается вдвое. Для наглядности обзора раз­ мещения на территории АКССР существующих, находящихся в постройке и практикуемых дорог, последние приводятся отдельной схемой с разделением на разряды. Общее состояние сети грун­ товых дорог АКССР богато разнообразием степеней своего развития, начиная от пешеходновьючных до маги­ стралей государстг енного, пионерно-колонизацион­ ного значения. Недостаточность и односторонность заботы о путях сообщения б. царского правительства, после­ дующие годы импералистической и гражданской войны, базировавшейся больше всего на грунтовых дорогах Карелии, привели их к 1923 году в состо­ яние 80% негодности мостов и 50% снижения по­ лезной нагрузки на подводу, вследствие крайней разбитости дорожного полотна. Последнее, во многих местах, поглощаясь лес­ ными зарослями, доходило всего лишь до 3-х мет­ ров ширины, на которой с трудом могли раз'ехать- ся встречные подводы (см. фот. 1). В полной зависимости от такого состояния пу­ тей сообщения Карелии, с образованием Автоном­ ного Правительства ее, естественно возникла наи­ большая забота его о скорейшем изжитии бездо- дорожья. К этому времени установилась организа­ ционная форма управле­ ния дорожным хозяйством Карелии. Государственные доро­ ги перешли в непосред­ ственное заведывание и производство работ распо­ ряжением Н. К. И С. че­ рез Окружное Управление Местного Т р ан сп орт а (ОМЕС) и его Карельские • дорожно — строительные участки (5-йв г. Повенце, 6-й в г. Олонце и 7-й в Кеми). Для управления ме­ стными дорогами Карелии был образован Областной Дорожный Отдел Цен­ трального Управления Ко­ ммунального Хозяйства А. К. С. С. Р., а на ме­ стах, для производства работ— уездные техники при Мест- хозах Уисполкомов. Надзор за правильностью технического состояния и инспектирование на дорогах местного значения возложены на Н. К. П. С. Такая форма управления дорожным хозяйством оста­ ется до сего времени, улуч­ шаясь в смысле большей обособленности уездных до­ рожных техников от других видов обычно возложенного на них строительства в уез­ дах и расширением прав НК ПС в области надзора, окончательно формулирован­ ного постановлением ВЦИК‘а от 13/Х1— 1925 г. и Гос­ планом С. С. С. Р. от 27/1—26 г. В соответствии с общим стремлением, как Правитель­ ства А. К. С. С. Р.. так и Окружного Управления Ме­ стного Транспорта к подня­ тию дорожного хозяйства Карелии, мы видим прежде всего неизменно увеличивающиеся ас­ сигнования на дорожное строительство; цифры этих ассигнований приведены в таблице (2), печата- мой ниже. Фот. 1-а. Шуйско-Линдозерский тракт в районе Кончезеро.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz