Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 12 (20 апр.).
№ 12 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ 7 При небольшой даже доле доверия к ведомству (НКПС) и правильной оценке значения той ответ ственности за результаты работы, о которой ска зано, нельзя не признать, что все предпосылки для правильной и здоровой постановки дела имеются. Заинтересован ли финконтроль на транспорте в результатах работы дороги в такой степени, как дорога? Нет, во-первых потому, что не ответстве нен за хозяйственный результат, во вторых—-пото му, что у него свои ведомственные цели и задачи, совершенно отличные, а иногда и „встречные" ин тересам транспорта. Это— малокачественная заин тересованность. Имеется ли у ФКО аппарат в действии и на ходу? Аппарат имеется и большой и, пожалуй, на бегу, если считать, что бегание по Отделам бес численных сотрудников Финконтроля за *справка ми—есть работа аппарата на ходу. Но действитель ность работы аппарата ФКО сомнительна, ибо к нему поступают в последующем порядке, по исте чении часто двух месяцез документы по обработке их дорогою. Это значит, что все обнаруживаемые ФКО дефекты либо уже известны и прокорректиро ваны, либо известны и не прокорректированы,вслед ствие обстоятельств, влияние которых вряд ли мо же т быть изменено повторением контрольных дей ствий со стороны ФКО и соответствующей перепи ской. Совершенно еетественно, что, не говоря уже о дороговизне последнего обстоятельства, очевидном отсутствии всякой эффективности контроля, такой характер работы НКФ имеет скорее академический смысл. Если сопоставить это обстоятельство с тем, что РКИ, не осуществляя никаких оперативно-хозяй ственных функций, является, в отличие от НКФ, только наблюдающим ведомством, вопрос о переда че РНИ Финконтроля на транспорте следует при знать вполне целесообразным, в целях создания дей ствительно об‘ективного, независимого, вооружен ного необходимым аттрибутом, авторитета кон т роля. Однако, возложенные на контрольные органы НКФ обязанности, вследствие оторванности ФКО от производства контроля в последующем порядке создают серьезные препятствия для осуществления контроля в удовлетворительной форме. Необходи мость освещения вопросов, интересующих ФКО в той степени, в какой это следует, заставляет НКФ пытаться расширить свою компетенцию за пределы финансового контроля в сторону хозяйственных и технических функций транспорта. Резюмируя сказанное, следует признать следую щее: 1) Возложенные на Правление дорог обязанно сти, контроль над хозяйственной, финансовой и технической деятельностью дорог должен быть по ставлен и осуществлен без внимания к тому, создает ли это параллельную работу других ведомств или нет. Если параллелизм будет впоследствии конста тирован, то из этого надлежит сделать единст венный вывод, что посторонние НКПС-у ведомства, ио отнюдь не HH’IIC, должны сократить, во избе жание параллелизма, пределы своей компетенции, ибо для Правлений жел. дорог контроль является обязанностью, вытекающей из ответственности за состояние хозяйства и возложенной на них зако ном, а для НКФ—факультативным правом, расши рение коего считается желательным очень часто только в целях лучшего освещения фактов, НКФ не достаточно знакомых, вследствие отрыва от производства и последующей формы контроля. 2) В целях создания действительно авторитет ного контроля, единого и независимого от ведом ственных интересов, и ввиду наличия органов РКИ, обладающих всеми преимуществами такового, кон трольные органы НКФ, в лице ФКО при Правле ниях жел. дорог, надлежало бы передать как в отношении функций, так и аппарата, соответст венному транспортному контролю РКИ. С н а б ж е н и е Финансовое положение транспорта, конечно, на длежит улучшить не усилением контроля, как это как будто бы предполагается, а улучшением фи нансирования. Финансирование — это пополнение оборотных средств, а в наших условиях— это восстановление оборотного капитала. Но если оборотный капитал до сих пор не выделен, то совершенно невозможно его и восстановлять. Естественно, что когда гово рят о порядке финансирования, речь идет о беспо рядке в финансировании Дороги сами не знают размеров своего оборот ного капитала ни в наличии, ни в перспзктиве. В этом им сильно помогает ЦУЖЕЛ. Централизован ное снабжение не урегулировано должным образом. Дороги долго не звают, с каких заводов надлежит получить продукцию. Снабжение не всегда в со ответствии с заявкою, так напр., одной дороге даны подкладки в размере 126°/0 от заявки, а тор- маза Вестингауза в размере 44°/о. Снабжение запасными частями падает из года в год: в 1922—23 г. той же дорогою получено 80% потребности, „ 1923—24 г. „ „ „ й6°/о ., 1924—25 г. „ „ „ 4(5 % Это все дефекты финансирования, ибо в деле эксплоатации деньги переводятся в материалы в значительной своей части. Однако, недодать материалов первой необходи мости—это значит заставить дорогу обратить де нежные рессурсы на закупку материалов, т. е., перенеся кредит, оставить неудовлетворенной дру гую потребность. Эго значит возвести финансовое
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz