Вестник Карело-Мурманского края. 1926, № 10-11 (1-10 апр.).

М 10— 11 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ тому оно не всегда может действовать, как местный, краевой орган. В виду указанной заинтересованности Карелии в развитии дороги следует отметить необходимость согласования планов подсоб­ ных предприятий дороги с Совнархозом Карелии. Можно предполагать, что даль­ нейшее развитие подсобных предприятий будет итти через акционирование с К аре­ лией— в отношении ряда мелких предприя­ тий, отдельных заводов, стекольных, цемент­ ных, кирпичных и проч. Необходимо также акционирование в отношении постройки электростанции для выплавки аллюминия и ферросилиция в Надвойцах, а также в том предприятии, которое возникает в ближай­ шее время в районе Выг-озера по выплавке чугуна и пр. Нельзя упускать из виду и возможности использования огромного ко­ личества дров; дорога обязана это учесть и перейти на дровянизацию. Постройка веток и организация путей сообщения из сумм колонизационного фонда и бюджета Карелии является также вопро­ сом обоюдной заинтересованности, как К а ­ релии, так и дороги. В общем можно констатировать, что в отно­ шении путей сообщения и промышленности мы имеем экономическую увязку с Карелией, расхождения же происходят вследствие непра­ вильных уклонений исполнительных органов от данных им директив. 2. К а р л е с и Ж елл е с . Учитывая указанные общие, можем ска­ зать, вполне благоприятные выводы, мы приходим к разрешению вопроса о том, следует ли сосредоточить лесное дело в исключительном монопольном ведении Кар- леса,-или же допустимо существование на­ ряду с ним и дорожных лесных предприя­ тий. Ответ может быть дан в форме безу­ коризненной логической цепи: лишение до­ роги ее лесоразработок подрывает подсоб­ ные предприятия дороги, следовательно и ее колонизационные мероприятия, что при дальнейшем движении в том же направле- ныи поведет к постановке вопроса о целе­ сообразности существования Мурманской ж. д. и к замедлению роста хозяйства Ка­ релии с ударом как раз по Карельской лес­ ной промышленности, которая без ожив­ ленно функционирующей жел. дороги не может развиться, особенно l работе на им­ порт. Следовательно, Карелия и прежде всего ее лесная промышленность кровно заинтересо­ ваны в том, чтобы лесные предприятия от до- Karjalan mielenkiinnon takia rautatien kehi- tykseen on todettava valttamattomaksi, etta rautatien apuliikkeiden suunnitelmat yhdenmu- kaistutetaan Karjalan Kansantalousneuvoston kanssa. Apulaitosten vastainen kehitys tulee luuttavasti tapahtumaan yhdessa Karjalan kanssa, muodostamalla osakeyhtoita useista pienemmista laitoksista, kuten lasi-, sementti-, tiili-, y. m. tehtaista. Samoin on osakeyhtioiden perustaminen valttamatčn myos sahkovoimalai- toksen rakentamiseksi Nadvoitsaan aluminiumin ja ferrosilitsiumin valmistamista varten seka siihen laitokseen nahden, joka lahiaikoina tulee perustettavaksi Uikujarven piiriin raudan sula- tusta varten. Ei myos saa jattaa huomioon ottamatta suurten polttopuumaarien kayttomah- dollisuuksia; rautatien on siirryttava halkojen kayttčon polttoaineena. Haararatojen rakentaminen ja kulkuteiden jarjestaminen asutusrahaston ja Karjalan budje- tin varoilla on yhtapaljon Karjalan kuin rauta- tien etujen mukaista. Yleensa voidaan todeta, etta kulkuteihin ja teollisuuteen nahden me omaamme taloudelliset siteet Karjalan. kanssa, toisistaan etaantyminen on tapahtunut ainoastaan toimeenpanevien elinten, niille annetuista ohjeista poikkeamisesta. 2. KA R EL LE S JA SHELLES . Ottaen huomioon mainitut yleiset, voi sanoa, taysin suotuisat johtopaatčkset, siirrymme ratkai- semaan kysymysta, onko metsaala keskitettava Karellesille yksinoikeuksilla, vai voidaanko sallia sen rinnalla rpyos rautatien omistamia metsaliik- keita. Vastauš tahan voidaan antaa moitteetto- man todisteltun vaitteen muodossa: rautatiella olevien metsatyomaiden ottaminen pois silta vahingoittaa rau'tatien apuliikkeita ja siis myos asutustoimenpiteita, mika, samaan suuntaan edelleen mennessa tulee johtamaan kysymyksen asettamiseen Muurmannin rautatien olemassaolon tarkoituksenmukaisuudesta ja hitaampaan К а з а ­ ки talouden kehitykseen, taman koskiessa myos Karjalan metsateollisuuttta, joka ei paase kehittymaan ilman vilkkaasti toimivaa rautatieta. Siis on Karjalan ja ennen kaikkea sen metsa- teollisuuden etujen mukaista, ettei rautatielta poistettaisi sen metsaliikkeita, vaan etta ne menestyksella kehittyisivat. Niiden edelleen kehittyminen tulee herat- tamaan kysymyksen voimassaolevan metsan- luovutusjarjestyksen uudelleen kasittelemisesta. Raudansulatusteollisuudessa tullaan myos tarvitsemaan paljon polttopuita; hakkausten laajentaminen on taas riippuvainen kulkuteiden

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz