Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 12 (20 апр.).

6 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ № 12 Контроль Хозяйственные потрясения страны, вызванные войной и революцией, поставили перед Союзом Со­ ветских Республик сложную задачу восстановле­ ния транспорта, задачу, разрешевную в настоящий момент почти полностью. Транспорт одним из пер­ вых вышел из кризиса, благодаря прочности своих организационных форм. Применяя органическую точку зрения, следовало бы сказать, что транспорт победил не столько силою нервов, сколько силою мышц: цельностью и крепостью своей прочно сши­ той структуры, накопленной многими десятиле­ тиями технического навыка и традиции. Но управление железнодорожным хозяйством но могло не отразить в своей сфере последующего роста хозяйственного восстановления в смежных транспорту экономических сферах—главным обра- зом в промышленности. В соответствии с общим экономическим под'е- мом в акте организации Правлений на железных дорогах, этот рост был отражен как самым фактом изменения формы управления хозяйством дорог и приданным ей характером децентрализации, так и привлечением в состав Правлений представителей от различных отраслей народного хозяйства. Несмотря на всю сложность железнодорожного хозяйства, концентрация его управления, провоз­ глашенная при организации Правлений, была про­ ведена нужным образом и в полной мере и тран­ спорт впервые получил- широкую общественную базу для работы, правда, фронт ее по независящим от самих хозяйственных единиц причинам посте­ пенно с'ужался. С'ужение общественной базы внутри ведомства с‘узило внимание и общественный инте­ рес к самому транспорту извне и в том числе и со стороны промышленности. Правда, есть невязки в работе и на местах с органами промышленности так, например, опыт Мурманской дороги, имеющей, правда, свои особенности, показал, что в деле предварительного исчисления грузооборота дорогой грузоотправители, в лице госучреждений, несмотря на наличие всех, казалось бы, данных для произ­ водства своевременных заявок о предполагаемых перевозках, никогда не могли дать сколько-нибудь точных и твердых данных на срок более одного месяца. В этом, хотя и частном, примере нельзя не усматривать тех отрицательных сторон сложного прохождения всяких „плановых предположений", которое дает только промышленность. На самом транспорте все производственные расчеты сметы, которые давали бы возможность правильной работы и хозяйствования, остаются пока „предположеииями о плановых предположе­ ниях1*, находящихся на рассмотрении Центра. И если к этому добавить, что главных клиентов д о ­ рог в конечном итоге следует считать „локализо­ ванными" в Москве и „материализованными" в лице нескольких крупных учреждений —„Хлебоэк- спорта“, ВТС, Донугля и т. д.,—то контакт с про­ мышленностью, как и торговлей, в предположенной Положением о Правлениях форме еще не нащу­ пал нужного звена для увязки. Кой-какая увязка была в финансовом деле с Промбанком, но надо сказать, что и пассивы Промбанка подкреплялись транспортом в достаточном соответствии с теми размерами кредитования, которыми пользовался транспорт. Единственным включенным в состав Правлений ведомством, не составившим себе целей особой связи и поддержки, являлся НКФ. Представитель­ ство НКФ, введенное на транспорте в целях бюд­ жетного контроля, затем упразднено СНК. в конце прошлою года за нецелесообразностью. Однако, взамен его, но с большим риском для благополучного развития транспорта, усилено пред­ ставительство НКФ в иной, скрытой, но более „серьезной" форме. На ведомство финансов, высту­ пающее в данном случае в качестве „наблюдающего ведомства", возложена в лице ФИО при Правлениях дорог ревизия доходов и расходов.транспорта. Обремененное обязательством исполнения бюд­ жета и финансовой программы, ведомство финан­ сов „заинтересовано" в делах транспорта в такой же степени, как и в иных отраслях народного хо­ зяйства. Если признать заинтересованность осно­ ванием для контроля, то этому же контролю НКФ нужно подвергнуть всю хозяйственную деятельность страны, проводимую всеми госучреждениями и госпредприятиями. Однако, эта же заинтересованность может слу­ жить основанием для серьезных возражений против контроля НКФ на TOiVi простом основании, что кон т ­ роль должен быть независим и об‘ективен. Наличие хозяйственных и оперативных признаков в работе НКФ сугубо „ведомственного" характера вышена­ званных качеств за контролем НКФ не позволяют признавать. 1 Правильность, законность, целесообразность и хозяйственность распоряжений на транспорте прежде всего, учитываются в порядке предвари­ тельном самим ведомством в лице Правления и за­ тем Контрольного Отдела дороги (ЧГ). Ведомство НКПС в этом заинтересовано в большей степени? чем НКФ, в силу возложенной на него ответственно­ сти за хозяйственный результат. Э т о—доброкаче­ ственная заинтересованность. В распоряжении ведомства НКПС для целей контроля имеется весь аппарат дороги в действий, на ходу. Корректирование работы осуществляется простым актом внутри-ведомственного непосред­ ственного распоряжения. Данные дня корректиро­ вания к моменту контрольного действия - налицо, в своем же аппарате.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz