Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 13-14 (1 мая).
16 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ № 18—14 зации, которая является продуктом Главкомании и отклоненная в последующих заседаниях Президиу ма Совета Правлений, пытается все же эту Глав- команию. только слегка прикрашенную и несколь ко приодетую, провести под флагом Райкомании- которая тоже ничего не даст, кроме определенного провала и ликвидации тех положительных результа тов, каковые получались в результате деятельности лесозаготовительных органов дорог в 1924/25 г. Отрицательные стороны проекта трестирования лесоснабжения. Задачей настоящей статьи и является подведе ние отрицательных моментов в организации этого тяжело подвигающегося, но как-то протаскиваемо го проекта. Можно констатировать: 1) недопусти мость ссылки инициаторов на распоряжение Н ар кома относительно обязательности такой организа ции, так как директивы Наркома в этом вопросе заключаются в желательности и целесообразности соглашения самих дорог, 2) таковое соглашение не может быть достигнуто иначе, как на основе вза имной целесообразности или даже целесообразнос ти под углом зрения транспорта и его целом; вмес те с тем можно считать, что наличие техническо- ]о аппарата лесоснабжения и лесозаготовок обес печивает выполнение их работы, 3) при централи зации лесозаготовок отпадает хозяйственный сти мул отдельных дорог заготовительниц. которые при существующей сксте*те децентрализованных загото вок имеют некоторый излишек продукции, каковая идет на расширение их капитала (капитал того же транспорта), при создании одновременно у себя грузовых перевозок, что в целом представляет для НКПС определенный экономический фактор и ре гулятор, оказывающий свое влияние при соглаше ниях остальной части транспортных единиц с ле сопромышленными трестами, 4) несомненно, что централизация заготовок явится слишком громозд кой при таких сложных и требующих учета мест ных условий вопросах, как постройка веток при воз рабсилы, проведение сплава и. т. п., что только и может дать надлежащий эффект при существую щих формах лесоразработок средствами самостоя тельных дорог заготовительниц, как со стороны сти мула, так и ответственности и уделения этому воп росу значительного внимания Правлениями дорог и наличия у них стимула. „Райкомания“ и лакомый кусочек— (гвоздь про екта). Все сказанное в равной мере относится и к дру гому проекту—районного об'единеиия дорог, когда ряд дорог района сливаются, образуя специальный лесотрест, например, ряд дорог Сев. Зап. Области, Октябрьская, Мурманская, Сев. 3 ш., Белорусская и другие (беру примерно со слов одного из акти вистов этого проекта). Капиталы, входящие в трест дорог, обезличиваются и работа происходит факти чески при полном освобождении Правлений этих до рог пт ответственности и тем самым при отсутствии заинтересованности, стимула в работе и неуверен ности в выполнении. В случае же неуспеха уха ют транспортные денежки, правда с оставлением организации директоров, лесотрестов, машин, сек ретариатов и т. п. Но не знаю, какой УЦД согла сится заниматься; какой тогда будет авторитет у этого треста, разве создается должность УЦЛЕС— такого института НКПС, как будто бы, организовы вать не собирается. Но если расшифровать экономическую подопле ку всех этих пэпыток, иначе говоря, проекта рай онных об'единений, то это значит, что транспорт ные единицы, не имеющие своего леса, пытаются овладеть массивами, находящимися у других дорог, в порядке управления ими и хозяйствования, а не на договорных началах, как сейчас (обусловленных соответствующими возможностями—проверка каль куляции; нажимом на доставку) и в случае невы полнения задания, не несут никакой ответственно сти (отвечают стрелочники), а все начальство ссы лается на об'ективные условия; сам же обхват ра боты, масштаб района, условия—все разное; аппа рат же механически будет собран и будет не моно литом, а конгломератом при гибких однородных с практическим стажем лесотрестов; участие Прав лений дорог в повседневной практической работе, контроле и т. д. будет отсутствовать, короче эко номический базис настолько непрочен, что провал заранее обеспечен. Конвенция. Другой вопрос—организация конвенции между дорогами, с одной стороны не имеющими лесов, но имеющими деньги, и—наоборот. Резюмируя вышесказанное, надо констатировать, что необходимо, если стоять на реальной почве, предоставить решить этот вопрос снизу, т. е. не- посредстЕенЕо дорогам, которые будут в этом за интересованы, и при их добровольном на то сог ласии. В отношении вопроса организации конвенции, если, как это видно, при Совете Правлений тако вая организуется медленно или не может быть о р ганизована, то необходимо создать ее при ЦУШЕЛ'е. использовав при этом, в качестве аппарата, ХМС. Учитывая политику снабжения дорог в целом и имея в виду, что из года в год надо расширять ор ганизацию снабжения, уходя все дальше и дальше на окраины, что вопросы промышленной разработ ки не могут быть разрешены в ближайшие же го ды без лесовозных магистралей, можно сказать, что вопросы финансирования и правильной работы заклю чаются только в договорных отношениях между доро
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz