Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 13-14 (1 мая).
№ 13-14 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ_______________ 5 и в 1913 “ “ 1.299.000 миллионов пудов каменного угля. Вывоз масла с Сибирской железной дороги в 1894 году составлял 486.000 пудов, в 1904 году воз рос до 2.937.000 пудов, а в 1913 году достиг 5.518.000 пудов. Сибирская железная дорога единственная, где колонизационные мероприятия были связаны с железной дорогой. Но связь эта была только внешняя, а не непосредственная.*) И тем не ме нее, благодаря Сибирской железной дороге резуль таты колонизационной работы на развитии Си бири сказааись весьма благотворно. Благодаря Сибирской жел. дороге колонизационными ме рами за последнее десятилетие перед войной, с затратой ежегодно 25 милл. рублей, удалось достигнут^ в Сибири того, что посевная площадь здесь ежегодно увеличивалась 1 ООО000 десятин, что ежегодно давало стране новых 50 милл. пудов хлеба, т. е. каждый год создавасась новая ценность в 50 милл. рублей. Вывоз масла из Си бири достиг 5.000 000 пудов, что в нреводе на довоенные цены составит 7'» 000 000 рублей, т. е. в 11 /2 раза больше, чзм давала русскому народному хозяйству вся русская золотопромышленность. Чи стый эксплоатационный доход дороги в 1913 году составил 13 000 000 рублей. Ценность земли, если выразителем ее может служить оброчная подать, возросшая за 10-ти летие с б до 18 милл рублей, увеличилась в 3 раза. Если Сибирская железная дорога, хотя и внеш ним образом связанная с мероприятиями по ожив лению ее района, дала крупные народно-хозяй ственные достижения и может служить показа тельным примером некоторого подобия деятель ности Американских дорог в русских условиях, tq - Северная железная дорога иллюстрирует обратное. Северная железная дорога строилась в свое время исключительно, как транзитная. Как тако вая, она хорошо справилась со своей задачей, но, будучи связана с экономикой слабо заселенного и малоиспользованного еще ее громадного района, своему краю дала очень мало. Из местных грузов обширного Тихвинского уезда, расположенного вблизи мирового порта Ленинграда, с природными условиями не хуже Сибирских, Северная дорога, кроме дров, ничего не получала. Доходность ее зиждилась исключительно на транспортных гру зах, преимущественно из вновь колонизованных сибирских районов: 80% всех хлебных, масляных и яичных перевозок Северной дороги, приходи лись на сибирские продукты. И Тихвинский край, после проведения дороги, не только не развился, но захирел: сельское хозяйство упало, леса хищ нически вырублены, площади из под вырубки за болотились. Из 1,500.000 десятин площади Тих винского уезда только 200 000 десятин номинально освоено населением а 1.300.000 десятин, или около 5/6 края представляет из себя лесную глушь, в большой части заболоченную. Между тем, при си стеме колонизационных начинаний,хотя бы таких, какие имели место в Сибири, одновременно с по стройкой Северной дороги, Тихвинский край не сомненно дал бы другие народно-хозяйственные достижения. Положительная практика Сибирской и отрица тельная в этом отношении Северных железных до*) Колонизацией ведали специальные органы Пересе ленческого Управления. рог вскрывает опытным путем целесообразность и в наших условиях связывать с пионерными доро гами промышлеано-колонизационные мероприятия. В настоящее время такая задача оирехеленно и возложена на железные дороги. Положением о Правлениях железных дорог последние призыва ются к активной творческой роли, как возбудители экономической жизни страны. На железные дороги возлагается выявление экономических возможностей в их районах, приве дение в жизнедеятельное состояние производитель ных сил и увеличение тем самым как грузооборота дороги, так и общей суммы народно-хозяйственных ценностей. Если это входит в задание железных дорог вообще, то для пионерных железных дорог, в первую очередь. Оживление пустынных окраин Союза наш республик с их нетронутыми еще естественными богатствами ныне, когда Союз нуждается в улуч шении своего торгового баланса и значительном импорте товаров, является задачей особо благодат ной и срочной. В осуществление этой задачи те слабоиспользованные районы Союза, которые обе щают экономическое развитие, войдут в тесную связь с другими районами, повышая их экономи ческую емкость, ■ и тем взаимно связываясь, ожи вят весь хозяйственный организм страны. Колони зация таких районов есть лучшее средство к использованию богатств наших окраин и к строи тельству здесь рынка для своей же промышлен ности. Опыт колонизации Сибири показывает, что население экстенсивных районов отличается боль шой покупательной силой. Вновь колонизованные районы являлись богатыми покупателями товаров и выгодными поставщиками сырья для промышлен ности Центра. Обмен промышленных районов Цен тра страны с экстенсивными колонизуемыми райо нами создает благополучие тех и других. Так тво рится народное хозяйство. СССР находится в этом, отношении в счастли вых условиях Экономически скрытые пока силы Сибири, Казакстана с его громадными запасами нетронутых каштановых степей, Туркестана с его хлопком, Дальнего Востока и Севера Европейской России с их богатыми рыбными и лесными запа сами, все это многообещающие возможности эк спорта. Надо лишь найти пути вскрыть богатства этих окраин. Железные дороги, оправдав свою колонизаци онную деятельность в Канаде, Америке и Маньч журии, могут помочь в этом деле и нам. Наши до роги должны отказаться от своей пассивности в ожидании, когда край, ими прорезываемый, посте пенно начнет прибавлять им груз, а должны вы ступить активными созидателями этих грузов, как это было в Америке и дало блестящие результаты. А для этого, пионерным железным дорогам должны быть предоставлены соответственные рессурсы в виде: земель, недр этих земель, лесов и усиление их организации новыми отделами. Отвод в слабозаселенных районах государствен ных земель железным дорогам в бессрочное поль зование, как государственным органам, с обяза тельством устройства ими местного населения на основании закона о трудовом землепользовании, не противоречит современному правовому земель ному строю СССР. Имеете с тем, этот принцип легче согласовать с интересами отдельных федеративных автономий,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz