Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 13-14 (1 мая).

№ 13-14 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ_______________ 5 и в 1913 “ “ 1.299.000 миллионов пудов каменного угля. Вывоз масла с Сибирской железной дороги в 1894 году составлял 486.000 пудов, в 1904 году воз­ рос до 2.937.000 пудов, а в 1913 году достиг 5.518.000 пудов. Сибирская железная дорога единственная, где колонизационные мероприятия были связаны с железной дорогой. Но связь эта была только внешняя, а не непосредственная.*) И тем не ме­ нее, благодаря Сибирской железной дороге резуль­ таты колонизационной работы на развитии Си­ бири сказааись весьма благотворно. Благодаря Сибирской жел. дороге колонизационными ме­ рами за последнее десятилетие перед войной, с затратой ежегодно 25 милл. рублей, удалось достигнут^ в Сибири того, что посевная площадь здесь ежегодно увеличивалась 1 ООО000 десятин, что ежегодно давало стране новых 50 милл. пудов хлеба, т. е. каждый год создавасась новая ценность в 50 милл. рублей. Вывоз масла из Си­ бири достиг 5.000 000 пудов, что в нреводе на довоенные цены составит 7'» 000 000 рублей, т. е. в 11 /2 раза больше, чзм давала русскому народному хозяйству вся русская золотопромышленность. Чи­ стый эксплоатационный доход дороги в 1913 году составил 13 000 000 рублей. Ценность земли, если выразителем ее может служить оброчная подать, возросшая за 10-ти летие с б до 18 милл рублей, увеличилась в 3 раза. Если Сибирская железная дорога, хотя и внеш­ ним образом связанная с мероприятиями по ожив­ лению ее района, дала крупные народно-хозяй­ ственные достижения и может служить показа­ тельным примером некоторого подобия деятель­ ности Американских дорог в русских условиях, tq - Северная железная дорога иллюстрирует обратное. Северная железная дорога строилась в свое время исключительно, как транзитная. Как тако­ вая, она хорошо справилась со своей задачей, но, будучи связана с экономикой слабо заселенного и малоиспользованного еще ее громадного района, своему краю дала очень мало. Из местных грузов обширного Тихвинского уезда, расположенного вблизи мирового порта Ленинграда, с природными условиями не хуже Сибирских, Северная дорога, кроме дров, ничего не получала. Доходность ее зиждилась исключительно на транспортных гру­ зах, преимущественно из вновь колонизованных сибирских районов: 80% всех хлебных, масляных и яичных перевозок Северной дороги, приходи­ лись на сибирские продукты. И Тихвинский край, после проведения дороги, не только не развился, но захирел: сельское хозяйство упало, леса хищ­ нически вырублены, площади из под вырубки за­ болотились. Из 1,500.000 десятин площади Тих­ винского уезда только 200 000 десятин номинально освоено населением а 1.300.000 десятин, или около 5/6 края представляет из себя лесную глушь, в большой части заболоченную. Между тем, при си­ стеме колонизационных начинаний,хотя бы таких, какие имели место в Сибири, одновременно с по­ стройкой Северной дороги, Тихвинский край не­ сомненно дал бы другие народно-хозяйственные достижения. Положительная практика Сибирской и отрица­ тельная в этом отношении Северных железных до*) Колонизацией ведали специальные органы Пересе­ ленческого Управления. рог вскрывает опытным путем целесообразность и в наших условиях связывать с пионерными доро­ гами промышлеано-колонизационные мероприятия. В настоящее время такая задача оирехеленно и возложена на железные дороги. Положением о Правлениях железных дорог последние призыва­ ются к активной творческой роли, как возбудители экономической жизни страны. На железные дороги возлагается выявление экономических возможностей в их районах, приве­ дение в жизнедеятельное состояние производитель­ ных сил и увеличение тем самым как грузооборота дороги, так и общей суммы народно-хозяйственных ценностей. Если это входит в задание железных дорог вообще, то для пионерных железных дорог, в первую очередь. Оживление пустынных окраин Союза наш республик с их нетронутыми еще естественными богатствами ныне, когда Союз нуждается в улуч­ шении своего торгового баланса и значительном импорте товаров, является задачей особо благодат­ ной и срочной. В осуществление этой задачи те слабоиспользованные районы Союза, которые обе­ щают экономическое развитие, войдут в тесную связь с другими районами, повышая их экономи­ ческую емкость, ■ и тем взаимно связываясь, ожи­ вят весь хозяйственный организм страны. Колони­ зация таких районов есть лучшее средство к использованию богатств наших окраин и к строи­ тельству здесь рынка для своей же промышлен­ ности. Опыт колонизации Сибири показывает, что население экстенсивных районов отличается боль­ шой покупательной силой. Вновь колонизованные районы являлись богатыми покупателями товаров и выгодными поставщиками сырья для промышлен­ ности Центра. Обмен промышленных районов Цен­ тра страны с экстенсивными колонизуемыми райо­ нами создает благополучие тех и других. Так тво­ рится народное хозяйство. СССР находится в этом, отношении в счастли­ вых условиях Экономически скрытые пока силы Сибири, Казакстана с его громадными запасами нетронутых каштановых степей, Туркестана с его хлопком, Дальнего Востока и Севера Европейской России с их богатыми рыбными и лесными запа­ сами, все это многообещающие возможности эк­ спорта. Надо лишь найти пути вскрыть богатства этих окраин. Железные дороги, оправдав свою колонизаци­ онную деятельность в Канаде, Америке и Маньч­ журии, могут помочь в этом деле и нам. Наши до­ роги должны отказаться от своей пассивности в ожидании, когда край, ими прорезываемый, посте­ пенно начнет прибавлять им груз, а должны вы­ ступить активными созидателями этих грузов, как это было в Америке и дало блестящие результаты. А для этого, пионерным железным дорогам должны быть предоставлены соответственные рессурсы в виде: земель, недр этих земель, лесов и усиление их организации новыми отделами. Отвод в слабозаселенных районах государствен­ ных земель железным дорогам в бессрочное поль­ зование, как государственным органам, с обяза­ тельством устройства ими местного населения на основании закона о трудовом землепользовании, не противоречит современному правовому земель­ ному строю СССР. Имеете с тем, этот принцип легче согласовать с интересами отдельных федеративных автономий,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz