Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 10-11 (1-10 апр.).
№ 10— 11 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ 7 Рассмотрение цифр этой таблицы показывает, что Мурманская железная дорога уже в первый гсд своего пользования предоставленной ейтеррито рией развивает на ней значительную лесопромыш ленную работу. Из таблицы видно, что из всейдре весины, которая получена с предоставленной терри тории, 2/з—66% реализовано лесозаготовительными организациями дороги и лишь х/з—33% другими потребителями леса, в числе которых были и Се- веролес и Севзаплес. В следующий год, 1924—25 Мурманская железная дорога берет уже 79% все го отпуска древесины с территории колонизацион ного отвода. На следующий 1925—26 год она за готовляет на своей территории уже 90,7% ьсей древесины, которая реализуется на этой террито рии. Последняя цифра—минимальная. Возможно, что она будет выше Это значит, что Мурманская железная дорога развивает на предоставленной ей дороге производ ственную промышленную работу. Она не ограни чивается только собиранием с этой территории платежей рентного характера, но эксплатирует тер риторию через посредство своих вспомогательных промышленных аппаратов. Таким образом, дорогой этим путем не только создается денежный коло низационный фон I, как финансовая основа для ко лонизационной работы в крае, но реализуется и значительное количество столь нужного в народ ном хозяйства Союзг товара, как древесина. Нуж но отметить при этом, что этот товар идет на пот ребление внутри страны, а не на экспорт. В ча стности нм широко снабжается транспортное хо зяйство, получающее значительное количество шпал, заготовляемых Мурманской железной дорогой. Мало того, дорога, развивая свое лесопромышленное про изводство в колонизуемом крае, способствует наи более полному сбыту древесины из лесов не толь ко колонизационного отвода, но и из лесов в пре делах Карелии, не входящих в границы этого от вода. Дорогой в колонизуемом крае уже сооруже ны два лесопильных завода, строятся еще два и проектируется к постройке еще один. Мощность всех этих заводов такова, что они потребуют для распиловки от 700 до 800 тысяч бревен. Для того, чтобы заготовить в лесу нужное для заводов, построек и выделки шпал количество дре весины, чтобы сплавить ею на складочные пункты, чтобы транспортировать его к местам переработки, чтобы, наконец, переработать его в ту или другую продукцию (пиленый материал, шпалы и проч.)— нужно очень большое количество рабочих рук. Э, у нужду в периоды заготовок не может удовлетво рить местное население—-старожилов и переселен ческое вместе. Пока привоз временных рабочих не избежен и, как упоминалось выше, практикуется. Ясно, таким образом, что недостатка в заработках, в приложении труда к производственной работе в крае при данных условиях для переселенцев не существует. Поэтому, нет никаких оснований опа саться, что хозяйство переселенцев может оказать ся в критическом положении из-за того, что нет заработков Их вполне достаточно, даже если при нять во внимание только лесопромышленную дея тельность в крае. Кроме же того развивается добыча ископаемых в виде кварца, полевого шпата и слюды. На этом деле в крае работает одно частное предприятие „Мурманское Горнопромышленное Товарищество" и государственное „Акционерное Общество Карел- мурсиликат", в котором об'единились Совнархоз Карелии, Продасиликат и Мурманская железная дорога. Годовая добыча названных минералов исчис ляется сотнями тысяч пудов. В пределах отвода построены в 1925 году два кирпичных завода производительностью до 1*/а мил лионов штук кирпича. Развивается кустарное смолокурение, кожевен ное дело, производство кровельной дранки. Переселенческое население об'единяется в раз личные произвоаственные артели, товарищества, кооперативы. К настоящему времени имеется две надцать таких об'единений. Они образовались с сельско-хозяйственными и промышленными целями. Словом,' можно считать наступившим момент, когда сельско-хозяйственное и промышленное про изводство в колонизуемом районе развилось на столько; что использование трудовой силы местно го населения как старожилого, так и переселен ческого является вполне обеспеченным. Работа вспомогательных промышленно-коммер ческих предприятий дороги вместе с работой Ко лонизационного Отдела Правления суммируется, таким образом, в последовательную систему коло низации края, как направляемая по линии увели чения населенности края, но вместе с тем сопря женная с мерами для развития производства; как достигающая несомненно увеличения сельско-хо- зяйственной и особенно промышленной продукции, колонизационная работа в районе дороги является фактическим выполнением части огромных задач колонизации, выдвинутых государством. Из изложенного видно, что первая фаза коло низационнойработы в Карельско Мурманском крае,— первая фаза, когда центром внимания было созда ние и устройство первоначальных колонистских кадров и пионерно-колонизационных очагов дол жна считаться закончившейся. Наступает момент, когда колонизационной работе надо придать новое направление диктуемое общими государственными задачами и кон‘юнктурной обстановкой. Каково же должно быть это направление? Ответ на этот воп рос изложен в изданных Правлением Мурманской железной дороги тезисах. Дело водворения и устройства переселенцев в колонизуемых районах должно, по тезисам, ве стись в ближайшие годы по следующим направ ляющим линиям: а) меры для укрепления хозяй ства тех переселенцев, которые уже водворены на отведенных для этого землях, с назначением для этого ссудного кредита лишь в той мере, в какой указанные переселенцы не использовали еще его до установленных норм; б) отбор переселенцев для дальнейшего водворения на землях, которые отво дятся для этого в последующих годах при жестком выполнении изложенных в ст. 18 Правил о коло- низационно-переселенческих мероприятиях, указа ний о предпочтительности водворения в районе дороги выходцев северных губерний, и при соблю дении провозглашенного центром принципа, заклю чающегося в том, что при современных условиях и задачах переселения необходимо повысить в со ставе переселенцев до максимума процент обеспе ченных имущественно или денежно, ибо необеспе ченные переселенцы создать на местах поселения крепкого, производительного хозяйства не смогут. Параллельно должны развивать свою работу вспомогательные предприятия дороги, причем, од нако, они должны быть построены на чисто дело вых началах и ни в коем случае не могут и не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz