Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 10-11 (1-10 апр.).

№ 10— 11 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ 7 Рассмотрение цифр этой таблицы показывает, что Мурманская железная дорога уже в первый гсд своего пользования предоставленной ейтеррито рией развивает на ней значительную лесопромыш­ ленную работу. Из таблицы видно, что из всейдре­ весины, которая получена с предоставленной терри­ тории, 2/з—66% реализовано лесозаготовительными организациями дороги и лишь х/з—33% другими потребителями леса, в числе которых были и Се- веролес и Севзаплес. В следующий год, 1924—25 Мурманская железная дорога берет уже 79% все­ го отпуска древесины с территории колонизацион­ ного отвода. На следующий 1925—26 год она за­ готовляет на своей территории уже 90,7% ьсей древесины, которая реализуется на этой террито­ рии. Последняя цифра—минимальная. Возможно, что она будет выше Это значит, что Мурманская железная дорога развивает на предоставленной ей дороге производ­ ственную промышленную работу. Она не ограни­ чивается только собиранием с этой территории платежей рентного характера, но эксплатирует тер­ риторию через посредство своих вспомогательных промышленных аппаратов. Таким образом, дорогой этим путем не только создается денежный коло­ низационный фон I, как финансовая основа для ко­ лонизационной работы в крае, но реализуется и значительное количество столь нужного в народ­ ном хозяйства Союзг товара, как древесина. Нуж­ но отметить при этом, что этот товар идет на пот­ ребление внутри страны, а не на экспорт. В ча­ стности нм широко снабжается транспортное хо­ зяйство, получающее значительное количество шпал, заготовляемых Мурманской железной дорогой. Мало того, дорога, развивая свое лесопромышленное про­ изводство в колонизуемом крае, способствует наи­ более полному сбыту древесины из лесов не толь­ ко колонизационного отвода, но и из лесов в пре­ делах Карелии, не входящих в границы этого от­ вода. Дорогой в колонизуемом крае уже сооруже­ ны два лесопильных завода, строятся еще два и проектируется к постройке еще один. Мощность всех этих заводов такова, что они потребуют для распиловки от 700 до 800 тысяч бревен. Для того, чтобы заготовить в лесу нужное для заводов, построек и выделки шпал количество дре­ весины, чтобы сплавить ею на складочные пункты, чтобы транспортировать его к местам переработки, чтобы, наконец, переработать его в ту или другую продукцию (пиленый материал, шпалы и проч.)— нужно очень большое количество рабочих рук. Э, у нужду в периоды заготовок не может удовлетво­ рить местное население—-старожилов и переселен­ ческое вместе. Пока привоз временных рабочих не избежен и, как упоминалось выше, практикуется. Ясно, таким образом, что недостатка в заработках, в приложении труда к производственной работе в крае при данных условиях для переселенцев не существует. Поэтому, нет никаких оснований опа­ саться, что хозяйство переселенцев может оказать­ ся в критическом положении из-за того, что нет заработков Их вполне достаточно, даже если при­ нять во внимание только лесопромышленную дея­ тельность в крае. Кроме же того развивается добыча ископаемых в виде кварца, полевого шпата и слюды. На этом деле в крае работает одно частное предприятие „Мурманское Горнопромышленное Товарищество" и государственное „Акционерное Общество Карел- мурсиликат", в котором об'единились Совнархоз Карелии, Продасиликат и Мурманская железная дорога. Годовая добыча названных минералов исчис­ ляется сотнями тысяч пудов. В пределах отвода построены в 1925 году два кирпичных завода производительностью до 1*/а мил­ лионов штук кирпича. Развивается кустарное смолокурение, кожевен­ ное дело, производство кровельной дранки. Переселенческое население об'единяется в раз­ личные произвоаственные артели, товарищества, кооперативы. К настоящему времени имеется две­ надцать таких об'единений. Они образовались с сельско-хозяйственными и промышленными целями. Словом,' можно считать наступившим момент, когда сельско-хозяйственное и промышленное про­ изводство в колонизуемом районе развилось на­ столько; что использование трудовой силы местно­ го населения как старожилого, так и переселен­ ческого является вполне обеспеченным. Работа вспомогательных промышленно-коммер­ ческих предприятий дороги вместе с работой Ко­ лонизационного Отдела Правления суммируется, таким образом, в последовательную систему коло­ низации края, как направляемая по линии увели­ чения населенности края, но вместе с тем сопря­ женная с мерами для развития производства; как достигающая несомненно увеличения сельско-хо- зяйственной и особенно промышленной продукции, колонизационная работа в районе дороги является фактическим выполнением части огромных задач колонизации, выдвинутых государством. Из изложенного видно, что первая фаза коло­ низационнойработы в Карельско Мурманском крае,— первая фаза, когда центром внимания было созда­ ние и устройство первоначальных колонистских кадров и пионерно-колонизационных очагов дол­ жна считаться закончившейся. Наступает момент, когда колонизационной работе надо придать новое направление диктуемое общими государственными задачами и кон‘юнктурной обстановкой. Каково же должно быть это направление? Ответ на этот воп­ рос изложен в изданных Правлением Мурманской железной дороги тезисах. Дело водворения и устройства переселенцев в колонизуемых районах должно, по тезисам, ве­ стись в ближайшие годы по следующим направ­ ляющим линиям: а) меры для укрепления хозяй­ ства тех переселенцев, которые уже водворены на отведенных для этого землях, с назначением для этого ссудного кредита лишь в той мере, в какой указанные переселенцы не использовали еще его до установленных норм; б) отбор переселенцев для дальнейшего водворения на землях, которые отво­ дятся для этого в последующих годах при жестком выполнении изложенных в ст. 18 Правил о коло- низационно-переселенческих мероприятиях, указа­ ний о предпочтительности водворения в районе дороги выходцев северных губерний, и при соблю­ дении провозглашенного центром принципа, заклю­ чающегося в том, что при современных условиях и задачах переселения необходимо повысить в со­ ставе переселенцев до максимума процент обеспе­ ченных имущественно или денежно, ибо необеспе­ ченные переселенцы создать на местах поселения крепкого, производительного хозяйства не смогут. Параллельно должны развивать свою работу вспомогательные предприятия дороги, причем, од­ нако, они должны быть построены на чисто дело­ вых началах и ни в коем случае не могут и не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz